Рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Краевое государственное казённое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

«Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

г. Камень - на - Оби

Алтайского края



«Согласовано»

Заместитель директора КГКСУВУЗТ «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа» _____________ Назарова Л.А.

28.08.2015 г.

«Утверждено»

Директор КГКСУВУЗТ «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»________________В.В.Брага

Приказ от 01.09.2015 №89



Рабочая программа по учебному предмету

«Русский язык»

для 7 класса (основного общего образования, базовый уровень)



Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой (авторский коллектив: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010).



Срок реализации: 2015 - 2016 учебный год

Составитель: Назарова Л.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании педагогического совета школы

протокол от 31.08.2015 № 9

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 общеобразовательного класса краевого государственного казённого специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа» создана на основе следующих документов:

  • примерной программы основного общего образования по русскому языку федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089);

  • авторской программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 - 9 классов под редакцией М. Т. Баранова (авторский коллектив: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский (Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 9 кл. - М.: Просвещение, 2010).

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта основного общего образования, учебному плану КГКСУВУЗТ «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа», рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2004 года, Устава образовательного учреждения с учетом требований, установленных СанПиНами 2.4.2.2821-10.

В VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цели:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи:

  • дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально - смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

  • выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;

  • пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.

Обучение ведется по следующему УМК: М.Т.Баранов. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. науч. ред. Н.М. Шанский]. - М: Просвещение, 2011.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе в объёме 140 часов. Учебный план КГКСУВУЗТ «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа» за счёт компонента образовательного учреждения с целью совершенствования практических умений и навыков отводит на изучение русского языка 170 часов, т.е. по 5 уроков в неделю в течение 34 учебных недель.

Срок реализации рабочей программы - 1 год.

Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку

за курс VII класса

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные оборо­ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Основные формы контроля знаний и умений:


  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический).

  2. Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).

  3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).

  4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).

  5. Тест.

  6. Словарный диктант.

  7. Терминологический диктант.

  8. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).

  9. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) изла­гает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка письменных работ учащихся

  1. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта



Класс

Количество в контрольном диктанте

Кол-во слов в словарном диктанте

слов (самостоятельных и служебных)1

орфограмм2

пунктограмм

слов с непроверяемыми орфограммами3

5

90-100

12

2-3

5

15-20

6

100-110

16

3-4

7

20-25

7

110-120

20

4-5

10

25-30

8

120-150

24

10

10

30-35

9

150-170

24

15

10

35-40

1До конца первой четверти (а в 5 классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Нормы оценивания диктанта

Вид

диктанта

оценка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.

2 орф. - 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

0 орф. - 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные.

4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. - 5 пункт.

или

0 орф. - 7 пункт.

*в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт.

*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок



При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.


  1. Оценка сочинений и изложений


Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.


Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения1

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы

1 Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной

мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

оценка

Основные критерии оценки

содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует

теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических кон­струкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и вырази­тельность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматиче­ская ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незна­чительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном досто­верно, но имеются единичные факти­ческие неточности.

3. Имеются незначительные нару­шения последовательности в изло­жении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается един­ством и достаточной выразитель­ностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографи­ческие и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографичес­кая и 3 пунктуационные ошиб­ки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфо­графических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»
















«2»











«1»

1. В работе допущены существен­ные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные факти­ческие неточности.

3. Допущены отдельные наруше­ния последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конст­рукции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выра­зительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребле­ния.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 не­дочетов в содержании и до 7 рече­вых недочетов.

В работе допущено более 6 недо­четов в содержании и более 7 ре­чевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографи­ческие и 4 пунктуационные ошибки,

или 3 орфографи­ческие ошибки и 5 пунктуа­ционных ошибок,

или 7 пунк­туационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 5 классе - 5 орфографиче­ских ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

Допускаются:

7 орфографи­ческих и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографи­ческих и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Напри­мер, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунк­туационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положитель­ной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправле­ниях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».


  1. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Учебно-методическое обеспечение:

Список литературы для учащихся:

1. М.Т.Баранов. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. науч. ред. Н.М. Шанский].

- М: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян]. - М.: Просвещение, 2014.

3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс / сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2014.

Список литературы для учителя:

1. М.Т.Баранов. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. науч. ред. Н.М. Шанский].

- М: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б. Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /[Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян]. - М.: Просвещение, 2014.

4. Диктанты и изложения по русскому языку: 7 класс / Е.А. Влодавская, Д.А. Хаустова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.

5. Русский язык. 5-11 классы: диктанты / сост. Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2008.



Содержание курса русского языка в 7 классе



Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление.

1



Повторение пройденного в V- VI классах.

12

1

2

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие

25

1

6

Деепричастие

10

1

2

Наречие

28

1

6

Категория состояния

4


2

Служебные части речи. Культура речи

1






Предлог

11

1

2

Союз

16

1

2

Частица

18

1

4

Междометие. Звукоподражательные слова

4



Повторение и систематизация пройденного в VII классе

12

1

2

Всего

170

8

28

Изменений в авторскую программу не внесено.















