Рабочая программа по литературе 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гусиноозерска



Рассмотрена

на заседании методического

объединения,

Протокол №_____

от «___»____________ 2014 г

Принята

на заседании методического

совета,

Протокол №________

от «___»____________ 2014 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ 1

Раева И. А

Приказ №_________

от «____»___________ 2014 г.

Рабочая программа

по литературе

для 5 класса

на 2014-2016 учебный год

количество часов в неделю -1

Составила: учитель

Очирова С.А.

Срок действия программы: 3 года

2014.

г.Гусиноозерск



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

За основу данной рабочей программы взята программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа под ред. А.Г. Кутузова составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

> осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

> выразительное чтение художественного текста;

> различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

> ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

> заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

> анализ и интерпретация произведения;

> составление планов и написание отзывов о произведениях;

> написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

> целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским «зыком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наукпредмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературыкак национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

> воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

> развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

> освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

> овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся VII класса. На этом этапе обучения на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений). Годовой объём программы - 70 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

> выделение характерных причинно-следственных связей;

> сравнение и сопоставление;

> умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза;

> самостоятельное выполнение различных творческих работ;

> способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

> осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

> владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

> составление плана, тезиса, конспекта;

> подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

> использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

> информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

> самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей

> деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи обучения:

1) обучать эстетическому анализу литературного произведения;

2) развивать навыки комплексного анализа текста;

3) совершенствовать умение давать сопоставительную характеристику героям, опираясь на многообразие способов создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;

4) формировать эстетический вкус;

5) воспитывать творчески активную личность.





Содержание тем учебного курса

Фольклор и литература

Введение

Цели и задачи предмета Литература. Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное творчество. Понятия писатель и автор.

Литературные жанры как исторически сложившиеся формы су­ществования литературы.

ФОЛЬКЛОР

Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произ­ведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.

Детский фольклор: загадки, считалки, игры.

Загадка как малый жанр фольклора. Возникновение и бытовании загадок.

Игра в жизни человека. Игровые основы детского фольклора. Иг­ра и считалка.

Небылицы. Небылицы как игровой жанр фольклора. Основные приемы создания небылиц.

Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.

Сказка. Возникновение сказки. Виды народных сказок. Компози­ция сказки. Начальное понятие о сюжете. Значение сказки в жизни нации и человека.

«Два Ивана - солдатских сына». Художественные осо­бенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала наро­да в сказке, представление о положительном герое.

«Ж е н а-д о к а з ч и ц а». Особенности бытовой сказки, отраже­ние в ней уклада народной жизни.

«М ужи к, медведь и лиса». Иносказательный смысл сказ­ки. Животные как герои сказок.

Русские народные сказки.

Творческий практикум.

Самостоятельное сочинение сказки или сочинение сказки по предложенному началу.

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Что такое духовная литература.

Библия

Библия как Вечная Книга и как памятник человеческой цивилиза­ции.

Священное Предание и Священное Писание.

Новый Завет. Зачем сошел на Землю Господь наш Иисус Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь Хрис­та. Притчи Иисуса Христа: притча о сеятеле, притча о семени и плеве­лах.

«Житие Бориса и Глеба». Жанр русского жития. Нравст­венные истоки святости.

ЛИТЕРАТУРА

Взаимосвязь и различие литературы и фольклора. Начальное по­нятие об эпосе, лирике и драме. Авторский вымысел и воображение читателя.

Эпос и эпические жанры

Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в русской литературе.

П. П. Ершов. «Конек-г о р б у н о к». Литературная обработка фольклорных сюжетов. Нравственная проблематика сказки. Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и поэтическая речь. Фольклор­ная основа сказки.

В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Мораль в сказке. Сказка и пословица.

Творческая мастерская.

Как рождается сказка.

Творческий практикум.

Создание сказки по пословице или самостоятельное сочинение сказки (по образцу литературной сказки).

Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рас­сказа.

