Урок литературы Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева Конь с розовой гривой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе

«Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева

«Конь с розовой гривой»


Тема. Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель. Познакомить с биографией писателя В.П.Астафьева, выявить нравственные проблемы, поднимаемые в рассказе, развивать навыки анализа текста.

Эпиграф: "Задача писателя -

противо­стоять злу, утверждая добро»

В.Астафьев.


ХОД

I. Организация класса.

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

-Прослушайте отрывок, вспомните, из какого произведения он взят и кто его автор:

«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! Пускай оно и невелико, не то, что, скажем, Байкал, но Васютка сам его нашел и людям показал».

(Это отрывок из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», изученного в 5 классе)

- О чем этот рассказ? (О мальчике, который заблудился в тайге и нашел озеро, впоследствии названное его именем).

-Какие нравственные качества героя рассказа вы можете перечислить? (Стойкость, мужественность, смелость, силу духа).

-Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

Для чего был приведен отрывок из рассказа В.П.Астафьева? (Мы будем сегодня изучать другое произведение этого писателя, узнаем что-то новое о самом писателе.)

ЗАПИСЬ числа и темы урока.

-Как вы понимаете тему урока? (Мы будем говорить о том, какие нравственные проблемы поднимает писатель в своем рассказе и актуальны ли они сегодня).

-Что - такое, по-вашему, нравственность? (дети отвечают)

-А вот как определяется это понятие в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова:

«Нравственность - правила, определяющие пове­дение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих качеств».

-Какие нравственные качества вы знаете? (Честность, скромность, доброта, порядочность, достоинство, справедливость, милосердие, чувство долга, совестливость и др.)

-Совесть называют мерилом нравственности. В.И.Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» так пишет: «совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, внутреннее сознание добра и зла».

- А какие пословицы на тему нравственности вы знаете? Послушайте:

Суди о человеке не по красоте одежды, а по красоте души /русская/.

Красота не во внешности, а в манерах /башкирская/

Самолюб никому не люб /русская/.

Самолюбие да самомнение - с высокой горы падение / башкирская /.

Дети приводят свои примеры пословиц, поговорок о нравственности.


III. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

1. Обращение к портрету писателя.

2 Сообщение основных биографических сведений о Викторе Петровиче Астафьеве.

Работа по схеме:

Урок литературы Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева Конь с розовой гривойд .Овсянка Красноярского края ж/д школа,

Высшие литературные

курсы ,1959г.

I мая 1924г.

Изображение людей с

несложившейся судьбой,

взаимоотношения человека и природы

Кража 1965г.
Последний поклон 1967г

Пастух и пастушка 1971г.

Царь-рыба 1976г
Печальный детектив 1985г.

Все творчество В.П.Астафьева пронизано верой в человека, в его доброе начало и жизнестойкость. Его имя стоит в одном ряду с такими писателями, как Ф.Абрамов, В.Белов, В.Быков, В.Шукшин и др., исповедующими принцип "нравственность есть правда» как непременное условие художественности. Идеал Астафьева-человек, умеющий добротой своей предотвращать зло.

З. История написания рассказа.

Писать рассказы для детей В.Астафьев начал давно, у него выходили книги для детей, но в 1957г. он приступает к циклу рас­сказов о собственном детстве, впоследствии объединенных в книге «Последний поклон». Центральный образ книги, к которому обращена неизменная любовь писателя- образ бабушки. Ей, Екатерине Петров­не, в первую очередь бьет благодарный земной поклон автор. Герой рассказа - Витя Патылицын - сирота, воспитываемый бабушкой Катериной Петровной.

4. Изображение быта и жизни сибирской деревни.

-В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.

- Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»?

- Почему пряник конем был для героя особенно желанным?

- Какие слова вам показались необычными или были непонятны?

- Почему, по-вашему, автор использует их в своем произведении?

5. Анализ произведения, образы.

-От чьего лица ведется повествование?

- Кто в центре повествования?

- Каков герой в начале повествования, кто он, как выглядит, каковы его семья, окружение? /устное рисование/

- Что было главной целью жизни героя? 0бъясните, почему героя неудержимо тянуло к Левонтьевым? Что его привлекало в этой семье?

- Расе кажите о семье Левонтьевых. Какие впечатления остались у рассказчика? (привести примеры из текста)

- Прочитайте отрывок о том, как вели себя левонтьевских ребятиш­ки по дороге в лес, что делали?

-Найдите в тексте слова, которые передают отношение писателя к этим детям. («левонтъевские орлы» в др. эпизодах - «бьются братья Левонтьевы», «левонтьевская орда»)

-Каким образом герой рассказа был втянут в тяжкий обман? (чтение по ролям).

-Какие новые черты героя раскрываются в этом эпизоде? (подвер­женность чужому влиянию,

слабохарактерность) А как бы вы посту­пили на его месте?

- В чем проявилась жестокость детей? Ваше отношение к этому поступку?

- Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, ее интонации, в поведении героя?

- Когда переживания героя особенно обострились?

-Расскажите о бабушке Катерине Петровне. (используя иллюстрацию в учебнике). Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конем? Как из черты ее характера проявились в этом эпизоде? (любовь, доброта, милосердие)

5. Работа с иллюстрацией

-Какой эпизод запечатлел художник? Что передано наиболее удачно?

Обращение к рисункам и поделкам учащихся, демонстрация.

- Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории?

Как с этим связаны заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой!»

- Ребята, а случалось ли что-нибудь подобное с вами? Огорчали ли вы своих близких? Как поступали ваши бабушки? Все ли бабушки поступают, как Катерина Петровна?

- А как бы вы поступили на месте бабушки?

Зачитывание отрывков из сочинений учащихся о своей семье.

IV. ОБОБЩЕНИЕ.

- Чему учит нас этот рассказ? Какие выводы можно сделать? Для чего писатель воспроизвел этот эпизод из своего детства?

(Чтобы мы задумались о нравственных качествах - дружбе и долге, честности и правдивости, доброте и человечности)

- Что осуждает писатель в рассказе? (жадность, лживость, безволие, недоброжелательность, пьянство)

-Приведите примеры пословиц на эти темы:

Добрая совесть злому ненавистна /русская/.

Совестливому бессо­вестный не товарищ /башк./

У лжи ноги коротки /рус./

Ложь - на один день, а истина - на века /башк./

Дети приводят свои примеры пословиц.

- Можно ли сказать, вернувшись к эпиграфу нашего урока, что Астафьев противостоит злу, утверждая добро?

V. САМООЦЕНКА работы учащихся.

VI. ДОМ.ЗАДАНИЕ - прочитать повести Астафьева из сборника «Последний поклон».

3

© 2010-2022