Тема: Несклоняемые имена существительные (6 класс)

Тема: Несклоняемые имена существительные (6 класс) Цель урока: знакомство с несклоняемыми существительными, их группами, родом.Задачи:1.Учебные- осмысление учебного материала, выделение главного;- формирование умения самооценки.Мировоззренческая позиция:- применение знаний в реальной жизненной ситуации.2. Развивающие- развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;- формирование навыков самостоятельной работы;- обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.3. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Несклоняемые имена существительные (6 класс)

Цель урока: знакомство с несклоняемыми существительными, их группами, родом.

Задачи:

1.Учебные

- осмысление учебного материала, выделение главного;

- формирование умения самооценки.

Мировоззренческая позиция:

- применение знаний в реальной жизненной ситуации.

2. Развивающие

- развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;

- формирование навыков самостоятельной работы;

- обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

3. Воспитательные

- пробуждение познавательного интереса к предмету;

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

- развитие умения работать в коллективе.

План урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания по вопросам

III. Знакомство с новым материалом.

1.Загадки

2.Определение темы урока, целеполагание

3.Определение групп несклоняемых существительных

IV. Закрепление.

1.Задание №1

2. Задание №2

3.Определение рода несклоняемых имен существительных.

4.Задание №3

3. Тест.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Оборудование:

1. Таблица «Группы несклоняемых существительных»

2.Индивидуальные листы с заданиями.

3. Компьютер, мультимедийная установка, экран.

Презентация для демонстрации на экране при помощи мультимедийного проектора «Несклоняемые существительные» к уроку в 6 классе.

Ход урока.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, аудиокассета «Уроки радионяни», карточки со словами, карточки-задания (тесты), словарь иностранных слов, мяч.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем. Форма урока: урок- поиск.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя:

-Здравствуйте. Сядьте поудобнее, прислушайтесь к своему дыханию.

.

Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение темы «Склонение имён существительных».

1.Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему «Склонение»

(Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы) Примерные вопросы для игры:

-Что называется склонением?

- Изменение слова по падежам называется склонением.

-Сколько склонений в русском языке?

- В русском языке 3 склонения.

-Как мы определяем склонение существительных?

- Склонение существительных определяем по его начальной форме - именительному падежу ед.ч.

-Сколько всего разносклоняемых существительных?

- К ним относятся 10 существительных на - мя и существительное путь муж. р.

II. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

- Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами.

..

2. Поисковая деятельность учащихся и решение первой учебной проблемы:

№2. А теперь мы с вами пойдем в зоопарк, но для того чтобы попасть туда нам нужно отгадать загадки.

- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим

Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе.

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

Г) Самая маленькая птица на земном шаре.

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?

(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк»)

-Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило?

- Их окончания не подходят ни к одному из склонений.

3. Попробуем просклонять одно из них:

(СЛАЙД 1)

И.п. кто? пони

Р.п. вижу пони

Д.п. подошла к пони

В.п. вижу пони

Т.п. восхищаюсь пони

П.п. думаю о пони

-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.

Несклоняемые существительные - это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Запись темы в тетрадях.

-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано

это слово, и дается его лексическое значение.

4. Например,

(СЛАЙД 2)

Авеню (фр.)-широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями.

кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду - птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне - шейный шарф,

пенсне - род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто - широкое дамское платье.

фойе - помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

С некоторыми из них составьте предложения

Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова.

.

5. Работа с карточками.

Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.

Вывод в учебнике. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям иностранных слов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА под музыку Кота Леопольда (Рисование солнышка носом).

-Ребята, чтобы у всех было хорошее настроение на уроке, нарисуем солнышко, только мы нарисуем его носом. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Нарисуем круг, а теперь - лучи, закрашиваем круг. А чтобы солнце улыбалось, нарисуем глаза, носик и рот. Пусть оно улыбается всем нам. Теперь под «рисунком» расписываемся.

№6. Познакомимся с группами несклоняемых существительных.

Слайд №3

  1. Существительные иноязычного происхождения - собственные и нарицательные - с гласными а, -о, - е, -и, -у, -ю : шимпанзе, пальто, жюри, кенгуру, меню

2. Иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола, оканчивающиеся на согласный: Алигер, Войнич

3. Русские и украинские фамилии на -О и -ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченко.

4. Сложносокращённые слова: МТС, МГУ,США

Все эти слова иноязычные, в основном - французские, в которых ударение - на последнем слоге. Депо - ударение на последнем слоге, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных.

Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся). Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко.

Слова Черных, Руденко, Живаго - относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии.

А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, США, НИИ, МГУ - сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) - это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются.

Русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто... не получается склонять.

№7. Теперь вы знаете о группах несклоняемых имен существительных.

А какого же рода несклоняемые имена существительные?

- Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду. Исключение составляет слово кофе. Оно мужского рода.

Несклоняемые одушевленные имена существительные относятся к ж.р., если обозначают лиц женского пола, а к м.р. относятся несклоняемые существительные, обозначающие лиц мужского рода и животные.

Обратим внимание на учебник, стр. 116, упр.301

Определите род несклоняемых существительных. С некоторыми из них составьте словосочетания.

Пони (м.р.), домино (ср.р.), такси (ср.р.), меню (ср.р.), какаду (м.р.), кенгуру (м.р.), кофе (м.р.), шасси (ср.р.), фортепиано (ср.р.), эскимо (ср.р.), самбо (ср.р), мадам (ж.р.), рагу (ср.р.), леди (ж.р.), желе (ср.р.), интервью (ср.р), трюмо (ср.р) . пенсне (ср.р.)

Маршрутное такси, горячий кофе, интересное интервью.

III. Закрепление новых умений и навыков.

IV. Проверка уровня полученных ЗУН по теме.

№7 Тест.

1.Найти третье « лишнее»

а) книга, пальто, стекло

б) фойе, трава, буква

в) авеню, ручью, тишью

2.Какую букву нужно вставить?

А ) по шосс…

б) без пальт…

в) о колибр

г) о кин…

3.Укажите несклоняемое существительное:

1)сумма 2) метро 3)коридор 4) песня

V Подведение итогов урока, выставление оценок.

-Наш урок заканчивается.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Каким он был для вас сегодня?


-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

-Как называются такие имена существительные?

-В каком словаре можно узнать значение слова?

-Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

- Какие группы несклоняемых существительных вы знаете?

- Род несклоняемых имен существительных.

VI.Объяснение домашнего задания:

1)выучить правило

2)выполнить упр.297

3)решить кроссворд

По горизонтали:

1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2.Музыкальный клавишный инструмент.

3.Род мороженого в шоколаде.

4.Дорога с жёстким покрытием.

5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4,Шейный шарф.

5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)









3



4






























2




5


























1


1





























2

















3
















4

















5






































© 2010-2022