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Автор и рассказчик.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования.

Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Нравственные ценности в рассказе.

И. С. Тургенев. «М у м у». Герой и его прототип. История жизни ге­роя, его взаимоотношения с окружающими.

Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Осо­бенности рождественского рассказа. Влияние духовной традиции на светскую литературу.

A. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил».
Юмористический рассказ, прием создания комического эффекта в
произведении.

К. Г. Паустовский. «К о т-в о р ю г а». Рассказ о животных. Изо­бражение животных в фольклоре и литературе.

Творческий практикум. Мой первый рассказ. Отзыв на рассказ.

Повесть. Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жан­ровые особенности повести.

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Дети и взрослые в изображении писателя. Одиночество и его преодоление. Смысл на­звания. Своеобразие повествования (рассказ от первого лица). Сис­тема художественных образов.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Соотношение художественного вымысла и реальности в художественном произведе­нии. Автобиографическое в повести. Главный герой повести. Основ­ные сюжетные линии. Особенности юмора в повести.

Творческий практикум.

Сюжет для повести.

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Сказочная повесть. Особенности сказочной повести. Характер ху­дожественного вымысла. Различие фантастического и волшебного. Герои сказочной повести и сказки.

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Волшебное, фан­тастическое и реально-бытовое в повести. Нравственные истоки по­беды добра над злом.

Лирические жанры

Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре.

А. С. Пушкин. «П т и ч к а», «Туча», «Еще дуют холодные в е т р ы...», «Б е с ы», «Зимняя дорога».

М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко...», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива...».

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...», «Зима недаром злится...», «Весенние воды».

А. А. Фет. «Ласточки пропали...», «М а м а! г л я н ь-к а и з окошка...», «Еще весны душистой нега...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Мир и человек в лирических произведениях. Стихи и проза. На­чальное понятие о рифме. Ритм и интонация в стихе. Ритм как основа музыкальности лирики. Начальное понятие о фигурах поэтической речи, эпитете, метафоре, олицетворении, аллегории.

Творческая мастерская.

Секреты поэтического мастерства.

Выразительное чтение самостоятельно выбранного произведения.

Творческий практикум.

Первый поэтический опыт.

Выразительное чтение лирического произведения.

Драматические жанры

Специфика драматических произведений. Автор в драме. Время и пространство в драматическом произведении. Условность изображе­ния жизни в драме. Как читать драму.

Т. Г. Габбе. «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах? как пьеса-сказка. Система образов пьесы. Нравственная проблематика. Смысл сопоставления «двух горбунов».

Основные средства создания художественных образов драматиче­ского произведения.

Творческая мастерская.

Пьеса и ее сценическое воплощение.

Творческий практикум.

Создание сценария мультфильма или диафильма, инсценирова­ние рассказа или сказки.

Итоговая читательская конференция. Фольклор и литература.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.

Неделя

Дата проведения

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Требование к уровню подготовки учащихся

план

факт

1

1

2.09


Введение. Литература как искусство слова. Понятие «писатель» и «автор».

Ввести в новый предмет, знать понятие «литература», условные обозначения

2

1

5.09


Понятие о фольклоре.

Знать понятие фольклора как вида словесного искусства, уметь выявить общенародного идеала

3

2

9.09


Общенародный идеал.

Знать понятие фольклора как вида словесного искусства, уметь выявить общенародного идеала

4

2

12.09


Фольклорные сказки, их жанровые особенности.


Знать понятие «фольклорной сказки» как жанра, уметь выразительно читать текст

5

3

16.09


Виды фольклорных сказок.


Знать понятие «фольклорной сказки» как жанра, уметь выразительно читать текст

6


3

19.09


Фольклорная сказка «Два Ивана солдатских сына».


Знать вид и жанровые признаки сказки, уметь высказывать читательское мнение о художественном произведении, выводить черты характера, составляющие общенародный идеал

7

4

23.09


Художественные особенности сказки, выражение общенародного идеала.


Знать вид и жанровые признаки сказки, уметь высказывать читательское мнение о художественном произведении, выводить черты характера, составляющие общенародный идеал

8.

4

26.09


«Финист- ясный сокол» -фольклорная сказка. Проблема добра и зла в сказке.


Знать выявлять нравственный смысл сказки, уметь анализировать фольклорную сказку

9


5

30.09


Бытовые сказки. Сказки про животных.

Знать бытовые сказки и сказки про животных, уметь работать в группах

10

5

2.10


Русские сказочники.


Знать теорию фольклорной сказки, уметь проявлять свои творческие способности

11

6

6.10


В творческой мастерской: сочиняем сказку.


Знать теорию фольклорной сказки, уметь проявлять свои творческие способности

12


6

9.10


Детский фольклор.


Знать понятие «детский фольклор», уметь отличать разные жанры детского фольклора

13-14

7

13.10

16.10


В творческой мастерской: сочиняем сами.


Знать понятие «детский фольклор», уметь проявлять свои творческие способности

15.


8

20.10


Духовная литература. (5)

Библия.

Знать сюжеты «Ветхого завета»,уметь выявлять гуманистический смысл библейских преданий

16


8

23.10


Новый Завет.

Сказания и предания об Иисусе Христе


Знать предание о Божьем Сыне, уметь отличать притчу от других жанров

17

9

27.10


Жанр жития.


Знать предание о Божьем Сыне, уметь отличать притчу от других жанров

18


9

30.10


«Житие Бориса и Глеба».


Знать понятие «житие», уметь выявлять главные христианские заповеди житий

19

10

10.11


«Житие Бориса и Глеба».


Знать понятие «житие», уметь выявлять главные христианские заповеди житий

20


10

13.11


Эпос и эпические жанры. Литературная сказка. (24) Отличительные художественные условности.

Знать понятие «литературных родов», уметь проводить сравнительный анализ сказок

21

11

17.11


Понятие о родах литературы.

Знать понятие «литературных родов», уметь проводить сравнительный анализ сказок

22


11

20.11


А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».


Знать роль пейзажа в сказке, уметь анализировать художественные приемы раскрытия характеров героев.

23

12

24.11


Система человеческих ценностей Способы изображения.


Знать роль пейзажа в сказке, уметь анализировать художественные приемы раскрытия характеров героев.

24


12

27.11


П.П.Ершов. «Конек-горбунок »

Знать понятие «нравственные ценности», уметь выявлять основные черты характера героя

25

13

1.12


Нравственные и социальные проблемы сказки. Близость сказки к народной.

Знать понятие «нравственные ценности», уметь выявлять основные черты характера героя

26


13

4.12


Владимир Даль. «У тебя у самого свой ум». Творческий практикум.


Знать значения поговорок, уметь проявить собственные творческие способности

27

14

8.12



Необычные сказки: «Мирная война», «Морожены песни» , «Сказка на ваш вкус».

Знать понятие «сказка-игра»,уметь сочинять «необычные» сказки

28

14

11.12


Творческий практикум.

Создание сказки по пословице.

Развивать творческие способности учащихся.

Учить сочинять сказку по

пословице.

29-30.


15

15.12

18.12


Понятие о рассказе как эпическом жанре. Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». Писатель, автор и рассказчик в произведении.


Знать понятие «рассказ», уметь различать писателя, автора, рассказчика

31-32


16

22.12

25.12


Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Понятие о сюжете эпического произведения.


Знать понятия «сюжет», «фабула», уметь выявлять роль людей в литературном произведении

33-34

17

18

29.12

12.01


«Кавказский пленник» Л.Н.Толстого. Нравственные ценности в рассказе. Сравнительная характеристика героев.


Знать понятие «сравнительная характеристика героев», уметь применять выборочную работу с текстом

35-36.


18

19

15.01

19.01


Святочный рассказ. Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».


Знать понятие «святочного рассказа», уметь выявлять нравственный смысл произведения

37-38.


19

20

22.01

26.01


А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий». Понятие о комическом.


Знать понятие «комическое», уметь видеть способы проявления комического в произведении

39


20

29.01


А.П.Чехов.«Каштанка»Проблема «естественности бытия» в рассказе


Знать понятие «гуманистическое мировоззрение», уметь раскрывать нравственный смысл рассказа

40


21

2.02


Творческий практикум. Рассказы о животных.


Знать, что такое сравнение, уметь писать рассказ

41

21

5.02


Изображение животных в фольклоре и литературе.


Знать, что такое сравнение, уметь писать рассказ

42


22

9.02


Игровые рассказы Д.Хармса и Л.Петрушевской.

Знать понятие «игровой рассказ», уметь сочинять продолжение

43

22

12.02


Творческий практикум.

От­зыв на рассказ.

Знать понятие «игровой рассказ», уметь сочинять продолжение

44


23

16.02


Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».


Знать жанровые особенности повести, уметь анализировать характер персонажа

45

23

18.02


Художественные средства создания характеров.


Знать жанровые особенности повести, уметь анализировать характер персонажа

46


24

24.02


А.С.Пушкин и И.П.Белкин в повести «Барышня-крестьянка».


Знать разницу между Пушкиным и Белкиным, уметь отличать инверсию и иронию

47

24

26.02


Художественные особенности повести.


Знать разницу между Пушкиным и Белкиным, уметь отличать инверсию и иронию

48-49.


25

2.03

5.02


Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Самостоятельное чтение. Отзыв о прочитанном произведении.


Знать понятие «отзыв», уметь самостоятельно прочитать текст

50-51.


26

10.03

12.03


Н.В.Гоголь.«Ночь перед Рождеством». Сказочная повесть. Волшебное в повести.


Знать роль фантастики, способ создания мира, уметь комплексно анализировать повесть

52.


27

16.03



Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Реальное в повести. Жанровые особенности сказочной повести.


Знать разнообразие характеров как признак повести, уметь сформулировать отличительные жанровые особенности сказочной повести,

53-54.

27

28

19.03

30.03


Творческая мастерская. Герои и

события сказочной повести.


Обобщить материал по теме «Эпические литературные произведения», выявить

уровень знаний учащихся.

55.

28

2.04


Лирика. Виды лирики. Художественные особенности рода. Стихи и проза


Знать понятие «лирика», художественные особенности рода, уметь определить лирическое содержание стихотворения

56-57.


29

6.04

9.04



Мир и человек в лирических произведениях. Ритм стихотворения. Фигуры поэтической речи


Знать многообразие русской классической лирики, уметь видеть метры и размеры стиха

58.

30

13.04


Творческая мастерская. Секреты

поэтического мастерства. Урок

выразительного чтения.


Уметь выразительно читать стихотворения наизусть.

59.

30

16.04



Творческий практикум. Первый

поэтический опыт.


Развивать творческие

способности у учащихся.

60

31

20.04


Понятие о драме как роде литературы. Художественные условности драматического произведения.


Знать понятие «драмы» и ее жанров, уметь выявлять художественные особенности драматического произведения

61-63.


31

32

32

23.04

27.04

30.04


Характеры драматических персонажей и способы их раскрытия.


Знать понятие «мизансцены», уметь читать драматическое произведение

64.

33

5.05


Творческая мастерская. Пьеса и её сценическое воплощение.

Обобщение по теме

«Драматические произведения».


Знать понятие «драматические произведения», начальное понятие «сочинение на литературную тему»

65-66


33

34

7.05

12.05



Творческий практикум. Понятие о сценарии. Художественное своеобразие сценария.


Знать понятие «сценария» как жанра драмы, уметь писать сценарии

67-68.


34

35

14.05

18.05


Творческий практикум.

Инсценирование рассказа или

сказки.


Развивать творческие

способности учащихся.

69-70.


