Рабочая программа по литературе для 10 класса

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.) и учебника по литературе под редакцией Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс» - М; Просвещение, 2015 год в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ (Приказ № 323 от 27.10.11).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Алгасовская СОШ

Моршанского района Тамбовской области





Рекомендовано

методическим объединением Утверждаю

учителей русского языка Директор школы _________ И.И. Степанникова

Протокол №_1 от « » 08. 2015 Приказ № от « » 08. 2015 года

Рабочая учебная программа Литература

10 класс

Срок реализации: 1 год

Составлена на основе программы под редакцией В.Я.. Коровиной, В.П. Журавлева, В. И. Коровина и учебника по литературе под редакцией Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс» - М; Просвещение, 2015 год

Борисовой А.Х


Алгасово

2015 г


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.) и учебника по литературе под редакцией Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс» - М; Просвещение, 2015 год в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ (Приказ № 323 от 27.10.11).

Главная цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной только тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Цель литературного образования способствует духовному становлению

личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Назначение рабочей программы.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания литературы в старшей школе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, общекультурной и ценностно-смысловой компетенций.

В реальном учебном процессе формирование вышеуказанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи, так как в основу разработанной программы положена актуальная в настоящее время идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития учащихся.

Цель программы.

Способствовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи.

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Принципы построения.

Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Специфика курса.

Программа 10 класса предполагает изучить произведения русской литературы XIX в и начала XX в. Обращение к ним не только дает возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке критериев оценки совершенного произведения искусства.

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Основные теоретические понятия, которые осваиваются в 10 классе, подчинены ведущей проблеме учебного года. В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в19веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук

Технологии, методы.

Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию межпредметных связей. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.

Система оценивания.

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы

В программе указан годовой объем учебного времени, а также распределение количества часов по темам программы.

В рабочей программе, как и в программе под редакцией В. Ю. Коровиной, на основе которой она составлена, на изучение курса литературы в 10 классе отведено 3 часа в неделю, то есть 102 часа в год.

Из них:

На изучение историко-культурных, теоретико-литературных понятий и произведений - 92часа;

на развитие речи- 9 часов.

на повторение - 1 час.

При составлении рабочей программы, мною были внесены изменения по количеству часов, отведенных на изучение отдельных тем: изучение литературы I половины XIX века- 39 часов, вместо 42, так как этот раздел изучался в 9 классе, З часа - перенесены на изучение литературы II половины XIX века.

Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию речи обучающихся. С целью расширения круга чтения, формирования читательской самостоятельности в программу включены уроки внеклассного чтения.

Предлагаемая рабочая программа направлена на формирование общекультурного уровня ученика, способного в будущем продолжить своё обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе или в средних специальных учебных заведениях.
















Учебно-тематический план (105 часа)

Название темы

количество часов

1

Литературные направления XIX века

1

2

Н.М. Карамзин

2

3

В.А. Жуковский

2

4

К.Ф.Рылеев

2

5

А.С. Пушкин

9

6

М.Ю. Лермонтов

9

7

Н.В. Гоголь

9

8

Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850-х годов

1

9

И.А. Крылов

1

10

Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века.

1

11

И.А.Гончаров

4

12

А.Н. Островский

5

13

И.С. Тургенев

6

14

Н.Г. Чернышевский

2

15

Н.А. Некрасов

4

16

Ф.И. Тютчев

2

17

А.А. Фет

3

18

А.К. Толстой

2

19

М.Е. Салтыков-Щедрин

4

20

Ф.М. Достоевский

12

21

Л.Н.Толстой

15

22

Н.С. Лесков

2

23

А.П.Чехов

6

24

Мировое значение русской литературы

1

Итого

105ч



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает изучение следующих произведений:

Литературные направления XIX века

Н.М. Карамзин

Произведения для изучения: «Бедная Лиза»

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: историзм, хроника, сентиментализм, повесть, пейзаж и его функции, способы сражения авторской позиции.

В.А. Жуковский

Произведения для изучения: «Вечер», «Море», «Людмила», «Светлана», «Лесной царь».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: сентиментализм, романтизм, элегия, баллада, проблема перевода.

К.Ф.Рылеев

Поэтические искания декабристов. Поэзия.К.Ф. Рылеева.