Тематический поурочный план

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем уроков

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Ведущие формы, методы и средства

I.

Русский язык как развивающееся явление - 1ч.

1

Русский язык как развивающееся явление

Анализ эпиграфа, лекция - беседа о происхождении русского языка из группы восточнославянских языков; рассказ об изменении в лексике, в звуковом и грамматическом строе языка, работа с упражнениями

Знать группы славянских языков, уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живёт и развивается.

Урок-лекция с элементами беседы

II

Повторение пройденного в V-VI классах - 12ч.+2ч.

2

Повторение изученного в 6 классе. Синтаксис и пунктуация.

Повторение разделов лингвистики, разбор словосочетания, анализ простого предложения, составление сложных предложений из простых

Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по схемам; находить грамматическую основу в простом предложении, границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения.

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться различными видами словарей, подбирать примеры на изученные лексические понятия



Уметь подбирать примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием; производить фонетический разбор слов, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; обозначать морфему, в которой находится орфограмма.

Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам образования



Уметь производить морфемный и словообразователь-ный разбор слов; верно писать слова с орфограммами в корнях.

Знать перечень самостоятельных и служебных частей речи, формы изменения глагола; общее и различное у склоняемых частей речи; знать о связи орфографии с морфологией

Уметь определять склонение и падеж имени существительного; распознавать существительные общего рода и разносклоняемые; объяснять правописание безударных падежных окончаний существительных единственного и множественного числа

Точно употреблять имена прилагательные в речи; применять на практике изученные правила


Уметь определять глаголы в тексте и точно их употреблять; распознавать лицо и число глаголов, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах; спряжение глаг. и писать безударные личные окончания глаголов

Знать порядок морфологического разбора изученных частей речи.



Уметь анализировать текст

Совершенство-вание знаний, практика

3

Синтаксический и пунктуационный разбор

Конструирование предложений с обращениями и с прямой речью, запись текста под диктовку, объяснение орфограмм и пунктограмм, составление схем предложений; анализ и сравнение текстов

Совершенство-вание знаний, практика

4

Лексика и фразеология

Закрепление сведений об изученных лексикологических понятиях: однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова; наблюдение за использованием синонимов, устаревших слов, профессионализмов; работа с различными видами словарей: толковым, иностранных слов, этимологическим, синонимов, антонимов; работа с фразеологизмами

Совершенство-вание знаний, практика

5

Фонетика и орфография

Фонетический разбор слов, определение сильных и слабых позиций звуков, работа с таблицей, закрепление навыков правописания согласных и безударных гласных в корне слов, правописание

О-Ё после шипящих и Ц

Совершенство-вание знаний, практика

6


Словообразование и орфография.

Повторение сведений о составе слова и морфемном разборе слов, закрепление умений находить и подбирать однокоренные слова, составление таблицы способов образования слов, предупредительный диктант с самоконтролем по словарю

Совершенство-вание знаний, практика

7

Морфемный и словообразовательный разбор


Совершенство-вание знаний, практика

8

Морфология и орфография.

Фронтальный опрос, словарная диктовка с объяснением, повторение изученного ранее о частях речи; распознавание грамматическихпризнаков каждой части речи


Совершенство-вание знаний, практика

9










Повторение изученного об имени существительном.





Индивидуальный опрос, словарный диктант, комментированное письмо

Совершенствование знаний, практика





10

Повторение изученного об имени прилагательном.

Фронтальный опрос, рассказ об имени прилагательном как части речи; наблюдать, анализировать разные способы проверки орфограмм; орфографический диктант; выполнение упражнений

Совершенство-вание знаний, практика

11





12










Повторение изученного о глаголе.




Морфологический разбор слов


Рассказ о глаголе как части речи по плану; выполнение упражнений; орфографический диктант

Совершенство-вание знаний, практика




Совершенство-вание знаний, практика



13

Р.р. Текст. Типы речи

Беседа по вопросам, характеристика текстов по плану

Совершенство-вание знаний, практика

14

Р.р. Стили литературного языка

Составление текстов определённого стиля

Совершенство-вание знаний, практика

15

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Контрольный диктант

Контроль

III

Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие - 25ч.+6ч.

16

Причастие как часть речи

Связный рассказ учеников о глаголе, работа с текстом дидактического материала (объяснение орфограмм и пуктограмм), объяснение нового материала, вывод о синтаксической роли причастий в речи; распределительный диктант

Уметь отличать причастие от прилагательного, определять его синтаксическую роль. Уметь редактировать текст, в котором используются причастия


Знать особенности публицистического стиля, его жанры; уметь определять признаки публицистического стиля в тексте, доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю.





Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий.

