- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 10 класса
Рабочая программа по литературе для 10 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисова А.Х. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
МБОУ Алгасовская СОШ
Моршанского района Тамбовской области
Рекомендовано
методическим объединением Утверждаю
учителей русского языка Директор школы _________ И.И. Степанникова
Протокол №_1 от « » 08. 2015 Приказ № от « » 08. 2015 года
Рабочая учебная программа Литература
10 класс
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе программы под редакцией В.Я.. Коровиной, В.П. Журавлева, В. И. Коровина и учебника по литературе под редакцией Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс» - М; Просвещение, 2015 год
Борисовой А.Х
Алгасово
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.) и учебника по литературе под редакцией Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс» - М; Просвещение, 2015 год в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ (Приказ № 323 от 27.10.11).
Главная цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной только тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Цель литературного образования способствует духовному становлению
личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Назначение рабочей программы.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания литературы в старшей школе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, общекультурной и ценностно-смысловой компетенций.
В реальном учебном процессе формирование вышеуказанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи, так как в основу разработанной программы положена актуальная в настоящее время идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития учащихся.
Цель программы.
Способствовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Задачи.
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Принципы построения.
Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.
Специфика курса.
Программа 10 класса предполагает изучить произведения русской литературы XIX в и начала XX в. Обращение к ним не только дает возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке критериев оценки совершенного произведения искусства.
Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.
Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.
В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.
Основные теоретические понятия, которые осваиваются в 10 классе, подчинены ведущей проблеме учебного года. В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в19веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук
Технологии, методы.
Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию межпредметных связей. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Система оценивания.
В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы
В программе указан годовой объем учебного времени, а также распределение количества часов по темам программы.
В рабочей программе, как и в программе под редакцией В. Ю. Коровиной, на основе которой она составлена, на изучение курса литературы в 10 классе отведено 3 часа в неделю, то есть 102 часа в год.
Из них:
На изучение историко-культурных, теоретико-литературных понятий и произведений - 92часа;
на развитие речи- 9 часов.
на повторение - 1 час.
При составлении рабочей программы, мною были внесены изменения по количеству часов, отведенных на изучение отдельных тем: изучение литературы I половины XIX века- 39 часов, вместо 42, так как этот раздел изучался в 9 классе, З часа - перенесены на изучение литературы II половины XIX века.
Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию речи обучающихся. С целью расширения круга чтения, формирования читательской самостоятельности в программу включены уроки внеклассного чтения.
Предлагаемая рабочая программа направлена на формирование общекультурного уровня ученика, способного в будущем продолжить своё обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе или в средних специальных учебных заведениях.
Учебно-тематический план (105 часа)
№
Название темы
количество часов
1
Литературные направления XIX века
1
2
Н.М. Карамзин
2
3
В.А. Жуковский
2
4
К.Ф.Рылеев
2
5
А.С. Пушкин
9
6
М.Ю. Лермонтов
9
7
Н.В. Гоголь
9
8
Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850-х годов
1
9
И.А. Крылов
1
10
Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века.
1
11
И.А.Гончаров
4
12
А.Н. Островский
5
13
И.С. Тургенев
6
14
Н.Г. Чернышевский
2
15
Н.А. Некрасов
4
16
Ф.И. Тютчев
2
17
А.А. Фет
3
18
А.К. Толстой
2
19
М.Е. Салтыков-Щедрин
4
20
Ф.М. Достоевский
12
21
Л.Н.Толстой
15
22
Н.С. Лесков
2
23
А.П.Чехов
6
24
Мировое значение русской литературы
1
Итого
105ч
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает изучение следующих произведений:
Литературные направления XIX века
Н.М. Карамзин
Произведения для изучения: «Бедная Лиза»
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: историзм, хроника, сентиментализм, повесть, пейзаж и его функции, способы сражения авторской позиции.
В.А. Жуковский
Произведения для изучения: «Вечер», «Море», «Людмила», «Светлана», «Лесной царь».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: сентиментализм, романтизм, элегия, баллада, проблема перевода.