А.С. Пушкин

Произведения для изучения: лирика, «Кавказский пленник», «Малень­кие трагедии», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Капитанская дочка».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: романтизм, реализм, элегия, пародия, подражание, поэма, роман в стихах, по­весть, трагедия, монолог, диалог, ремарка, конфликт, тематика, народность, историзм, авторские отступления, образ автора и его значение, «онегин­ская» строфа, зеркальная композиция, открытый финал, поэтика.

М.Ю. Лермонтов

Произведения для изучения: лирика, «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: романтизм, реализм, проблематика, стилизация, фольклорные мотивы, аллюзия, композиция, пейзаж и его функция, рефрен, обратная композиция, но­велла, роман, рассказчик, поэма, психологизм, фатализм.


Н.В. Гоголь

Произведения для изучения: «Шинель», «Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: реализм, тема маленького человека, образ города, художественная деталь, исторический роман, повесть, героический эпос, национальный колорит, значение пейзажа, комедия, сатира, гиперболизация, монолог, диалог, ре­марка, афиша, интрига, актуальность, поэма в прозе, типизация, структура образа, притча, авторские отступления.

Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850-х годов

И.А. Крылов

Произведения для изучения: басни.

Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.;

Мораль в басне. Аллегория. Понятие об эзоповом языке.

Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века.

О своеобразии русской литературной критики. Литературно-критическая позиция либеральных западников. Литературно-критическая деятельность революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая про­грамма «нигилистов» из журнала «Русское слово». Историко-философские взгляды славянофилов. Литературно-критическая программа славянофилов. Общественная программа и литературно-критическая деятельность почвен­ников.

И.А.Гончаров

Произведения для изучения: «Обломов»

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: го­голевское направление в литературе XIX века, социально-психологический роман, «вещный мир», плеяда «лишних» людей, западники и славянофилы.

А.Н. Островский

Произведения для изучения: «Гроза», «Бесприданница».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: драматургия, драматические жанры, драма как жанр, психологическая дра­ма, конфликт, элементы сюжета, монолог и диалог, ремарка, афиша, «пьесы жизни», классицизм и реализм.

И.С. Тургенев

Произведения для изучения: «Записки охотника», «Ася», «Отцы и дети».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: аристократы, либералы и демократы, нигилисты, поколение 40-х гг., шести­десятники, роман, повесть, стихотворение в прозе, проблематика, внутрен­ний монолог, пейзаж, плеяда «лишних людей»

Н.Г. Чернышевский

Произведения для изучения: «Что делать?»

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: эсте­тика, «гражданская казнь», эмансипация, роман-утопия, публицистический ро­ман, фабула, сны и их значение в художественных произведениях, иносказание.

Н.А. Некрасов

Произведения для изучения: «Тройка», «Вчерашний день, часу в шес­том...», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Желез­ная дорога», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Кому на Руси жить хорошо».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: на­туральная школа и школа чистого искусства, жанры лирики, поэма, полифо­низм, фольклорные жанры, сказочные мотивы, эпические жанры, народно­поэтический эпос.

Ф.И. Тютчев

Произведения для изучения: «Цицерон», «Весенние воды», «Silentium», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Тени сизые смесились...», «Два голоса», «Я очи знал - о, эти очи!..», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое...»).

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: пан­теизм, символизм, фрагмент как жанр, поэтика в узком и широком смысле.

А.А. Фет

Произведения для изучения: «Кот поет, глаза прищуря...», «На заре ты ее не буди...»,«Шепот, робкое дыханье...»,«Сияла ночь. Луной был полон сад...».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: фраг­мент как жанр, поэтика в узком и широком смысле, школа «чистого искусства

А.К. Толстой

Произведения для изучения: баллада «Василий Шабанов», лирические произведения.


М.Е. Салтыков-Щедрин

Произведения для изучения: «История одного города», «Господа Голов-левы», «Сказки для детей изрядного возраста».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: са­тира, пародия, хроника, социальный роман, система образов, сказка народ­ная и авторская, аллегория, гротеск, гипербола, фантастика, «эзопов язык».

Ф.М. Достоевский

Произведения для изучения: «Бедные люди», «Преступление и наказание» («Идиот»).

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: эпистолярный роман, тема города, тема маленького человека, тема отцов и детей, социально-психологический роман, почвенничество, герои-двойники, полифонизм.

Л.Н.Толстой

Произведения для изучения: «Севастопольские рассказы», «Война и мир».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: ав­тор

рассказчик, диалектика души и диалектика характера, роман-эпопея,

Н.С.Лесков

Произведения для изучения: «Очарованный странник». Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: праведник, нигилизм, житие, сказ, неологизмы

А.П.Чехов

Произведения для изучения: рассказы (по выбору учителя и учеников), повесть «Степь», «Вишневый сад».

Основные историко-культурные и теоретико-литературные понятия: им­прессионизм, зооморфизмы, чеховские герои, сатира и юмор, драма как жанр, комедия, новая драма, символизм в драматургии, чеховский подтекст, практика «малых дел».

Мировое значение русской литературы

0 мировом значении русской литературы XIX века. Взаимодействие рус­ской и зарубежной литературы в XIX веке.

Русская литература второй половины XIX века. Повторение.



Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса

В результате изучения литературы ученик должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х - ХХ века;

  • логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XII-XIX веков;

  • основные литературные направления русской литературы XVIII-XIX веков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

● анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

● определять род и жанр литературного произведения;

● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

● выявлять авторскую позицию;

● выражать свое отношение к прочитанному;

● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

● владеть различными видами пересказа;

● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

●писать рецензии, отзывы на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

●соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

● ориентироваться в различных типах справочной литературы (периодика, телевидение,

ресурсы Интернета), и активно ее использовать.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

●создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

●участия в диалоге или дискуссии;

● самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

•поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета









Методические и учебные пособия для учителя

1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - п/р В.Я.Коровиной. - М., Просвещение, 2008.

2. Ю. В. Лебедев. 10 класс Учебник в 2-х частях - М., «Просвещение 2009 г

3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература 10 класс. Методические советы/ Под ред. В.И.Коровина. М. Просвещение.2002,2003.

4. Р.И.Альбеткова Активные формы преподавания литературы - М, «Просвещение» 1991г

5. . Н. С. Генералова. Поурочное планирование. Издательство «Экзамен» Москва 2008г

6. Н.А. Миронова Литература в таблицах 5-11 классы -М, «ACT» 2005г

7. Н.Н.Оглоблина Тесты - М, « ACT» 2004г

8. А.Поликанов и др Биография писателя ( сборник) - М., « Просвещение» 1991г

9. И.А.Фогелъсон Литература учит - М., «Просвещение» 1990г

10. ЕГЭ-2010: Литература: сборник экзаменационных заданий / Авт.-сост. С.А.Зинин. - М.: Эксмо, 2010. (ФИПИ)

11. Методический журнал «Литература в школе»

12. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы XIX века: 10 кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002

13. Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-критических материалов: Учебное пособие /Сост. О. О. Милованова, И. А. Книгин. - Саратов: Лицей, 2003.

14..Видеофрагменты художественных фильмов «Бесприданница», «Мертвые души», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Герой нашего времени», «Пушкин: последняя дуэль».

15. Презентации к урокам.

Литература для учащихся 10 класса

1. Ю. В. Лебедев Литература 10 класс. Учебник в 2 -х частях - М., «Просвещение 2009 г

2. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. - М., 1982.

3. Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета// Боткин В. П. Ли­тературная критика, публицистика, письма. - М., 1984.

4. Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе: проб­лемы поэтики. - М., 2002.

5. Илюшин А. А. Стихотворения и поэмы А. К. Толстого. - М., 1999.

6. Лотман Ю.М. А.С.Пушкин. Исследования и статьи.- М., 1996.

7. Толстогузов П. Н. Лирика Ф. И.Тютчева: поэтика жан­ра. - М., 2003.

8. Литературные произведения

9. Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-

критических материалов: Учебное пособие /Сост. О. О. Милованова, И. А. Книгин. -

Саратов: Лицей, 2003.

10. Образовательные диски. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 10 класс.

11. Русская литература. 8-11 класс. Мультимедийная энциклопедия.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

1. school-collection.edu.ru

2. it-n.ru

3. rus.1september.ru

4. openclass.ru


© 2010-2022