Знать условия выделения причастного оборота на письме, правильно расставлять запятые при причастном обороте; уметь строить предложения с причастным оборотом, находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом.



Знать особенности построения описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности; различать официально - деловой и художественный

стили описания человека.



Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий.

Уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях.

Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени, графичес-ки обозначать условия выбора правильных написаний.



Уметь образовывать ДППВ, разграничивать ДПНВ и ДППВ, в предложении заменять глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.


Уметь образовывать СПНВ, графически обозначать условия выбора правильных написаний.



Уметь образовывать СППВ, находить СППВ, определять форму причастий.


Уметь правильно выбирать и писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Уметь разграничивать СППВ и отглагольные прилагательные, правильно писать Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных, слова - исключения.





Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями, разграничивать краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные,

правильно писать Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Знать особенности выборочного изложения, уметь определять основную мысль изложения, составлять план изложения, излагать подтему исходного текста

Уметь производить морфологический разбор причастия


Уметь правильно писать НЕ с причастиями, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями



Уметь правильно писать О-Ё после шипящих в суффиксах СППВ, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Знать материал по теме « Причастие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила




Урок объяснения нового материала

17

Р.р. Публицистический стиль

Объяснение нового материала, составление таблицы «Публицистический стиль и его признаки», выразительное чтение и анализ текстов публицистического стиля.

Урок развития речи

18

Признаки прилагательных и глаголов у причастия

Морфологический разбор глагола и прилагательного, объяснение нового материала, сравнение причастий с прилагательными и глаголами, выполнение упражнений

Совершенство-вание знаний, практика

19

Склонение причастий

Словарный диктант, объяснение нового материала, запись с объяснением

окончаний причастий и прилагательных; выполнение упражнений

Комбинирован-ный, практика

20

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Запись текста под диктовку, выполнение упражнений; комментированное письмо для предупреждения орфографических ошибок при написании окончаний причастий.

Совершенство-вание знаний, практика

21

Причастный оборот

Индивидуальная работа по карточкам, объяснение нового материала, работа со схемами, исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами, выполнение упражнений на закрепление

Объяснение нового материала, практика

22

Выделение причастного оборота запятыми

Проверка домашнего задания, выполнение заданий по цепочке, наблюдение над материалом учебника, составление предложений с причастными оборотами перед определяемым словом и после него, синтаксический разбор предложений с причастными оборотами.

Комбинирован-ный, практика

23

Р.р. Описание внешности человека

Знакомство с понятием

«словесный портрет», с деловым, научным и художественным описанием внешности; анализ текстов упражнения с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально - смысловому типу определённой разновидности языка, функциональному стилю

Урок развития речи

24

Р.р. Сочинение. Описание внешности человека.

Индивидуальная

Контроль

25

Действительные и страдательные причастия

Анализ сочинений, фронтальный опрос, разбор предложения с нахождением причастий, объяснение нового материала, закрепление материала, выборочный диктант, работа по культуре речи

Комбинирован-ный, практика

26

Краткие и полные страдательные причастия

Сравнение краткой и полной формы причастий, образование возможных форм кратких причастий с отработкой умения ставить ударение в данных формах

(таблица); сравнение кратких форм причастий и прилагательных, выборочный диктант.

Урок-исследование, практика

27

Действительные причастия настоящего времени. Гласные

в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Словарный диктант, проверка домашнего задания, синтаксическая пятиминутка, рассказ об образовании действительных причастий настоящего времени на основе таблицы, выполнение упражнений на выработку умения образовывать действительные причастия настоящего времени, закрепления навыка правописания изученной орфограммы

Комбинирован-ный, практика

28

Действительные причастия прошедшего времени

Проверка домашнего задания, работа по карточкам, словарная работа, объяснение нового материала, сопоставление таблиц и выявление различий в образовании ДПНВ и ДППВ; выполнение упражнений

Комбинирован-ный, практика

29

Р. р. Подготовка и написание изложения

(с использованием причастий)

Индивидуальная

Контроль

30

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Взаимопроверка домашнего задания, выборочный диктант, объяснение нового материала, выполнение упражнений на образование изучаемых причастий, применение правил, различение действительных и страдательных причастий настоящего времени

Комбинирован-ный, практика

31

Страдательные причастия прошедшего времени

Проверка домашнего задания, работа с перфокартой, объяснение нового материала (работа с таблицей, беседа с классом), выполнение закрепительно - тренировочных упражнений

Комбинированный, практика

32

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Синтаксическая пятиминутка, словарно-орфографическая диктовка, объяснение нового материала (составление схемы), закрепление материала, инди-видуальная работа.

