Урок литературы на тему Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе на тему: «Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина»

Цели урока:

1.Выяснить причины обращения писателя к сказкам.

2.Показать своеобразие сказок.

3. Определить положительные идеалы, которые проповедует автор сказок.

4. Определить в чем современность сказок.

5.Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся через восприятие художественного произведения.

Оформление:


  • Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина

  • Репродукции к сказкам

  • Отзывы современников о сатире.

Примечание:

Предварительно дети получили следующее домашнее задание:

  1. Прочитать биографию сатирика;

  2. Прочитать сказки;

  3. Написать отзыв на одну из сказок.

Эпиграф к уроку:


  1. Сказки могучей по своей мысли,

забавны и вместе с тем

трагичны по своему ехидству,

очаровывают своим языковым

совершенством.

А.В.Луначарский

  1. Жить для тебя - тлеть,

Жить для семьи - гореть,

Жизнь для людей - светить.

Народная мудрость.


  1. Организационный момент.

Настал новый день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу. …А что пожелаете вы мне ?Спасибо. А теперь глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечного света , свежесть и красоту белого снега. Я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения друг другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир.


  1. Работа с портретом писателя.

Обратимся к портрету М.Е .Салтыкова-Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя?

  • Сочетание суровости, твердости и подлинной доброты.

  • Портрет писателя производил сильное впечатление на современников:

- А.В. Луначарский с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо. Какая суровость! Какие глаза судьи! Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!

-Мариэтта Шагиян: «…несравнимо сильнее всех книг Щедрина подействовал на меня его портрет…Из-под густых бровей и тяжелых надбровий прямо в глаза вам смотрит отчаянный почти безумный в своей горечи, какой-то вопрошающий вас взгляд- взгляд великого русского писателя…»

  1. Салтыков-Щедрин бывал и резок и колюч , но за внешней раздражительностью скрывались необычайная требовательность к себе и другим, огромная внутренняя деликатность, сердечность, большая и глубокая порядочность.


  1. Целеполагание.

- Творчество Салтыкова-Щедрина…

Мы только прочитали биографию, определили веки жизни.

Сегодня у на первый урок по его творчеству.

Прочитайте тему урока. Какие цели мы должны сегодня поставить на уроке? (ребята называют цели, а потом читают цели урока, поставленные учителем и записанные на доске с обратной стороны)

  • В чем смысл жизни по Щедрину?

  • В чем современность сказок?

  • Определить положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.


  1. Актуализация субъективного первичного опыта.

- Каким человеком представился вам М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, сатирик, критик, публицист?

- А в чем смысл жизни писателя?

  • Приятно говорить людям о том, что их радует, доставляет несомненное удовольствие. На много труднее выговаривать необходимые, но горькие истины. Нужно иметь для этого мужество, нужно быть очень сильным и смелым человеком.

Именно таким человеком был М.Е. Салтыков-Щедрин.

- Почему писатель в свои зрелые годы обратился к сказкам?

  • Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства

В 80-е годы 19 в. - это «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «Отняли, скомкали и запечатали душу».

За короткий период М.Е. Салтыков-Щедрин создал книгу сказок. Они были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста»

- Почему изрядный возраст?

- Для кого это были сказки?


  1. Этап актуализации обогащаемого опыта.

Работа над литературными терминами (ребята делятся на две группы)

1 группа получает карточку с заданием:

1.Сказка как жанр и ее признания.

2.Найдите признаки сказки в «Премудром пискаре»

2 группа. Дать определение и соотнести понятие:

ирония

Сатира сарказм

гротеск

гипербола

Юмор эзопов язык

аллегория

фантастика


  1. Этап актуализации закрепляемого опыта (анализ сказок)

  • Есть у М,Е. Салтыкова-Щедрина прекрасная сказка «Пропала совесть»; это одна из первых его сказок

- Какое главное слово в заглавии? (совесть)

- Что такое, по - вашему мнению, совесть?

  • В словаре Ожегова: «Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми».

- У кого в руках побывала совесть? Как изменился человек?

- Почему совесть оказывается в руках ребёнка?

  • Чистая душа, не испорченная светом, бережно потечет по жизни…

- А что случится, если совесть пропадет?

- О чем сказка «Пропала совесть»?

  • Это сказка о морали общества, где все нравственные категории извращены. Здесь совесть превращена в «негодную тряпицу» , от которой каждый стремится избавиться.


  • АНАЛИЗ СКАЗКИ «ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ»

- Сообщение ученика об эпохе написания сказки.

  • В эту мрачную эпоху реакции писатель - сатирик своими произведеньями напоминал современникам о человеческом достоинстве и совести, о мудрости истиной и мнимой.

- Каков смысл названия сказки?

Подберите к эпитету «премудрый» синонимы (умный, мудрый, толковый…); антонимы ( глупый, неумелый…)

  • Итак, «премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно.

- А почему пискарь, а не пескарь? ( от слова писк).

- Какой завет оставил пискарь - отец своему сыну? («гляди в оба»).

- Что это значит? ( это предостережение, напоминание о необходимости устраниться от жизненных опасностей и невзгод, заботится о себе, о своем благополучии).

  • АССОЦИАТИВНАЯ РАБОТА

- А какие заветы оставляют своим детям другие отцы герои классических произведений русской литературы?

( Петр Гринев: «Береги платья снову, а честь смолоду».

Молчалин: «Угождать всем людям без изъятья…»

Чичиков: «… больше всего береги и копи копейку, копейка не выдаст»).

- Итак, три разных завета, к какому их этих «заветных слов» ближе всего поучение старого пискаря «гляди в оба»?

(Жизненная позиция пискаря не совпадает до конца ни с одной)

- А какой завет оставил М.Е. Салтыков-Щедрин своему сыну? (Учись и будь честен)

- А с какими пословицами перекликается завет «Гляди в оба» ( Моя хата с краю ничего не знаю», «Уши выше лба не растут», «С сильным не борись»)

  • Во всех этих пословицах проповедует мораль приспособленчества , мораль рабов. Конечно следуя этим пословицам, можно легче прожить, только будет ли такая жизнь достойной?

- Какую жизнь провел пискарь , следуя этому завету? (работа с текстом)

- Итог жизни пискаря? Какие мысли посещают его перед смертью? (зачитать текст)

  • Финал сказки звучит трагически. Герой сказки мучается от самой страшной кары: осознание перед лицом смерти, что жизнь прожита напрасно, впустую.

Исправить уже ничего нельзя.

- Какой влажный нравственный урок содержит эта сказка?

  • Поставлены важнейшие нравственные проблемы, остро волнующие людей во се времена: в чем смысл жизни, назначение человека, к каким идеалам стремиться, как жить?

Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству.

- А в чем смысл жизни нашего современника? (обращение ко второму эпиграфу)

Вывод: В жизни человек испытывает большую радость, если он кому-то помог, кого-то спас или просто пожалел. Все-таки смысл жизни- жить не только для себя и для своих близких, но и для людей.

Домашнее задание: Поскольку у всех разные точки зрения, дома вы напишите миниатюру: «В чем смысл вашей жизни?»


  1. Интеллектуальная рефлексия.

Перед вами «лестница достижений». На какой ступени вы видите себя, оцените себя за работу на уроке.

ЛИЧНОСТНО

ЗНАЧИМО

ВЫПОЛНЯЛ

С ИНТЕРЕСОМ

МОГУ

ХОЧУ




© 2010-2022