План урока литературы в 7 классе Спешите делать добрые дела по рассказу А. П. Платонова Юшка

Обучающая: развивать навыки анализа литературного произведения. Развивающая: формировать толерантное отношение  к окружающим, помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя. Воспитательная: показать детям ценность жизни человеческой.   Планируемые результаты обучения: Предметные:   Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План открытого урока в 7 классе

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П.Платонова «Юшка».

Обучающая: развивать навыки анализа литературного произведения.

Развивающая: формировать толерантное отношение к окружающим, помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя.

Воспитательная: показать детям ценность жизни человеческой.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;

содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления, ИКТ, проблемно-диалогическое обучение.

Материалы к уроку: Просмотр презентации

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: обществознание, родная литература, живопись.

Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может…..? (совершить зла)

Ю.Никулин.

Ход урока.

1. Мотивационная подготовка к усвоению материала.

- Давайте определим готовность к работе, своё настроение:

  • Отличное;

  • Хорошее;

  • Не совсем готовы.

2. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Ребята, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдём в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».

Тема урока: «Спешите делать добрые дела»

А цель попробуйте сформулировать самостоятельно.

3. Актуализация знаний.

1. Проверить составленные тесты.

2. Что мы узнали о внешности героя, его занятии.

Рассказ ученика по таблице.

Что мы видим

Сущность

- в руках у него было мало силы;

- старый человек;

- внешне неприметен;

- мал ростом и худ;

- сморщенное лицо с редкими волосами.

- Тяжело болен (туберкулёзом);

- Не так уж стар, скорее слаб, болен - кажется старше;

- Не любил «выделяться»;

- Сутулился ещё - привычка «спрятаться» от людей;

- Мало ел, собирал деньги, чтобы поддерживать приёмную дочь («стол без чаю и сахару»);

- Главное, глаза - белые глаза, как у слепца, в них слёзы.

- одежда: много лет одно и то же, без смены;

- работа подручного у главного кузнеца;

- первым приходит на работу и последним покидает её.

- Купить не на что, да и - незачем, он же Юшка;

- Незначительная, незаметная, малооплачиваемая, но необходимая;

- Необыкновенная честность, порядочность - сделать до конца всё, что сказали, и сделать хорошо.


Работа с портретом.

- Осталась незаполненной 2 строчка. Есть хорошее выражение: Слепец со зрячим сердцем - зрячие со слепыми сердцами. О ком так можно сказать?

Ответ: Слёзы в глазах Юшки - это плачет его душа. Но он никому не жалуется, никого не обижает. Наоборот, его все обижают. Запись в тетрадь: Глаза - зеркало души. Значит, это плачет его душа.

4. Творческая практическая деятельность. (Эвристическая беседа, подбор примеров, составление связных рассказов)

Анализ взаимоотношений детей и взрослых.

Как к Юшке относятся дети? Проверка группового задания.

1 группа готовит о детях, 2 - готовит о Юшке.

Дети


Юшка

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали… кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

РАДОВАЛИСЬ

…ничего не отвечал и не обижался

…шёл тихо и не закрывал лицо

…шёл и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

РАДОВАЛСЯ


Антитеза в поведении героев.

Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый - РАДОВАЛИСЬ. Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки.

- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его…)

- Каким предстаёт перед вами Юшка? А дети?

Дети

Юшка

Злые, жестокие, грубые.

Добрый, терпеливый.

- Внимание! А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как «…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него». Как бы поступили вы? (Высказывания учеников)

- А как относились взрослые к Юшке? (Плохо. Они очень жестокие люди)

- Почему Юшка не обижался на взрослых? (Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).

5. Первичное закрепление с комментированием. Коллективная работа.

Счастливые мгновения в жизни Юшки (использование дублёра)

О счастливых мгновениях жизни с нами поговорит Ямаева Мария.

- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки?

- ответ: Это минуты, проведённые на природе.

(Выразительное чтение отрывка учеником. Показ слайдов. Вопросы ученика)

- Что нового мы узнаём о Юшке? (очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой)

- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения - рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты - светлая теплота, сладкий воздух).

- Как часто бывал наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учёбу)

- Каким здесь показан Юшка? (добрый, жалостливый, бескорыстный, заботливый, чуткий к чужому несчастью человек)

6. Включение в систему знаний и повторений.

Последний год Юшки.

- Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Весёлому прохожему)

-Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

Прохожий


Юшка

Толкнул Юшку и

ушёл домой пить чай.

Упал и более не шевелился.

Каким предстаёт прохожий?

Каким предстаёт Юшка?

Жестокий и чёрствый человек. Даже зверь.

Жил тихо и умер тихо, незаметно.

Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек.

Зачитывается сцена похорон.

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело - творить добро)

-Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача?

Ответ: Глаза. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой о тех, кто, по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам.

7. Домашнее задание. На выбор:

Написать письмо-покаяние Юшке от лица односельчан.

Характеристика Юшки.

8. Подведение итога. Самостоятельная работа. Составим синквейн.

Юшка

добрый, чуткий

любит, заботится, помогает

он страдал на земле

Милосердие.

Обращение к эпиграфу:

Закончите слова Ю.Никулина «…. совершить зла».

9. Сообщение о Ксении Петербургской. Сообщение подготовленных учеников. (Презентация).

10. Встреча с соцработниками.

11. Стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»

12. Рефлексия.

Подарок гостям - открытки с высказываниями известных марийских писателей, поэтов, актёров о доброте.

- Откуда в нас такая доброта? (Валентин Колумб).

- Без доброго дела не может быть радости, душевной чистоты. (Ким Васин, Александр Александров).

- Доброту в землю не спрячешь. (Альбертина Иванова.)

- Доброта к доброте тянется. (Альбертина Иванова).

- Человек бесследно не проходит, доброе сердце всегда памятно. (Альбертина Иванова).

© 2010-2022