Комбинирован-ный, практика

33

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Работа с перфокартой (Н и НН в суффиксах прилагательных), синтаксическая пятиминутка, объяснение нового материала, составление схемы рассуждения, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

Комбинирован-ный, практика

34

Одна буква Н в отглагольных прилагательных

Тренировочные упражнения, объяснительный диктант, объяснение нового материала

Комбинирован-ный, практика

35

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Фронтальный опрос, взаимопроверка домашнего задания, запись под диктовку

(объяснение Н и НН), комментированное письмо, объяснение нового материала, выполнение упражнений

Комбинированный, практика

36







Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Коллективная, индивидуальна промежуточный контроль

Комбинирован-ный, практика

37

Р.р. Подготовка к написанию выборочного изложения

(по отрывку из рассказа

М.А. Шолохова

«Судьба человека»)

Работа с текстом

Урок развития речи

38

Р.р. Написание выборочного изложения

Индивидуальная

Контроль

39

Морфологический разбор причастия

Обобщение теоретических сведений о причастии, знакомство с планом разбора причастия, анализ причастий из текста упражнения, самостоятельная работа.

Урок - практикум

40

НЕ с причастиями

Словарная диктовка (не с разными частями речи),

синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний с частицей НЕ,

предупредительный диктант, работа с индивидуальными карточками, диктант «Проверь себя»

Комбинирован-ный, практика

41

Правописание НЕ с причастиями

Выполнение упражнений по учебнику, письмо под диктовку; промежуточный контроль

Комбинирован-ный, практика

42

Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Объяснение нового материала, закрепление материала, запись текста под диктовку с обозначением условий выбора орфограмм, объяснительный диктант с выполнением заданий по теме «Причастие»

Комбинирован-ный, практика

43

Повторение по теме «Причастие»

Составление связного рассказа о причастии по плану, выполнение индивидуальных заданий по карточкам, закрепительно - тренировочные

упражнения, объяснительный диктант, работа с перфокартой, диктант « Проверь себя»

Совершенство-вание знаний, практика, промежуточ-ный контроль

44

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Коллективная, индивидуальная, парная, промежуточный контроль

Совершенство-вание знаний, практика, промежуточ-ный контроль

45

Анализ контрольного диктанта

Контрольный диктант

Контроль

46

Повторение по теме «Причастие»

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-

ный, практика

IV

Деепричастие - 10ч.+2ч.

47

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства у деепричастия.

Объяснение нового материала, закрепление материала, упражнение (замена глагола деепричастием), выборочный диктант

Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах, сопоставлять правописание не с деепричастиями, причастиями и глаголами.

Урок объяснения нового материала

48

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Проверка домашнего задания, сопоставительный анализ предложений с целью выработки умения различать причастие и деепричастие, объяснение нового материала, объяснительный диктант, самостоятельная работа

Комбинирован-ный, практика

49

Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами. Выделение одиночного деепричастия запятыми.

Объяснение нового материала, синтаксическая пятиминутка, выполнение упражнений по учебнику

Комбинирован-ный, практика

50

НЕ с деепричастиями

Объяснение нового материала, пунктуационный анализ предложений, выполнение упражнений по учебнику, работа с фразеологизмами, комментированное письмо, промежуточный контроль

Комбинирован-ный, практика

51

Деепричастия несовершенного вида

Взаимопроверка домашнего задания, выборочный диктант: выписать слова с НЕ, объяснение нового материала, закрепление изученного: выполнение упражнений по учебнику, цифровой диктант, орфографическая пятиминутка

Комбинирован-ный, практика

52

Деепричастия совершенного вида

Проверка домашнего задания, объяснение нового материала, составление таблицы (образование деепричастий несовершенного и совершенного вида), закрепление нового материала - выполнение упражнений, анализ предложений (устный), словарная работа,

Комбинирован-ный, практика

53

Р. р. Подготовка к написанию рассказа на основе картины

С. Григорьева «Вратарь»

Наблюдение над ролью деепричастий в речи, анализ текста с деепричастиями с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к типу речи, функциональному стилю, анализ коммуникативных ситуаций, повторение особенностей различных типов текста, лексико - орфографическая работа, подбор синонимов.

Урок развития речи

54

Р.р. Написание рассказа на основе картины С. Григорьева «Вратарь»

Индивидуальная

Контроль

55

Морфологический разбор деепричастия

Проверка домашнего задания, запись под диктовку, работа с текстом (выборочный диктант), объяснение нового материала, объяснительный диктант, выполнение индивидуальных заданий.

Урок - практикум

56

Повторение по теме «Деепричастие»

Словарный диктант, синтаксический разбор предложений, опрос по вопросам темы, обобщение и систематизация материала в процессе выполнения упражнений,

предупредительный диктант,

самостоятельная работа,

промежуточный контроль

Совершенство-вание знаний, практика, промежуточ-ный контроль

57

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Контрольный диктант

Контроль

58

Анализ контрольного диктанта»

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

V

Наречие - 28ч.+6ч.