35

21.05

23.05


Итоговая читательская конференция.


Знать композицию выступления, уметь защитить свою работу

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально- эстетической культуры и литературно-творческих воз­можностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

  • владение умениями выразительного чтения;

  • восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;

  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • умение выделять этическую, социально-историческую и нрав­ственно-философскую проблематику произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

  • умение самостоятельно анализировать литературно-художествен­ные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • умение давать эстетическую оценку произведения и аргументи­ровать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

  • умение грамотно строить монологические высказывания раз­личных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

  • умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.

Нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся по литературе.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %; «4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %; «2»- менее 59 %.

Перечень учебно-методического обеспечения

К учебникам прилагаются методические рекомендации для учителя:

1. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2010;

2. Моисеев М.В. Путеводитель в мире литературы. 5 класс: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2007;

3. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 6 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2010;

4. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 7 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2009;

5. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 8 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2010;

6. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2009.

Список литературы

Для учителя


1. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5 - 11 классы. Е.М. Мордес. Волгоград, Учитель, 2002

2. Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

3. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001

4. Литература. Тесты 5 - 8 классы. Москва, Дрофа, 2000

5. Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

6. Литература в 5 классе. Кн. для учителя. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Москва, 2002

Для учащихся

1. Энциклопедия для детей. /М.: Аванта+, 1996 /.

2. Энциклопедия литературных героев. /М., АГРАФ, 1999 /.

3. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 веков. /М., АСТ Олимп, 1997 /.

4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новикова В. И. /. М, Педагогика, 1988 /.



Приложение №1



Список интернет ресурсов к урокам литературы.

Литература

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

litera.edu.ru

Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература»

lit.1september.ru Всероссийская олимпиада школьников по литературе

lit.rusolymp.ru

Методика преподавания литературы

metlit.nm.ru Методико-литературный сайт «Урок литературы»

mlis.fobr.ru Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы

lib.prosv.ru Библиотека русской литературы «Классика.ру»

www . klassika.ru Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»

vehi.net Библиотека художественной литературы E-kniga.ru

www e-kniga.ru Журнальный зал в Русском Журнале:

Электронная библиотека современных литературных журналов

magazines.russ.ru Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека

livepoetry.ru Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук imli.ru

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук

pushkinskijdom.ru Информационно-справочный портал «Library.ru»

www library. ru Классика русской литературы в аудиозаписи

ayguo.com Лауреаты Нобелевской премии в области литературы

www noblit.ru Литературный портал «Точка зрения»: современная литература в Интернете

www lito.ru Национальный сервер современной поэзии

stihi.ru Национальный сервер современной прозы

proza.ru Портал Philolog.ru

philolog.ru Поэзия.ру: литературно-поэтический сайт

poezia.ru Проект «Площадь Д.С. Лихачева»

www lihachev. ru Проект «Русская планета»

russianplanet.ru

Проект «Слова»: Поэзия «Серебряного века»

slova.org.ru Российская Литературная Сеть

rulib.net Русская виртуальная библиотека

rvb.ru Русская литературная критика

kritika.nm.ru Русский филологический портал

philology.ru Сетевая словесность: Лаборатория сетевой литературы

www netslova.ru Собрание классики в Библиотеке Мошкова

az.lib.ru Стихия: классическая русская / советская поэзия

litera.ru/stixiya Филологический сайт Ruthenia.ru

www ruthenia.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» feb-web.ru













Приложение №2

Тест №1. Урок 3

«Литература - как искусство слова».

1.Литературное произведение - это:

а) всегда художественный вымысел,

б) иногда вымысел, когда это сказка,

в) вымысла в художественных произведениях нет.

2. В художественном произведении всегда суще­ствует:

а) особое пространство, которое придумал автор,

б) лес и поле,

в) художественное пространство всегда земное.

3. Литературное произведение читают для того, чтобы:

а) получить оценку,

б) узнать побольше об окружающем мире,

в) понять, что хотел сказать автор.

