Программа элективного курса по русскому языку (9 класс) Тайны текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Толстая Дубрава

Становлянского муниципального района Липецкой области



«Согласовано»

Руководитель ШМО

_______/Окорокова О.В./

Протокол №___

от «___»______ 20__ г


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ СОШ

с. Толстая Дубрава

________/Ханина Т.Н./

от «___» _____ 20___г

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

с. Толстая Дубрава

______/Симаков Н.И./

Приказ № __

от «___» _______ 20___г











Рабочая программа педагога Окороковой О. В.

первой квалификационной категории

по элективным курсам по русскому языку в 9 классе




Уровень программы - базовый



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «___»_______20____г

2012 - 2013


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТАЙНЫ ТЕКСТА»

Пояснительная записка.

В последние десятилетия возникла новая отрасль языкознания - лингвистика текста. Она изучает структуру компонентов текста, связи между предложениями внутри компонента, эти связи выделяются на основе логики и смысла, композиционного авторского замысла, на основе выделения теморемантической структуры компонента, на основе синтаксических связей между предложениями.

Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, научить осмысливать текст и передавать его содержание в сжатом виде.

Актуальность курса в том, что новый Государственный образовательный стандарт по русскому языку и литературе ставит задачу развития коммуникативных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями современного общества. Отражением этих требований является государственная итоговая аттестация девятиклассников в новой форме - ГИА: задания 1 и 2 части направлены на проверку уровня понимания, анализа и переработки исходного текста, создания на его основе собственного высказывания.

Предлагаемый курс призван помочь учащимся овладеть умением правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

Программа рассчитана на11 часов.

Цель курса:

обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности.

Задачи курса:

- формирование умения слушать и понимать текст

- обучение комплексному анализу готового текста, его интерпретации

- совершенствование умения воспроизводить услышанный или прочитанный текст в устной и письменной форме, сохраняя его основные положения

Программа курса содержит дополнительные сведения о языке и речи, материалы по текстоведению, которые носят консультативный характер и имеют практическое значение. Каждое занятие делится на теоретическую и практическую части.

Во время теоретической части учащиеся знакомятся с терминами, понятиями и определениями, способами действия, а во время практической части применяют свои знания, анализируя текст, отвечают на вопросы к нему, анализируют ответы и исправляют ошибки друг друга.

По окончании курса предусмотрено итоговое тестирование (типа ГИА части 1 и 2) с целью проверки усвоения знаний.

Учащиеся должны знать:

-определение текста, его признаки и компоненты;

-типы и стили речи, их структуру и композицию;

-синтаксические и художественные средства выразительности, используемые в тексте;

- способы и приёмы компрессии текста.

Учащиеся должны уметь:

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей речи;

-перерабатывать исходные тексты, применяя различные способы и приёмы их сжатия;

- создавать устные и письменные тексты - сжатые изложения;

- рецензировать и редактировать тексты по критериям ГИА (часть 1)

Ожидаемые результаты:

-понимание текста как одной из основных единиц языка и речи.

-практические умения и навыки по самостоятельному анализу текстов разной стилистической направленности.

-приобретение опыта рецензирования и редактирования текстов.

-углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологической науки.


ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)


  • Презентации:

    • Строение текста (Лебедева Е.И)

    • Тайны текста для 7 кл. (Агафонова Е.Е.)

    • Изобразительно-выразительные средства речи (Куренкова Т.Ю.)

    • Средства и приёмы выразительной речи

    • Анализ изобразительно-выразительных средств языка (Невзорова Г.А.)

    • Сжатие как вид информационной переработки текста (Очирова Т.Н.)

    • Сжатое изложение. Теория и практика подготовки (Конева И.В.)

    • Приёмы сжатия текста. Критерии оценивания и практикум.

    • Способы сокращения текста. Практикум подготовки к ГИА

    • Приёмы компрессии текста при обучении сжатому изложению

    • Учимся писать сжатое изложение по тексту «Куприн»

    • Содержательные и языковые способы сокращения текста (Мастер-класс: Кирпичникова Л.И.)

  • Технология подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе (Киселёва И.В.)


  • Разработки уроков

    • Содержательные и языковые способы сокращения текста.