59

Наречие как часть речи

Синтаксический разбор предложения с наречием, объяснение нового материала, выполнение упражнений на выявление сочетаемости наречий с другими частями речи, выявление роли наречий в тексте

Уметь находить наречия в тексте, отличать и образовывать степени сравнения наречий, определять морфологические признаки наречий. Уметь отличать наречия от отрицательных местоимений, разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия, применять изученные правила на практике.








Уметь отбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста

Урок объяснения нового материала

60

Синтаксическая роль наречий в предложении

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

61

Смысловые группы наречий

Синтаксический разбор предложения, фронтальный опрос, проверка домашнего задания, составление таблицы, выполнение упражнений на закрепление материала

Комбинирован-ный, практика

62

Степени сравнения наречий и их образование

Тест на определение смысловых групп наречий, повторение изученного об имени прилагательном, объяснение нового материала, составление таблицы (образование сравнительной и превосходной степени наречий), беседа по вопросам, выполнение упражнений

Комбинирован-ный, практика

63

Словообразование наречий

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

64

Морфологический разбор наречия

Фронтальный опрос по теме, творческий диктант, объяснение нового материала, работа с текстом, диктант «Проверь себя»

Комбинирован-ный, практика

65

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине (И. Попов «Первый снег»)

Чтение и анализ текстов, беседа по вопросам, составление плана сочинения

Урок развития речи

66

Р. р. Написание сочинения по картине (И. Попов «Первый снег»)

Индивидуальная

Контроль

67

Правописание НЕ с наречиями на -О и -Е

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, знакомство с материалом учебника, закрепление темы: выполнение упражнения, обучающий диктант, работа по карточкам

Комбинирован-ный, практика

68

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е

Словарный диктант, изучение правила (составление таблицы), выполнение упражнений на закрепление правила, рассмотрение вопроса о разграничении НЕ с прилагательными НЕ с наречиям,

анализ текста,

промежуточный контроль

Совершенство-вание знаний, практика, промежуточ-ный контроль

69

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

Повторение правописания НЕ с разными частями речи; чтение, изучение нового материала; закрепление темы - выполнение упражнения, самостоятельная работа

Комбинирован-ный, практика

70

Правописание приставок НЕ - и НИ- в отрицательных наречиях

Синтаксическая пятиминутка, тестирование, сравнительный анализ предложений, восстановление текста

Совершенство-вание знаний, практика, промежуточ-ный контроль

71

Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е

Проверка домашнего задания, работа с материалом учебника,

выполнение упражнений с использованием схемы рассуждения, объяснительный диктант.

Комбинирован-ный, практика

72

Правописание Н и НН в наречиях

Коллективная, индивидуальная

Комбинированный, практика

73

Трудные случаи написания Н и НН в наречиях

Выборочный диктант, объяснение нового материала - запись на доске, чтение материала учебника, составление предложений с парами слов; закрепление темы - письмо под диктовку, выполнение упражнений; промежуточный контроль

Совершенство-вание знаний, практика, промежуточ-ный контроль

74

Р.р. Описание действий.

Чтение и анализ текстов

Урок развития речи

75

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

Индивидуальная работа по карточкам, объяснительный диктант, объяснение нового материала, закрепление материала

Комбинирован-ный, практика

76

Суффиксы -О и -А на конце наречий

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

77

Р.р. Изложение (подробное)

Индивидуальная

Контроль

78

Дефис между частями слова в наречиях.

Словарный диктант.

Объяснение нового материала, анализ наречий (объяснение способа образования и правописания), различение наречий и других частей речи, составление текста с использованием наречий - вводных слов, таблицы, словарный диктант.

Комбинирован-ный, практика

79

Правописание дефиса между частями слова в наречиях

Закрепление темы - выполнение упражнений, цифровой диктант, синтаксическая пятиминутка

Комбинирован-ный, практика

80

Дефисное написание наречий

Повторение и закрепление темы - объяснительный диктант, синтаксическая пятиминутка, орфографический диктант. Работа с предложениями и словосочетаниями

Совершенство-вание знаний, практика, промежуточ-ный контроль

81

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и

количественных числительных

Словарный диктант, индивидуальная работа по карточкам,

взаимопроверка домашнего задания, составление схемы - алгоритма действия, закрепление материала, составление таблицы.

Комбинирован-ный, практика

82

Слитные и раздельные написания наречий.

Закрепление темы - выполнение упражнений, работа по карточкам, орфографический диктант

Комбинирован-ный, практика

83

Правописание приставок в наречиях

Коллективная, индивидуальная, промежуточный контроль

Совершенство-вание знаний, практика, промежуточ-ный контроль

84

Р.р. Подготовка к написанию сочинения о труде

Коллективная, индивидуальная

Урок развития речи

85

Р.р. Написание сочинения о труде

Индивидуальная

Контроль

86

Буква Ь после шипящих на конце наречий

Повторение правописания Ь после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах составление таблицы), объяснение нового материала,

закрепление материала, выборочный диктант.