К.Ф.Рылеев
Поэтические искания декабристов. Поэзия.К.Ф. Рылеева.
А.С. Пушкин
Произведения для изучения: лирика, «Кавказский пленник», «Маленькие трагедии», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Капитанская дочка».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: романтизм, реализм, элегия, пародия, подражание, поэма, роман в стихах, повесть, трагедия, монолог, диалог, ремарка, конфликт, тематика, народность, историзм, авторские отступления, образ автора и его значение, «онегинская» строфа, зеркальная композиция, открытый финал, поэтика.
М.Ю. Лермонтов
Произведения для изучения: лирика, «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: романтизм, реализм, проблематика, стилизация, фольклорные мотивы, аллюзия, композиция, пейзаж и его функция, рефрен, обратная композиция, новелла, роман, рассказчик, поэма, психологизм, фатализм.
Н.В. Гоголь
Произведения для изучения: «Шинель», «Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: реализм, тема маленького человека, образ города, художественная деталь, исторический роман, повесть, героический эпос, национальный колорит, значение пейзажа, комедия, сатира, гиперболизация, монолог, диалог, ремарка, афиша, интрига, актуальность, поэма в прозе, типизация, структура образа, притча, авторские отступления.
Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850-х годов
И.А. Крылов
Произведения для изучения: басни.
Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.;
Мораль в басне. Аллегория. Понятие об эзоповом языке.
Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века.
О своеобразии русской литературной критики. Литературно-критическая позиция либеральных западников. Литературно-критическая деятельность революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа «нигилистов» из журнала «Русское слово». Историко-философские взгляды славянофилов. Литературно-критическая программа славянофилов. Общественная программа и литературно-критическая деятельность почвенников.
И.А.Гончаров
Произведения для изучения: «Обломов»
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: гоголевское направление в литературе XIX века, социально-психологический роман, «вещный мир», плеяда «лишних» людей, западники и славянофилы.
А.Н. Островский
Произведения для изучения: «Гроза», «Бесприданница».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: драматургия, драматические жанры, драма как жанр, психологическая драма, конфликт, элементы сюжета, монолог и диалог, ремарка, афиша, «пьесы жизни», классицизм и реализм.
И.С. Тургенев
Произведения для изучения: «Записки охотника», «Ася», «Отцы и дети».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: аристократы, либералы и демократы, нигилисты, поколение 40-х гг., шестидесятники, роман, повесть, стихотворение в прозе, проблематика, внутренний монолог, пейзаж, плеяда «лишних людей»
Н.Г. Чернышевский
Произведения для изучения: «Что делать?»
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: эстетика, «гражданская казнь», эмансипация, роман-утопия, публицистический роман, фабула, сны и их значение в художественных произведениях, иносказание.
Н.А. Некрасов
Произведения для изучения: «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Кому на Руси жить хорошо».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: натуральная школа и школа чистого искусства, жанры лирики, поэма, полифонизм, фольклорные жанры, сказочные мотивы, эпические жанры, народнопоэтический эпос.
Ф.И. Тютчев
Произведения для изучения: «Цицерон», «Весенние воды», «Silentium», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Тени сизые смесились...», «Два голоса», «Я очи знал - о, эти очи!..», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое...»).
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: пантеизм, символизм, фрагмент как жанр, поэтика в узком и широком смысле.
А.А. Фет
Произведения для изучения: «Кот поет, глаза прищуря...», «На заре ты ее не буди...»,«Шепот, робкое дыханье...»,«Сияла ночь. Луной был полон сад...».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: фрагмент как жанр, поэтика в узком и широком смысле, школа «чистого искусства
А.К. Толстой
Произведения для изучения: баллада «Василий Шабанов», лирические произведения.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Произведения для изучения: «История одного города», «Господа Голов-левы», «Сказки для детей изрядного возраста».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: сатира, пародия, хроника, социальный роман, система образов, сказка народная и авторская, аллегория, гротеск, гипербола, фантастика, «эзопов язык».
Ф.М. Достоевский
Произведения для изучения: «Бедные люди», «Преступление и наказание» («Идиот»).
