Еще раз о сочинениях с учащимися 5 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Еще раз о сочинениях с учащимися 5 класса

В работе словесника средней школы очень много разного вида письменных работ, одним из значимых и объемных является сочинение.

Школьные сочинения это письменные работы, где учащиеся обучаются грамотно и выразительно передавать свои чувства и отношения к жизни, проявляют самостоятельность мышления, пытаются познать уже известное им, развивать свою речь и готовиться к предстоящим экзаменам.

Но заставить писать сочинения не так-то просто, дети не очень любят писать сочинения, чаще мы получаем переписанные и скучные работы, или же списанные с Интернета. Как же сделать так, чтобы русский язык стал средством самореализации, творческим проявлением своего «я»?

Перепробовав множество методов, я нашла методику обучения написание письменной работы в самых маленьких формах. Это работа интересна в 5 классе. Индивидуальная работа приобретает новые черты. Но прежде чем, приступить к серьезным письменным работам приучаю акцентировать внимания на примере игры «Пятый лишний», где предлагаю детям картинки с рисунками на одну общую тему, среди которых есть рисунок с несоответствием. Затем предлагаю одному ученику придумать предложение с несоответствующим рисунком, следующему продолжить и так по отношению к одной группе, после они должны на память записать 4-6 предложения в зависимости от количества участников. И каждая группа работает в этом формате. За урок получается 3-4 сочинения с небольшим объемом.

Небольшие сочинения - миниатюры имеют следующие преимущества: небольшой объем (0.5 страницы тетради на 7-10 минут в начале или в конце урока), характер содержания: обычно это отклик на что-то. Есть возможность прочесть перед одноклассниками и получить формативное оценивание товарищей.

Сочинения характеризую по степени их завершенности. Во-первых, тезисы - небольшой текст, создаваемый обучающимися с целью приобретения речевых умений. Внимание, при этом, фиксируется на каких-то определенных сторонах наблюдаемого объекта. Например, «Снежинка» - внимание сосредоточено на отдельной детали этого явления.

Во-вторых, этюд - сочинение небольшого объема, текст которого составит часть будущего большого сочинения. Это помогает и в подборе материала к предстоящим работам, так как тетради я сохраняю, и пользуются они ими 6 классе. Например, «Снежинка» - тема этюда как речевого высказывания, которое станет частью большого сочинения-описания на тему зима.

В-третьих, миниатюра - небольшое сочинение, которое предусматривает завершенный характер. Например, тема «Снежинка» - предполагает завершенный текст, который дети пишут по своим личным наблюдениям.

Такие сочинения могут быть как классными, так и домашними. У каждого свои преимущества: первые интересны спонтанностью высказывания, вторые дают возможность совершенствовать текст. Моим ученикам больше нравится работа, которая проводится в классе, у них есть возможность к формативному оцениванию работу одноклассника. Такое сочинение читать интересно, слушаешь их импровизации, в которых раскрывается их индивидуальность.

Результат подобных творческих работ - повышение уровня языковой и речевой компетенции обучающихся. Для уроков, на которых школьники пишут мини сочинения, характерен широкий познавательный фон: дети пристальнее присматриваются к окружающему миру, посещают библиотеку, используют комментарии из Википедии..

Применение таких методов приучает к поиску эпиграфов, пониманию литературных тропов, умению концентрироваться на выводах и писать свое мнение. Эти уроки обеспечивают ролевое разнообразие в учебной деятельности, т.к. при работе над текстом миниатюр их роли меняются: то они творцы (когда пишут сами), то слушатели (когда слушают сочинения одноклассников), то рецензенты или критики (когда высказывают свое мнение о сочинении товарища).

Важен каждый этап в работе над сочинениями: настрой на творчество, создание текста, прочтение, рецензирование. Активность школьников на всех этапах - показатель интеллектуального их развития, логического мышления и мастерства к использованию речевых оборотов.

Можно во время работы обратить внимание на некоторые приемы, опишу те, которыми сама пользуюсь.

Прием смотр знаний. Критерии заранее подготавливаю и знакомлю учащихся за один-два урока. Готовясь к смотру, ребята не только получают навыки самостоятельной работы, углубляют и расширяют знания по теме, но и приобретают опыт общения, сотрудничества с товарищами, учатся жить интересами коллектива. Тему мини-сочинения можно заранее объявить и проследить работу как индивидуально, так и в паре.

Прием сотрудничества. Задана определенная тема, текст создается всеми вместе. Получается коллективное сочинение. При этом своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы.. По завершении работы текст выразительно прочитывается. Преимущество коллективного сочинения в том, что оно помогает найти школьнику форму самовыражения. Таким образам, при современной групповой работе учебная деятельность каждого ученика не только не превращается в анонимную, обезличенную, но, напротив, становиться более явной, ответственность каждого отдельного ученика возрастет. Он отчитывается и перед членами своей группы, и перед учителем. Если одному трудно передать словами то, что он увидел и почувствовал, то помогут товарищи.

Задания для коллективной работы:

  1. Рядом с дорожкой, по которой дети идут в школу растут ясень, береза, сосна. Как они меняются осенью.

  2. Зимние морозы, все деревья в инее. Дети описывают, какую сказочную картину они увидели во дворе школы.

  3. В селе есть памятник сельчанам участникам ВОВ и во время уборки территории стараюсь акцентировать соответственно временам года на изменения.

  4. С окон хорошо видны горы Заилийского Алатау, смотрим и представляем снегопад там. Дети рассказывают о нем

  5. Скоро весна, все тает, с крыши свесились сосульки. Ученики описывают, какие они, что думают, о чем разговаривают. И т.п.

Монологический рассказ-импровизация - следующий прием, который особенно нравится моим ученикам. Предлагаю им «одушевить» предмет, рассказать о себе от 1-го лица. Лаконичная форма такого рассказа помогает найти «изюминку», которая вызывает общий интерес. Пятиклассники охотно фантазируют на темы природы: «Я ясень», «Я подснежник», «Я мари-каревна», «Я ветер », «Я травинка» и т.п. Пример сочинения: «Я марикаревна, такая бордовая, с солнышком посередине, которое греет мои лепестки. У меня высокий крепкий стебелек и резные листики. С виду я, может, и не красавица, зато веселая при одном взгляде». Дети с интересом пишут на такие темы и с интересом слушают.

В 6-8 классах удачными бывают сочинения по первой сроке писателя. Условие такой работы - соответствие указанному фрагменту из произведения мастера. В качестве текстов полезны миниатюры А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М. Пришвина о природе. Например, такие:

  1. Мороз и солнце…

  2. Белая береза под моим окном

  3. Зимняя, ясная ночь наступила.

  4. Между тем метель не унималась;

  5. В лазоревой воде, в жемчужных берегах….

  6. Опять блистательное утро.

  7. Сирень цветет.

  8. Никогда не поздно посадить дерево.

После написания сочинения прочитываются 2-3 работы учащихся, а затем знакомимся с текстом автора. На фоне собственных работ очевиднее индивидуальное своеобразие авторского текста.

Методически обоснованное использование сочинений малой формы - один из путей усиления речевой направленности уроков русского языка. В заключение хочу сказать, что такие творческие работы - экономное, многофункциональное и эффективное средство формирование языковой и коммуникативной компетенции обучающихся. Нельзя успешно осуществить всеобщее обязательное среднее образование, развить творческие силы каждого ученика, приучить к самообразованию, не пробудив охоту к учению.



© 2010-2022