Урок объяснения нового материала; практика

87

Повторение по теме «Наречие»

Работа по контрольным вопросам, коллективное составление таблицы (правила написания наречий), объяснительный диктант

Повторительно - обобщающий урок

88

Систематизация и обобщение по теме «Наречие»

Беседа по вопросам, свободный диктант: выразительное чтение текста, составление развёрнутого плана, работа с текстом

Совершенство-вание знаний, практика, промежуточ-ный контроль

89

Тестирование по теме «Наречие»

Промежуточный контроль; тестирование

Совершенство-вание знаний, практика, промежуточ-ный контроль

90

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Контрольный диктант

Контроль

91

Анализ контрольного диктанта

Сообщение оценок за контрольный диктант, разбор типичных ошибок, выполнение работы над ошибками

Комбинирован-ный, практика

92

Повторение по теме «Наречие»

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

VI

Категория состояния - 4ч.+2ч.

93

Категория состояния как часть речи

Объяснение новой темы: анализ предложений, знакомство с материалом учебника, составление таблицы (категория состояния), закрепление темы: запись предложений, выполнение упражнений

Уметь отличать категорию состояния от наречий, определять синтаксическую роль в предложении




Урок объяснения нового материала

94

Синтаксическая роль слов категории состояния

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

95

Морфологический разбор категории состояния

Беседа по вопросам, тестирование, синтаксический разбор предложения, объяснение новой темы: анализ материала параграфа, закрепление: выполнение упражнений. Работа с текстом, беседа по вопросам

Комбинирован-ный, практика

96

Р.р. Подготовка к написанию сжатого изложения

(К. Паустовский «Обыкновенная земля»)

Работа с текстом упражнения

Урок развития речи

97

Р.р. Написание сжатого изложения

Индивидуальная

Контроль

98

Повторение изученного по теме «Категория состояния»

Ответы на контрольные вопросы, запись текста под диктовку, беседа по вопросам, работа с текстом упражнения

Комбинирован-ный, практика

VII

Служебные части речи. Культура речи - 1ч.

99

Самостоятельные и служебные части речи

Составление таблицы-схемы (служебные части речи), анализ материала учебника, закрепление: чтение текста (раздаётся учащимся на парты), беседа по тексту, самостоятельная работа

Уметь узнавать служебные части речи и определять их значения.

Комбинирован-ный, практика

VIII

Предлог - 11ч.+2ч.

100

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении

Анализ материала учебника, чтение правила, выполнение упражнений, объяснительный диктант

Знать разряды предлогов по значению; владеть терминологией (отыменные, наречные, отглагольные предлоги). Уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы. Знать нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их.

Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога.

Уметь применять изученные орфографические правила.

Комбинирован-ный, практика

101

Употребление предлогов

Орфографическая диктовка, работа со словарными словами, чтение материала учебника, выполнение упражнений, анализ словосочетаний, самостоятельная работа

Комбинирован-ный, практика

102

Непроизводные и производные предлоги

Самостоятельная работа по карточкам, беседа по вопросам, чтение материала учебника, анализ предложений, выполнение упражнений

Комбинирован-ный, практика

103

Отличие производных и непроизводных предлогов

Самостоятельная работа по упражнению учебника, синтаксическая пятиминутка, письмо под диктовку

Комбинирован-ный, практика

104

Простые и составные предлоги

Решение кроссворда, объяснение нового материала: чтение материала учебника, выполнение упражнения, синтаксический разбор предложения, закрепление темы: составление словосочетаний, правильно употребляя предлоги со словами, работа по карточкам; промежуточный контроль

Комбинирован-ный, практика

105

Морфологический разбор предлога

Чтение материала учебника, выполнение упражнений, морфологический разбор предлогов

Комбинирован-ный, практика

106

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины

А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Беседа по вопросам, знакомство с материалом упражнения, написание черновиков сочинения

Комбинирован-ный, практика

107

Р.р. Написание сочинения по репродукции картины А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Индивидуальная

Контроль

108

Слитные и раздельные написания предлогов

Словарный диктант, работа с новым словарными словами, работа по новой теме: беседа по вопросам, составление таблицы (слитное и раздельное написание предлогов), закрепление темы: выполнение упражнения, орфографическая диктовка, работа по карточкам

Комбинирован-ный, практика

109

Правописание производных предлогов

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

110

Повторение по теме «Предлог»

Повторение: беседа по вопросам, работа с сигнальными карточками, распределительный диктант, промежуточный контроль

Обобщение и систематизация

111

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Контрольный диктант

Контроль

112

Анализ контрольного диктанта

Работа по орфоэпии, анализ контрольного диктанта, разбор типичных ошибок, допущенных в тексте, выполнение работы над ошибками

Комбинирован-ный, практика

IX

Союз - 16ч.+2ч.

