Урок развития речи Деление текста на части. План

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работать над планом- это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы. М.А.Рыбникова

Как составлять план текста 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2.Определите тему и основную мысль текста. 3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.

Как составлять план текста 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2.Определите тему и основную мысль текста. 3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.

Как составлять план текста 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2.Определите тему и основную мысль текста. 3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.

Как составлять план текста 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2.Определите тему и основную мысль текста. 3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.

Как составлять план текста 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2.Определите тему и основную мысль текста. 3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.

Как составлять план текста 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2.Определите тему и основную мысль текста. 3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.

Как составлять план текста 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2.Определите тему и основную мысль текста. 3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.

Урок 21 6 класс __________________________

Тема: Деление текста на части. План.

Цель урока:1. Образовательные:учить членить текст и озаглавливать части;совершенствовать умение выделять и формулировать главную мысль в прочитанном тексте;вырабатывать орфографическую зоркость2. Развивающие: развивать память; развивать устную и письменную речь учащихся;развитие информационной компетенции;3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к чувствам других,прививать интерес к художественному слову

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.- Ребята, слышали ли вы случаи, когда животные спасают жизнь человеку? - Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова изложение? - Какие учебные задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Запомнить текст, определить его тему и основную мысль; составить план текста; по нему грамотно записать текст.)

II. Работа над текстом.

а) Определение этапов работы с текстом.

- Чтобы наша деятельность была продуктивной, давайте составим план работы.

Прочитать (прослушать) текст. Определить его тему и основную мысль. Озаглавить.Найти в тексте опорные слова.Составить план. Разделить текст на части и каждую из них озаглавить.Найти слова, которые нужно проверять, объяснить их написание.Еще раз внимательно прочитать текст. Обратить внимание на употребление слов и словосочетаний.Написать текст, проверить свою работу.- Итак, начнем с первого шага.

б) Чтение текста (учителем). Определение его темы и основной мысли.

Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски и кинулась в дверь.

Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.

Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку.

(По Б. Зубкову)

- Какой это текст по типу? (Текст - повествование.)

- Определите его тему. (В тексте идет речь о самой обыкновенной собаке.)

- А основная мысль? (Чудо-спасение людей от землетрясения.)

- Подумайте, с какой целью автор рассказал этот случай? (Чтобы люди были внимательнее к животным.)

- Давайте в словарях найдем значение слова геолог. (Специалист по геологии). Геология - комплекс наук о строении, составе и истории земной коры и земли, о методах изыскания полезных ископаемых.

- Каждая группа сейчас получит текст, внимательно его перечитает и составит вопросы по содержанию.

- Задайте вопросы своим товарищам.

в) Выделение опорных слов текста.

- Переходим к следующему этапу работы. Найдите в тексте опорные слова, которые вам помогут при изложении текста. (Много подсказать, поведение, рассматривал геологические карты, дремала, вдруг рванулась, схватила, выхватила, кинулась, собака взбесилась, землетрясение.) (Слова записывают на доске.)

- Что заметили? (В основном это глаголы, которые помогут вспомнить последовательность действий.)

г) Деление текста на части, составление плана.

Дети в группах самостоятельно текст делят на смысловые части и озаглавливают их.

Зачитывание своих планов и их коллективное обсуждение (если дети согласны, то поднимают зеленый сигнальный круг, если нет, красный).

- Какую часть рассказа вы считаете главной? Как вы ее озаглавили? (Перед землетрясением.)

- Какое название вы предлагаете первой части? (Поздним вечером.)

- Как можно озаглавить третью часть? (Спасение.)

Запишите свои планы к себе в тетрадь.

д) Лексико-орфографическая подготовка.

(У детей забирается предыдущий текст и раздается новый, с пропущенными орфограммами, где дети заполняют коллективно пропуски.)

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку.

(По Б. Зубкову)

- На какие орфограммы были пропуски? (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые; сочетания чк, чн; жи, ши; парные согласные на конце слова; непроизносимые согласные; написание предлогов и приставок; запятые в предложениях с однородными членами.)

III. Итог урока.

Группы зачитывают свои тексты. Дети оценивают результат.

- Какой этап урока у вас вызвал трудности?

- Что понравилось?

- Чему научились?





Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака.

Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски и кинулась в дверь. Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он выбежал из дома.

И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение. Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку. (По Б. Зубкову)

________________________________________________________________________

Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака.

Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски и кинулась в дверь. Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он выбежал из дома.

И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение. Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку. (По Б. Зубкову)

________________________________________________________________________

Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака.

Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски и кинулась в дверь. Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он выбежал из дома.

И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение. Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку. (По Б. Зубкову)

________________________________________________________________________

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных. Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку. (По Б. Зубкову)

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных. Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку. (По Б. Зубкову)

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных. Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку. (По Б. Зубкову)

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных. Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку. (По Б. Зубкову)

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных. Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку. (По Б. Зубкову)

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных. Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку. (По Б. Зубкову)



© 2010-2022