4. Художественный вымысел - это:

а) фантазия автора,

б) сознательный обман,

в) способ добыть для себя пользу.

5. Писатель - это:

а) слово в книге,

б) живой, реальный человек,

в) герой произведения.

6. Автор - это:

а) повествователь в произведении,

б) главный положительный герой,

в) реальный человек.

7. В литературе:

а) три жанра,

б) много жанров,

в) один жанр.

8. Проша - это:

а) ваш учитель,

б) мальчик из соседнего класса,

в)книжонок из мира литературы.














Тест №2. Сказка «Два Ивана солдатских сына».Урок 7

1. «Два Ивана солдатских сына»; -

а) русская народная сказка,

б) индийская сказка,

в) сказка Андерсена.

2. Эта сказка:

а) о животных,

б) сатирическая,

в) волшебная.

3. В этой сказке:

а) одна сюжетная линия,

б) сюжетная линия расходится на две,

в) сразу две сюжетные линии идут параллельно.

4. В этой сказке:

а) есть волшебный помощник,

б) нет волшебного помощника,

в) несколько волшебных помощников.

5. Главный положительный герой:

а) старичок,

б) первый Иван,

в) второй Иван.

6. Главный отрицательный герой:

а) змей,

б) водовоз,

в) львица - красная девица.

Приложение № 3

7. В сказке:

а) есть зачин,

б) нет зачина,

в) есть, но необычный, не свойственный русским сказкам.

8. Иваны:

а) были ученые, любили учиться,

б) не учились из-за нужды,

в) плохо учились из-за лени.

9. Мать их:

а) не воспитывала,

б) хорошо воспитала,

в) они мать не слушали.

10. В сказке:

а) есть волшебные предметы,

б) нет волшебных предметов,

в) есть волшебные животные.

11. Иван спасал царских дочерей потому, что:

а) он их любил,

б) хотел спасти народ от горя,

в) хотел показать свою удаль.

12. Эта сказка фольклорная, потому что:

а) автор нам неизвестен,

б) сказочный художественный мир создается на основе общенародного идеала,

в) в ней много народных оборотов речи.


Приложение № 4

Тренировочный тест № 4. Детский фольклор. Урок 13

( 1 - считалочки, 2 - игровые песни, 3 - дразн 4 - колыбельные, 5 - пестушки, 6 - заклички, 7 - прибаутк небылицы, 9 - скороговорки, 10 - загадки. Все эти жанры номерами записаны на доске.)

1. Золотой шар по голубому платку катится,
людям улыбается. Что это?
(Это загадка, значит, записываем: 1-10.)

  1. Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, Мышек по углам искать.

  2. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон -Как в капюшоне он смешон!

  3. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли-люли, стояла, Люли-люли, стояла. Некому березку заломати, Некому кудряву заломати, Люли-люли, заломати, Люли-люли, заломати. Я ж пойду-пойду погуляю, Белую березу заломаю, и т. д.

  4. Ленка-пенка, Голая коленка, Пошла через мостик, Потеряла хвостик.

  1. Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто соску сосет, Молочка кто не пьет, Того бу, бу, забодаю, На рога посажу.

  2. Ух ты, котенька-коток, Котя, серенький лобок! Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать.

  3. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть В мячики, скакалки, жмурки, догонялки.

Раз, два, три четыре, пять, в прятки будем мы играть.

9. Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду.
Буль-буль-бульон, выходи из круга вон.

10. Зайчик волка испугался, удирает от него.

Он бежит скорее к маме, ближе к дому своему. Он бежал и спотыкался, думал, хвостик оторвут.

11. Из-за леса, из-за гор едет бабушка Егор.
Скрюченные ножки, в поясе сапожки,
А на этих ножках скрюченная кошка,
На бабкиных ручках тапочки и брючки,

А на скрюченной лошадке две ободранные шапки.