113

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении

Объяснительный диктант, беседа по вопросам, объяснение нового материала: чтение материала учебника, составление блок-схемы о союзе, закрепление: выполнение упражнения, работа со схемами предложений

Уметь определять роль союзов в предложении. Знать разряды сочинительных и подчинительных союзов.

Уметь определять их роль в предложении, конструировать предложения, применяя изученные пунктуационные правила. Знать и соблюдать нормы употребления союзов в письменной и устной речи, уметь конструировать различные виды сложных предложений. Уметь производить морфологический разбор союза.

Знать морфологические признаки союза, орфографию союза и уметь применять изученные орфографические правила.

Комбинирован-ный, практика

114

Простые и составные союзы

Беседа по вопросам, анализ упражнения, работа по теме урока: самостоятельное изучение материала параграфа, закрепление: выполнение упражнения, синтаксический разбор предложения

Комбинирован-ный, практика

115

Союзы сочинительные и подчинительные

Чтение материала учебника, работа со стихотворением (текст на доске), составление таблицы (союзы сочинительные и подчинительные), закрепление темы: устный диктант, объяснительный диктант, выполнение упражнения, работа со словарным словом

Комбинирован-ный, практика

116

Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

117

Употребление подчинительных союзов в сложном предложении

Коллективная, индивидуальная, промежуточный контроль

Совершенство-вание знаний, практика

118

Сочинительные союзы

Проверка домашнего задания, синтаксический разбор предложения, объяснение нового материла: чтение материала учебника, составление схемы, беседа по вопросам, закрепление: выполнение упражнения, составление сложносочинённых предложений, объяснительный диктант

Комбинирован-ный, практика

119

Подчинительные союзы

Орфографическая диктовка, работа по теме урока: знакомство с материалом параграфа, беседа по вопросам, составление таблицы-схемы (отличие союзов от союзных слов), словарная работа, закрепление темы: выполнение упражнения, объяснительный диктант, тестирование

Комбинирован-ный, практика

120

Морфологический разбор союза

Повторение: списывание предложений, расставляя знаки препинания; работа со словарными словами, выполнение упражнения; работа по новой теме: чтение плана морфологичес-кого разбора союза, морфологический разбор союзов; закрепление: письмо под диктовку, анализ записанных предложений

Комбинирован-ный, практика

121

Слитные и раздельные написания союзов

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

122

Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же

Словарный диктант, работа по теме урока: чтение материала параграфа, беседа по вопросам, сообщение учащегося (индивидуальное задание), составление таблицы на доске (отличие союзов от омонимичных сочетаний), закрепление темы: выполнение упражнения, орфографическая диктовка; промежуточный контроль

Совершенство-вание знаний, практика

123

Слитные и раздельные написания союзов

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

124

Повторение по теме «Союз»

Взаимопроверка домашнего задания, повторение: орфографическая работа, составление предложений по схемам, письмо под диктовку, письменные ответы на вопросы

Обобщение и систематизация

125

Закрепление по теме «Союз»

Работа с текстом, тестирование, объяснительный диктант

Обобщение и систематизация

126

Контрольный диктант по теме «Союз»

Письмо текста под диктовку, выполнение грамматического задания

Контроль

127

Анализ контрольного диктанта

Коллективная, индивидуальная

Практика

128

Р.р. Подготовка и написание сочинения-рассуждения

Беседа по вопросам; анализ фраз, записанных на доске; составление схемы сочинения-рассуждения; составление плана сочинения на черновиках; работа над текстом сочинения в черновиках;

переписывание сочинений в тетради по развитию речи

Обобщение и систематизация

129

Закрепление по теме «Союз»

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

130

Обобщение по теме «Союз» по теме

Индивидуальная работа по карточкам

Комбинирован-ный, практика

X

Частица - 18ч.+4ч.

131

Частица как служебная часть речи.

Синтаксическая роль частиц в предложении

Работа по теме урока: чтение материала учебника, беседа по вопросам; закрепление: анализ упражнения, тест

Знать семантику

частиц, их функции в речи и языке.

Уметь доказывать принадлежность слова к частицам. Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами. Знать понятие о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях. Уметь различать частицу, приставку, союз. Уметь выполнять морфологический разбор частиц.

Комбинирован-ный, практика

132

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Проверка домашнего задания, чтение параграфа учебника, составление таблицы (частицы - смысловые, формообразующие), выполнение упражнений, письмо под диктовку

Комбинирован-ный, практика

133

Смысловые частицы

Работа по теме урока: самостоятельное чтение параграфа учебника, беседа по вопросам, закрепление: выполнение упражнения, словарная работа

Комбинирован-ный, практика

134

Группы смысловых частиц по значению

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

135

Раздельное и дефисное написание частиц

Самостоятельное знакомство с правилом раздельного написания частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ, выполнение упражнений, анализ таблицы раздельное и дефисное написание частиц); промежуточный контроль

Комбинирован-ный, практика

136

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине

(К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»)

Чтение задания к упражнению, беседа по вопросам, написание сочинения на черновиках

