Классификация диктантов по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сулейменов Серикболат Алпысович учитель русского языка и литературы Кызылкайынской СШ Алакольского района

Алматинской области Республики Казахстан Классификация диктантов по русскому языку

Классификация диктантов по русскому языку

Задача и содержание проверки знаний учащихся по русскому языку определяются характером задач обучения данному предмету и его содержанием.
В последние годы дидактами, методистами русского языка и учителям - словесниками все более отчетливо осознается ведущая функция предмета «Русский язык»- вооружить учащихся практическими умениями и навыками свободного владения языком в устной и письменной форме его использования.
Для того, чтобы научиться грамотно говорить и писать на русском языке, надо помнить многие определения, правила, а также сведения о различных фактах языка, которые рассматриваются в школе только практически или регулируются индивидуальными нормами. Следовательно, обучая, необходимо контролировать усвоение нужных знании.
По целевой установке проверка знаний может быть обучающей и контрольной. Такое разграничение, конечно, условно, ибо любая обучающая проверка выполняет функцию контроля, так же как и контрольная не безучастна к процессу обучения.
В своей педагогической практике большое внимание я уделяю проверке и оценке орфографической грамотности. Орфографическая грамотность - один из важнейших видов грамотности, формируемый у школьников на уроках русского языка. Под орфографической грамотностью подразумевается умение правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, пробел, контакт) при передаче звучащей речи на письме в соответствии с принятыми правилами правописания.
Одним из основных методов проверки знаний учащихся является диктант. Диктант, как известно, - это учебная работа учителя и учеников, состоящая в том, что учитель диктует текст, а ученики записывают его по слуху. В таком виде диктант используется для контролирования знаний учащихся (контрольный диктант)
Обучающий диктант отличается от контрольного тем, что сопровождается устным разбором - рассуждением пишущих: применением правила вслух.
В зависимости от того, в какой последовательности чередуются запись текста под диктовку и рассуждения пишущих, различаются такие приемы обучающего диктанта:
- предупредительный (рассуждение предшествует записи),
- объяснительный (запись предшествует рассуждению),
- комментированный (рассуждение ведется в процессе записи).
Все три приема диктовки могут усложняться дополнительными заданиями: записать не весь диктуемый текст, а выбирая из него лишь слова с заданными орфограммами (творческий диктант), записать лишь схемы диктуемых слов (графический диктант) или цифровые обозначения морфем (цифровой диктант).
Нами, учителями русского языка и литературы школ с казахским языком обучения, все приемы диктовки используются для закрепления правил орфографии и пунктуации; отдельные же приемы могут применяться и в работе по лексике и грамматике, а отдельные же приемы применяются и в работе по лексике и грамматике.

Считаю, что нелишне будет представить в рамках научно-методической статьи классификацию диктантов, особенно для наших молодых коллег-русистов, так как свежую литературу по этому вопросу в последние годы, практически не встретишь.
1) Предупредительный диктант
Порядок работы:
1) диктующий читает слово (или предложение);
2) один из пишущих повторяет его;
3) называется орфограмма;
4) вызванный учащийся производит ее разбор приемом рассуждения;
5) текст записывается, подчеркивается орфограмма.
2) Объяснительный диктант
Порядок работы:
1) Сначала диктуемое слово записывается
2) Называется и подчеркивается в нем орфограмма
3) Произносится правило ее написания (приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно)