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: эпистолярный роман, тема города, тема маленького человека, тема отцов и детей, социально-психологический роман, почвенничество, герои-двойники, полифонизм.
Л.Н.Толстой
Произведения для изучения: «Севастопольские рассказы», «Война и мир».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: автор
рассказчик, диалектика души и диалектика характера, роман-эпопея,
Н.С.Лесков
Произведения для изучения: «Очарованный странник». Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: праведник, нигилизм, житие, сказ, неологизмы
А.П.Чехов
Произведения для изучения: рассказы (по выбору учителя и учеников), повесть «Степь», «Вишневый сад».
Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: импрессионизм, зооморфизмы, чеховские герои, сатира и юмор, драма как жанр, комедия, новая драма, символизм в драматургии, чеховский подтекст, практика «малых дел».
Мировое значение русской литературы
0 мировом значении русской литературы XIX века. Взаимодействие русской и зарубежной литературы в XIX веке.
Русская литература второй половины XIX века. Повторение.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения литературы ученик должен
Знать/ понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х - ХХ века;
-
логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XII-XIX веков;
-
основные литературные направления русской литературы XVIII-XIX веков;
-
основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
● анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
● определять род и жанр литературного произведения;
● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
● выявлять авторскую позицию;
● выражать свое отношение к прочитанному;
● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
● владеть различными видами пересказа;
● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
●писать рецензии, отзывы на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
●соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
● ориентироваться в различных типах справочной литературы (периодика, телевидение,
ресурсы Интернета), и активно ее использовать.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
●создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
●участия в диалоге или дискуссии;
● самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
•поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета
Методические и учебные пособия для учителя
1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - п/р В.Я.Коровиной. - М., Просвещение, 2008.
2. Ю. В. Лебедев. 10 класс Учебник в 2-х частях - М., «Просвещение 2009 г
3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература 10 класс. Методические советы/ Под ред. В.И.Коровина. М. Просвещение.2002,2003.
4. Р.И.Альбеткова Активные формы преподавания литературы - М, «Просвещение» 1991г
5. . Н. С. Генералова. Поурочное планирование. Издательство «Экзамен» Москва 2008г
6. Н.А. Миронова Литература в таблицах 5-11 классы -М, «ACT» 2005г
7. Н.Н.Оглоблина Тесты - М, « ACT» 2004г
8. А.Поликанов и др Биография писателя ( сборник) - М., « Просвещение» 1991г
9. И.А.Фогелъсон Литература учит - М., «Просвещение» 1990г
10. ЕГЭ-2010: Литература: сборник экзаменационных заданий / Авт.-сост. С.А.Зинин. - М.: Эксмо, 2010. (ФИПИ)
11. Методический журнал «Литература в школе»
12. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы XIX века: 10 кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002
13. Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-критических материалов: Учебное пособие /Сост. О. О. Милованова, И. А. Книгин. - Саратов: Лицей, 2003.
14..Видеофрагменты художественных фильмов «Бесприданница», «Мертвые души», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Герой нашего времени», «Пушкин: последняя дуэль».
15. Презентации к урокам.
Литература для учащихся 10 класса
1. Ю. В. Лебедев Литература 10 класс. Учебник в 2 -х частях - М., «Просвещение 2009 г
2. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. - М., 1982.
3. Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета// Боткин В. П. Литературная критика, публицистика, письма. - М., 1984.
4. Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики. - М., 2002.
5. Илюшин А. А. Стихотворения и поэмы А. К. Толстого. - М., 1999.
6. Лотман Ю.М. А.С.Пушкин. Исследования и статьи.- М., 1996.
7. Толстогузов П. Н. Лирика Ф. И.Тютчева: поэтика жанра. - М., 2003.
8. Литературные произведения
9. Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-
критических материалов: Учебное пособие /Сост. О. О. Милованова, И. А. Книгин. -
Саратов: Лицей, 2003.
10. Образовательные диски. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 10 класс.
11. Русская литература. 8-11 класс. Мультимедийная энциклопедия.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя
1. school-collection.edu.ru
2. it-n.ru
3. rus.1september.ru
4. openclass.ru