Комбинирован-ный, практика

137

Р.р. Написание сочинения по картине

Проверка сочинений на черновиках, редактирование, переписывание сочинений в тетради по развитию речи

Контроль

138

Правописание частиц

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

139

Морфологический разбор частицы

Словарный диктант, работа по новой теме: чтение параграфа учебника, беседа по вопросам, закрепление: синтаксический разбор предложения, объяснительный диктант, творческое списывание, выполнение упражнения

Изучение нового материала

140

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Работа по новой теме: чтение параграфа учебника, беседа по вопросам; закрепление: письмо под диктовку, выполнение упражнения

Комбинирован-ный, практика

141

Различение на письме частиц НЕ и НИ

Орфографическая диктовка, чтение параграфа учебника, беседа по вопросам, закрепление: объяснительный диктант, выполнение упражнений

Комбинирован-ный, практика

142

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи

Коллективная, индивидуальная, промежуточный контроль

Комбинирован-ный, практика

143

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

144

Р.р. Подготовка к сочинению-рассказу по данному сюжету

Работа по тексту упражнения, беседа по вопросам, написание сочинения на черновиках

Комбинирован-ный, практика

145

Р.р. Написание сочинения-рассказа по данному сюжету

Проверка сочинений на черновиках, редактирование текстов, переписывание сочинений в тетради по развитию речи

Контроль

146

Различение на письме частицы и приставки НЕ-

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

147

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ - НИ

Синтаксический разбор предложения, чтение материала параграфа, словарная работа, закрепление: выполнение дифференцированного задания, работа с фразеологизмами, выполнение упражнений; промежуточный контроль

Комбинирован-ный, практика

148

Различение на письме частицы НИ, приставки НИ -, союза НИ - НИ

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

149

Повторение изученного по теме «Частица»

Анализ выражений, записанных на доске; объяснительный диктант

(написание НЕ и НИ), подбор синонимов к словосочетаниям, определение значения НИ в словах, выполнение упражнений

Систематиза-ция и обобщение

150

Систематизация и обобщение знаний по теме «Частица»

Повторение по вопросам, нахождение соответствия, творческий диктант, выполнение упражнения; промежуточный контроль

Систематиза-ция и обобщение

151

Контрольный диктант по теме «Частица»

Письмо текста под диктовку, выполнение грамматического задания

Контроль

152

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Комбинирован-ный, практика

XII

Междометие. Звукоподражательные слова - 4ч.

153

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Работа по теме урока: анализ текста, чтение материала параграфа, составление схемы-таблицы, заполнение таблицы, составление (устно) мини-диалога с междометиями; закрепление: выполнение упражнения, составление нераспространённых предложений, беседа по вопросам

Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи. Уметь применять пунктуационные правила, конструировать предложения

с междометиями

Урок объяснения нового материала

154

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

155

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Чтение параграфа учебника, объяснительный диктант, выполнение упражнения

Комбинирован-ный, практика

156

Запятая и восклицательный знак при междометиях

Коллективная, индивидуальная

Комбинирован-ный, практика

XIII

Повторение и систематизация пройденного в VII классе - 12ч.+2ч.

157

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи

Беседа по вопросам, составление таблицы по упражнению, работа с текстом

Уметь применять изученные правила на практике

Обобщение и систематизация

158

Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению

Коллективная, индивидуальная

Обобщение и систематизация

159

Р.р. Написание сочинения-рассуждения

Индивидуальная

Контроль

160

Фонетика. Графика

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой, письмо под диктовку, выполнение упражнений

Обобщение и систематизация

161

Лексика и фразеология

Работа с лексическим значением слов, выполнение упражнений, игра «Кто больше?» подбор синонимов и антонимов к словам, игра «Найди соответствие», работа с фразеологизмами

Обобщение и систематизация

162

Морфемика. Словообразование

Коллективная, индивидуальная

Обобщение и систематизация

163

Морфология

Беседа по вопросам, морфологический разбор слов разных частей речи, составление схемы-таблицы (части речи), выполнение упражнений

Обобщение и систематизация

164

Итоговый контрольный диктант

Административная контрольная работа: письмо текста под диктовку, выполнение грамматического задания

Контроль

165

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Обобщение и систематизация

166

Орфография

Беседа по вопросам, выполнение упражнений, самостоятельная работа по карточкам, цифровой диктант

Обобщение и систематизация

167

Синтаксис

Беседа по вопросам, работа с текстом, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Обобщение и систематизация

168

Пунктуация

Синтаксический разбор предложения, работа по карточкам, выполнение упр.

Обобщение и систематизация

169

Повторение изученного в VII классе по теме «Причастие. Деепричастие»

Коллективная, индивидуальная

Обобщение и систематизация

170

Повторение изученного в VII классе по теме «Служебные части речи»

Коллективная, индивидуальная

Обобщение и систематизация

Итого

170


© 2010-2022