- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по творчеству А. Блока (11 класс)
Конспект урока по творчеству А. Блока (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хахам Л.З. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
"Тема Родины в творчестве А.Блока"
(Исследовательская работа на уроках литературы )
ЦЕЛИ:
-
показать значение образа России в творчестве Блока;
-
провести исследовательскую работу по анализу стихотворения "Русь" и «Россия»;показать особенности лексики данного стихотворения, развивать речевую компетенцию учащихся;
-
воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. Блока, презентация к уроку, тексты стихотворений А. Блока
ХОД УРОКА
"Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…"
А. Блок)
I. Организационный момент
Проверка д/з( страшный мир в творчестве А.Блока)
II. Сообщение темы и цели
Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: " А. Блок отпел (см.страшный мир) или воспел Россию?"
Отсюда вытекает тема урока - "Тема Родины в творчестве А. Блока".
III. Повторение ранее изученного
а) словарная работа
Объясните значение слов : отпел - воспел.
б) фронтальный опрос по биографии поэта.
Кто воспитывал А. Блока (дедушка и бабушка Бекетовы.)
Назовите подмосковную усадьбу деда Бекетова, где А. Блок проводил лето. (Шахматово)
Со сколько лет начал писать? (5)
Имя жены А. Блока (Любовь Дмитриевна Менделеева)
В конце 1804 г. вышла в свет первая книга Блока. Назовите её ("Стихи о Прекрасной Даме")
г) Чтение наизусть стихотворений из сборника "Стихи о прекрасной Даме"(по выбору) Кто же является Прекрасной дамой для поэта? (Незнакомка, Снежная Дева, Фаина, Кармен, Богоматерь и Русь.)
IV. Изучение нового материала С 1911-12г поэзия Блока существует в читательском сознании как единая лирическая трилогия - уникальный роман в стихах, повествующий о духовном пути поэта. Блок назвал своё творчество процессом "вочеловечивания" и поделил его на три этапа": теза" - первое поклонение идеалу, "антитеза" - связанное с утратой идеала. На третьем этапе происходит "синтез"- обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.
Обратимся к эпиграфу урока: "Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…" А. Блок
Как вы понимаете слова поэта?
А) Исследовательская работа.
Предлагаю побыть в роли исследователей и сравнить казалось бы несовместимое: картины Б. Врубеля и стихотворение А. Блока, ответить на вопрос: в чем их сходство?
Работа по группам:
1.Чтение и анализ стихотворения "Русь" (запись)
3.) К 1908г относится стихотворение "Россия", (запись) которое перекликается со стихотворением "Русь"
-Какой рисует Родину Блок?
Составление схемы
Познакомившись со многими стихами А. Блока, подведем итог нашему исследованию и составим схему слов, которыми поэт характеризует Родину:
"Это всё о России …"
1. "Живая душа" ("Русь")
3. Гоголевская "птица - трока" ("Россия")
4. Дорога ("Россия)
V. Подведение итогов урока, оценки
"Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… - Что же такое родина для поэта?
Составление синквейна
План синквейна
-
1 строка - 1 имя существительное
-
2 строка - 2 имени прилагательных
-
3 строки - 3 глагола
-
4 строка - высказывание
-
5 строка - синоним 1-го имени существительного
-
Россия
Нищая, живая
Встречала, вдохновляла, открывала
"Живую душу укачала"Русь
Родина
Невеста и жена
Предвещает, утешает, радует
"Это всё - о России"
Птица - тройка
- Вернемся к вопросу, поставленному перед нами в начале урока : А. Блок отпел или воспел Россию? (учащихся обосновывают свои ответы)
-В заключении урока учитель читает стихотворение, посвященное А.Блоку.
Звучи, звучи, живая речь…
Владимир Лазарев
Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока
Встреч разуму и свету встреч
В порыве мощном
глубоком
Звучи же, вписываясь равно
В мир городов и деревень
В ноябрь туманный,
В тёплый август,
И в тяжкий, и в счастливый день.
…И не отринуть, не отречь
Строку от Родины и сроков
Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока!
VI. Домашние задание
Прочитать поэму «Двенадцать», отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл.