Урок литературы Л. Н. Толстой После бала

Урок литературы Тема: «Л.Н. Толстой «После бала» Цели урока: 1.    Формировать у учащихся представление о J1.H. Толстом. 2.     Развивать навыки самостоятельного анализа текста. 3.     Воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашей Родины, чувство патриотизма. Оборудование: портрет J1.H. Толстого, иллюстрации к рассказу. ХОД УРОКА I.  Организационный момент. II.   Сообщение темы и целей урока. III.  Изучение материала. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами займемся анализом рассказ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I

Урок литературы

Тема: «Л.Н. Толстой «После бала»

Цели урока:

  1. Формировать у учащихся представление о J1.H. Толстом.

  2. Развивать навыки самостоятельного анализа текста.

  3. Воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашей Родины, чувство патриотизма.

Оборудование: портрет J1.H. Толстого, иллюстрации к рассказу.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Изучение материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами займемся анализом рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». Работа будет построена на перечитывании и изучении текста.

Дома вы должны были прочитать рассказ и составить его план.

Что вы скажете по поводу рассказа? На какие части он делится?

(Бал и после бала)

Какую часть рассказа вы считаете центральной? Почему?

После бала, т.к.:

  1. Название рассказа «После бала».

  2. Слова рассказчика, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».

А что же именно произошло утром? Что увидел Иван Васильевич?

(Увидел, как прогоняли сквозь строй татарина за побег)

Это самое варварское наказание, которое существовало в прежние времена. Если давалось большое количество ударов - тысяча и больше, человек, конечно же, умирал. Но и мертвого его продолжали бить. Вот какой ужас и жестокость становятся центральной темой в нашем рассказе.

А зачем же Толстой описывает сам бал, если самое важное происходит после него. Посмотрите: что занимает большее количество страниц - описание бала или экзекуции?

(Описание бала он дает затем, чтобы показать контраст между этими двумя событиями)

Правильно. Рассказчик дает контраст между светской жизнью и жизнью этого солдата. Он показывает основу того, на чем покоится благополучие, роскошь. Шампанское, танцы и мн.др.

И сейчас с вами мы попробуем это доказать.

Сделайте запись в тетради: Две части рассказа «После бала». (1 и 2) Итак, что же произошло с Иваном Васильевичем после бала? Найдите это в тексте. (с.340 (1) - читать)

  1. Что поражает Ивана Васильевича? (Жесткая, нехорошая музыка, неприятная, визгливая мелодия).

  2. какой использован цвет? (Что-то большое, черное)

  3. Что же происходило? (Наказание татарина за побег).

Вы знаете, что тогда служили 25 лет. Солдата били, колотили, и немудрено, что человек убегал. Теперь его поймали и подвергли наказанию.

  1. Что вы записали в первом пункте своего плана? («Сквозь строй»)

  2. Что происходит дальше? (с. 340 (2) - читать).

  3. Как называется этот пункт плана? («Вид наказываемого»).

  4. Читаем дальше, (с. 340 (3) - читать). («Описание наказания»)

  5. (с. 341 (4) - читать). Кто описывается? (Полковник).

  6. В какой роли он предстает перед нами? (В роли исполнителя и руководителя наказания).

  7. Как называем пункт плана? («Полковник, как исполнитель наказания (палач)»).

  8. И последняя часть, которая нас интересует, (с. 341 (5) - читать). Как озаглавим ее? («Чувство стыда и ужаса у свидетеля наказания»)

  9. Как Толстой подводит нас к тому, что Иван Васильевич должен в этой ситуации чувствовать стыд, тоску и ужас?

  • Музыка: жесткая, нехорошая музыка, неприятная, визгливая мелодия.

  • Как выглядел татарин? «Что-то страшное».

  • Как шел татарин под ударами? (Дергаясь всем телом, опрокинув тело назад... унтер-офицеры толкали его вперед, он падал...они тянули его назад...)

Вид татарина? (Сморщенное от страдания лицо: «Братцы, помилосердствуйте!» всхлипывает)

  • Где вершина ужаса в этой части (Его спина: что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное).

  • Кто выразил этот ужас? (Кузнец: «О, Господи!»)

  • Какими словами описывается полковник? (Высокая статная фигура. Гневный голос, грозно и злобно нахмурился и ...)

  • Какие чувства испытывал полковник? (Ему было неприятно, т.к. Ив.Вас мог быть его зятем).

Мы сказали, что Толстой создает контраст между двумя частями. Вы должны найти места из сцены бала, которые соответствуют нашим заголовкам.

Две части рассказа «После бала»

I

  1. Описание веселого и счастливого бала.

  2. Образ Вареньки.

  3. Танцы.

  4. Портрет отца Вареньки.

  5. II

    1. Сквозь строй (наказание).

    2. Вид наказываемого.

    3. Описание наказания.

    4. Полковник, как исполнитель наказания (палач).

    5. Чувство стыда и ужаса у свидетеля наказания.

    Чувство бесконечного счастья у Ивана Васильевича.

Найдем и прочитаем эти части.

  1. с.334.

  2. с.ЗЗЗ и 334, 335. 3.335

4. 336-337 5.337

  1. Закрепление.

Итак, сегодня мы с вами разобрали контрастность сцен. Найдите синоним «контраст».

  • Противопоставление.

  • Антитеза (иностранное слово) Запишите: «Языковое выражение антитезы».

    1. Веселый, радостный, блаженный, бодрый - тоскливый, унылый, мрачный...

    2. Ласковый, приветливый, улыбающийся - гневный, сердитый, враждебный, раздраженный...

    3. Счастье, радость, восторг, умиление - ужас, стыд, тоска, отчаяние, отвращение.

На этом урок закончен.

  1. Итог урока. Домашнее задание.

© 2010-2022