    • Урок обучения сжатому изложению

    • Средства связи предложений в тексте

  • Функциональные стили. Жанры публицистики


  • Демонстрационный материал

  • Этапы лингвостилистического анализа художественного текста


Содержание курса.


Глава 1. Текст как единое целое. Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность. Средства связи предложений в тексте. Данное и новое. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Инверсия. Виды связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь Актуализация знаний и умений.

Глава 2. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение, их структура. Смешанные тексты. Актуализация знаний и умений

Глава 3. Стили речи. Стилевые особенности текста. Стилевое единство

текста. Разговорный и книжный стили. Научный и официальный стили

Глава 4. Синтаксические средства выразительности в тексте. Парное соединение однородных членов. Параллелизм предложений. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Повторение слов. Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие. Ознакомление

Глава 5. Публицистический и художественней стили. Художественные средства выразительности в тексте. Тропы. Переносное значение слова. Метафора. Олицетворение. Сравнение Актуализация знаний и умений

Глава 6. Учимся понимать текст. Тема и основная мысль текста. Эпиграф, Заглавие. Развитие мысли в тексте. Микротемы и абзацы. План. Практикум

Глава 7. Сжатие как вид информационной переработки текста. Три

способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. Приемы сжатого изложения текста:

1) замены:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчиненного предложения простым;

2) исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно.

«Содержательные» приёмы сжатия текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).


Глава 8. Создание текста на основе данного и его редактирование. Изложение сжатое и подробное. Итоговое занятие.

Учебный тематический план курса «Тайны текста»

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата

1.

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

1

0,5

0,5

2.

Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы

2

0,5

1,5

3.

Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности

1

0.5

0,5

4.

Учимся анализировать текст: художес-твенные средства выразительности в тексте

1

0,5

0,5

5.

Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста

1

0,5

0,5

6.

Учимся сжимать текст: разделение информации на главную и второстепенную

1


1

7.

Учимся сжимать текст: сжатое изложение

2


2

8.


Итоговое занятие. Анализ сжатых изложений по критериям ГИА. Редактирование

2

0,5

1,5


ИТОГО

11

3,0

8,0


Литература для учителя:

1. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. - 2-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2009.

2. Виленкин Н. А. Уроки развития речи. 5-9 классы: Книга для учителя. Из опыта работы.-М. 1995

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического анализа. - М. 1981

4. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - 7-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007 (домашний репетитор)

6. ГИА-2010: экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работдля проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. - М.:АСТ: Астрель, 2010 - ФИПИ

Литература для учащихся:

1. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 кл-

общеобразовательных учреждений под ред. Бабайцевой В, В. - М., 1995

2. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010 / Под ред.Н.А. Сениной.- Ростов н/Д:Легион,2009.

3. ГИА-2010.Русский язык. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. Практикум. / Г.Т. Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2010

4. ГИА-2010: экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работдля проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. - М.:АСТ: Астрель, 2010 - ФИПИ.
























Глава 8. Создание текста на основе данного и его редактирование. Изложение сжатое и подробное. Итоговое занятие.

Учебный тематический план курса «Тайны текста»

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата

1.

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

3

1

2

2.

Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы

4

1

3

3.

Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности

7

2

5

4.

Учимся анализировать текст: художес-твенные средства выразительности в тексте

7

2

5

5.

Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста

2

1

1

6.

Учимся сжимать текст: разделение информации на главную и второстепенную

2

1

1

7.

Учимся сжимать текст: сжатое изложение

6

1

5

8.


Итоговое занятие. Анализ сжатых изложений по критериям ГИА. Редактирование

2


2


ИТОГО

33

9

24












Литература для учителя:

1. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. - 2-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2012.

2. Виленкин Н. А. Уроки развития речи. 5-9 классы: Книга для учителя. Из опыта работы.-М. 1995

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического анализа. - М. 1981

4. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - 7-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2012 (домашний репетитор)

6. ГИА-2014: экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работдля проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. - М.:АСТ: Астрель, 20113 - ФИПИ

Программа элективного курса по русскому языку (9 класс) Тайны текста

8

© 2010-2022