- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема: «Величие человека» по стихотворению Р. Патканяна «Великий человек». 8 кл
Тема: «Величие человека» по стихотворению Р. Патканяна «Великий человек». 8 кл
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Таскинбаева А.Ж. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Величие человека»
по стихотворению Р.Патканяна «Великий человек». 8 кл.
Цель: развитие речи на литературном материале Задачи: 1) образовательная - организация усвоения основных понятий о величии
человека;
2) воспитательная - воспитание нравственных качеств, как патриотизм,
коллективизм, интернационализм, гуманизм; формирование доброты, заботы о
людях;
3) развивающая - развитие логически и последовательно излагать свои мысли,
развитие познавательных интересов
Тип: урок комментированного чтения
Метод: словесный
Оборудование: афоризмы о величии человека на интерактивной доске
Ход урока
I. Оргмомент. Психологический настрой учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний изученного материала. М.Ю.Лермонтов. Поэма «Беглец».
Вводное слово учителя:
Во все времена происходила борьба народов за национальную независимость. В такой упорной борьбе за родные земли, за родной народ формировались могучие характеры, крепкие натуры. Порой проявлялась и трусость в человеке, который отправлялся на войну с врагами. Он и становится беглецом. В стихотворении «Беглец» вы узнали о том, как сложилась судьба беглеца.
1) Ученики прочитали наизусть главные эпизоды из поэмы «Беглец», пересказывали о встрече беглеца с другом, с матерью и о том, как не хватило смелости встретиться с любимой девушкой.
2) Инсценировка: Гарун и мать. (Болатулы Ж. и Жубаниязова Э.)
Гарун: «Мать, отвори! Я твой Гарун. Сквозь пули русские безвредно пришёл к тебе!»
Мать: «Один?»
Гарун: «Один!»
Мать: «А где отец и братья?»
Гарун: «Пали! Ангелы их души взяли.»
Мать: «Ты отомстил?»
Гарун: «Не отомстил. Но я стрелой пустился, чтобы твои утешить взоры и утереть слезу
твою.»
Мать: «Молчи! Твоим стыдом, беглец, не омрачу я стары годы. Ты - трус - и мне не
сын!»
Ученик-автор: Проклятья, стоны и моленья звучали долго под окном. И наконец, ударил себя беглец кинжалом. Никто к кладбищу не отнёс. Мать не оплакивала его.
III. Новый материал. Учитель: Тема родного дома и чужбины - одна из центральных тем литературы.И в поэме «Беглец», и в стихотворении «Великий человек» звучит мотив разлуки с родным домом. Дорог человеку отчий дом. Великий армянский поэт Рафаэль Патканян жил в 1830-1892 годах. Учился в Лазаревском институте в Москве и затем за границей (в Германии). Свою литературную деятельность Патканян начал в 1850 году. Он - один из наиболее ярких выразителей армянской националистической идеологии. Ряд стихотворений Патканяна проникнут духом воинствующего национализма.
-
Стихотворение «Великий человек». Чтение стихотворения учителем. Перед нами возникает образ сына своего отца, который стал великим для своего народа.
-
Чтение стихотворения учащимися.
VI. Закрепление.
1) Сопоставительный анализ раскрываемых образов (Гаруна-беглеца и великого человека).
2) Знакомство с великими именами казахского народа (на интерактивной доске по слайду)
V. Словарная работа: беглец - қашқын, кров - баспана, трус - қорқақ, мщение (месть) - кек алу (кек), долг - парыз, великий - ұлы, мудрый - дана, слава - даңқ, окрыляет - қанаттандырады, нить надежды - үміттің бір жібі, чужбина - жат ел, доныне - осы күнге шейін
VI. Развитие речи.
1) Составление синквейна (пятистишия) на темы: «беглец» и «великий».
2) Составление кластера. Написать ассоциации к слову величие.
милосердие
доброта надежда
доверие простота
подвиг способность мыслить
терпение и
умение про-
щать
VI. Чтение и комментирование афоризмов.
Вопрос к классу: Какие из афоризмов созвучны с сегодняшней темой?
Ответ: 1. Великому - великое доверие, простор ему, а цель он сам найдёт.
2. Великий дух страдает молча.
Вывод по теме: Оба афоризма тесно связаны между собой и созвучны со стихотворением тем, что отец доверял своему сыну, который способен вселить надежду, рассеять мрак в страдающей душе отца.
VII. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Великий человек».
Ученики: Никто не обязан быть великим человеком. Вполне достаточно, если ты просто человек.