12. Под кроватью я лежал, а потом залез в диван.
Я в диване полежал, а потом подумал:
Может, в стуле хорошо? И залез туда.

Нет уж, в стуле плохо, лучше на кровати.

  1. Спи, мой мишутка, усни, скоро погаснут огни, Много увидишь ты снов, добрых и злых колдунов.

  2. Вовка, Вовка-карапуз, съел у бабушки арбуз. Бабка его бьет, а Вовец орет: «Я, бабуля, не хотел, мой живот арбуз твой съел!»

Тест №5. Рассказ «Кав­казский пленник».Л. Н. Толстой. Урок 31

/. Жилин поехал домой:

а) жениться,

б) лечиться,

в) проведать старую мать.

2.Действие рассказа происходит:

а) летом,

б) весной,

в) осенью.

3. Жилин поехал:

а) один,

б) с обозом,

в) вдвоем с Костылиным.

4. Офицеры оказались одни, потому что:

а) они и поехали вдвоем,

б) других всех убили,

в) обоз шел медленно, они не хотели ждать.

5. У Жилина:

а) было ружье,

б) не было ружья,

в) ружье он потерял.

6.Жилин:

а) бедный,

б) богатый,

в)об этом в рассказе не говорится.

7.Костылин: а)бедный, б) богатый,

в)об этом в рассказе не говорится.

8.Костылин попал в плен: а) вместе с Жилиным,

б) отдельно от него,

в) он не попал в плен.

9.Дине:

а) 10 лет,

б)17 лет,

в)13 лет

Приложение № 5

10. Пленных держали:

а) в сарае,

б) в доме,

в) в мечети.

11. Жилин лепил кукол:

а) из хлеба,

б) из глины,

в) из пластилина.

12. Жилин вылечил татарина:

а) потому что был врачом,

б) вспомнил способ лечения, о котором

в) случайно так получилось.

13. Пленников велел убить:

а) красный татарин,

б) старик,

в) черный татарин.

14. Офицеры были в плену:

а) неделю,

б) меньше месяца,

в) больше месяца.

15. Костылин не мог бежать из плена, потому что:

а) испугался,

б) разболелся,

в) надеялся и ждал, что его выкупят.

16. Жилину помогли бежать:

а) Дина,

б) красный татарин,

в) Костылин.

17. Жилин:

а) сразу убежал,б) бежал дважды,

в) остался у татар до выкупа.

18. Жилин вернулся в крепость:

а) на коне,

б) в колодках пешком, в) его привели татары.











Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.

№ урока

Неделя

Дата проведения

Раздел, тема урока

план

факт

11

6

6.10


В творческой мастерской: сочиняем сказку.

13-14

7

13.10

16.10


В творческой мастерской: сочиняем сами.

15.


8

20.10


Духовная литература. (5)

Библия.

20


10

13.11


Эпос и эпические жанры. Литературная сказка. (24) Отличительные художественные условности.

26


13

4.12


Владимир Даль. «У тебя у самого свой ум». Творческий практикум.

28

14

11.12


Творческий практикум.

Создание сказки по пословице.

40


21

2.02


Творческий практикум. Рассказы о животных.

43

22

12.02


Творческий практикум.

От­зыв на рассказ.

44


23

16.02


Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

53-54.

27

28

19.03

30.03


Творческая мастерская. Герои и

события сказочной повести.

58.

30

13.04


Творческая мастерская. Секреты

поэтического мастерства. Урок

выразительного чтения.

59.

30

16.04



Творческий практикум. Первый

поэтический опыт.

64.

33

5.05


Творческая мастерская. Пьеса и её сценическое воплощение.

Обобщение по теме

«Драматические произведения».

65-66


33

34

7.05

12.05



Творческий практикум. Понятие о сценарии. Художественное своеобразие сценария.

67-68.


34

35

14.05

18.05


Творческий практикум.

Инсценирование рассказа или

сказки.

69-70.


35

21.05

23.05


Итоговая читательская конференция.


© 2010-2022