3) Комментированный диктант
Порядок работы:
1) Диктующий читает слово, все слушают
2) Диктующий читает повторно (по частям, если диктуется предложение )
3) Учащиеся пишут, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение
4) Один из пишущих разбирает вслух
Этот вид прием диктанта, помогает прежде всего запомнить формулировку правила, вникнуть в его суть и научиться им пользоваться быстро, что особенно важно при контрольном диктанте.
4) Выборочный диктант
Порядок работы:
1) Диктующий читает предложение, все слушают
2) Диктующий читает предложение повторно, а учащиеся в это время выписывают из него только слова с заданными орфограммами
3) Фронтальная проверка записанного: один из писавших читает свою запись, остальные корректируют его работу и исправляют, если нужно, свои.
5) Творческий диктант
Порядок работы:
1) диктующий ставит задачу - перестроить данные предложения
2) диктующий начинает диктовать предложение, повторяя каждый пример дважды
3) учащиеся пишут предложения, перестраивая их.
Этот прием работы способствует развитию навыка употребления изучаемого явления в собственной речи, поскольку заставляет увидеть его в ряду синтаксических синонимов и вариантов, и тем самым облегчает понимание грамматического значения.
6) Графический диктант
Порядок работы:
1) Диктующий читает предложение один раз
2) Учащиеся повторяют его шепотом
3) Диктующий читает предложение повторно
4) Все составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания.
Этот прием работы развивает способность моделировать абстрактные явления языка и тем самым способствует развитию мышления.
7) Цифровой диктант
Порядок работы:
1) Условливаются о том, какой цифрой будут обозначать данное языковое явление
2) Слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетради цифры для обозначения соответствующих фактов языка
Например, при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой
1- двусоставное предложение,
2- безличные
3- неопределенно-личные
4- определенно-личные
5- назывные
Цифровой диктант, как и графический, заостряет внимание учащихся на синтаксической конструкции текста; но он требует менее интенсивной работы по анализу языкового факта. Этот прием можно использовать для контролирования знаний
8) Диктант-игра или игровой диктант «Будь точным»
Порядок работы:
1) Диктующий читает текст целиком
2) Затем читает по одному предложению: каждое предложение произносится один раз, и делается пауза, достаточная для того, чтобы его можно было успеть записать
3) Учащиеся пишут, кто что запомнил
4) После записи текста учащиеся меняются тетрадями и подсчитывают друг у друга, сколько слов в каждом предложении им удалось запомнить.
5) Затем проверяющие исправляют орфографические и пунктуационные ошибки в диктантах товарищей.
6) Жюри выбирает данные для оценки работы: каждое записанное слово + 10 очков, каждая ошибка - 10 очков.
Этот прием работы развивает слуховую память, без чего невозможно развитие речевых навыков.
9) Диктант на замену
Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичными выражениями. Используйте фразеологические словари русского языка.
10) Выборочно - распределительный диктант
Изложение, излагать, прилагательное, возложить, полагается, приложение, предложение, слагаемое, сложение, положение низложить.
Прилагать усилия, сложить вещи, отложить поездку, возлагать цветы, предложить помощь, безотлагательное дело, заложить фундамент, высказать предположение.


11) Восстановленный диктант
1. Озаглавьте текст
2. Выпишите слова с безударными гласными корня /выделены в тексте/
3. Восстановите по ним продиктованный текст
12) Диктант на распространение
Допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова
с приставками при- и пре-.
13) Словарный диктант
Это вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются только отдельные слова.
Словарный диктант позволяет проводить написание отдельных слов без опоры на контекст, например, правописание значимых частей слова: корня, приставки, суффикса.
Словарный диктант может быть частью лексической работы в системе усвоения учащимися новых слов и выражений, т.е. при записи слов объясняется не только их значение, но и правописание.
Словарный диктант занимает только часть урока, он может входить в любой его компонент: при проверке домашнего задания, при объяснении, закреплении новой темы.
14) Зрительный диктант
Это один из видов орфографических упражнений, развивает зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. Текст записывается на доске / или на кодоскопе/.
Ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения.
Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя.
Вариантом зрительного диктанта является самодиктант. Ученики читают текст по книге, анализируют его записывают по памяти, после чего проводят самопроверку по книге.
15) Слуховой диктант или письмо по памяти
Предназначен для начальных и средних классов. Этот прием диктанта развивает слуховую память учащихся.
Одно предложение читается вслух учителем два раза, а затем учащиеся записывают это предложение самостоятельно в тетради.
Пословицы
1. Кто любит труд, того люди чтут.
2. Снег на полях - хлеб в закромах.
3. Сам погибай, а товарища выручай.
Загадки
1.На дворе горой, а в избе водой.
2. Зимой белый, а летом серый.
3. Летит-воет, сядет- землю роет
16) Картинный диктант
В основном этот вид диктанта применяется в начальных классах


© 2010-2022