Воспитание ценности нравственного влияния отца на сына на уроках литературы

Часто высокие цели нравственного воспитания личности в образовательном процессе заслоняются целью только хорошего усвоения предметного материала. Мы настойчиво учим детей на уроках извлекать квадратный корень и делать фонетический разбор слова, учим опускать перпендикуляр и определять географические координаты, требуем точной формулировки законов Ньютона и знания всех особенностей внутреннего  строения дождевого червя. «Конечно, - пишет К. Д. Ушинский, - образование ума и обогащение его познания...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание ценности нравственного влияния отца на сына на уроках литературы

Т.А. Чистякова

(учитель русского языка и литературы, МОУ Майнкая средняя школа, пгт. Майна г. Саяногорска, республика Хакасия)

Часто высокие цели нравственного воспитания личности в образовательном процессе заслоняются целью только хорошего усвоения предметного материала. Мы настойчиво учим детей на уроках извлекать квадратный корень и делать фонетический разбор слова, учим опускать перпендикуляр и определять географические координаты, требуем точной формулировки законов Ньютона и знания всех особенностей внутреннего строения дождевого червя. «Конечно, - пишет К. Д. Ушинский, - образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убежден, что будь П. И. Чичиков посвящён во все тайны органической химии и политэкономии, он станется тем же вредным для общества пронырой… Величайшее умственное развитие не предполагает еще необходимо прочной общественной направленности» [8]. Необходимо воспитание. А так же ли настойчиво мы отрабатываем с учениками понятия чести и совести, долга и гражданственности, девичьей гордости и мужского достоинства? Могут ли наши воспитанники провести границу между высоким и низким, благородным и безнравственным? Способны ли они ощутить очищающую силу раскаяния в плохом поступке и любовь ближнего и дальнего только потому, что он человек? Не вызывают ли у них скептические усмешки такие понятия, как бескорыстие и жертва?

Именно при изучении учебного предмета «литература» вовсе не обязательно об этом говорить отдельно от процесса обучения. Содержание предмета включает в себя весь спектр нравственных ценностей человека. И если мы, читая с учениками классические произведения, будем соотносить поступки героев со своим поведением, не будем холодно-рациональны в анализе персонажей, а будем пытаться вызвать у школьников непосредственный эмоциональный отклик на прочитанное, то это принесёт плоды. Хотя… трудная это нива - школьная… И много лет иногда отделяет посев от жатвы. И повторяя Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…», нужно осознавать, что не все «семена» - слова всхожи. Находясь в таком неведении, мы всё же будем трудиться на нашей школьной «ниве» и следовать завету другого классика: «Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ!»

Все категории нравственности в литературе материализованы в образы, имеющие убедительную силу. Чтобы побудить детей следовать нравственным нормам, надо показать им непреходящее их значение, вечность, временную устойчивость от переоценки. У писателя Владимира Солоухина в книге «Камешки на ладони» есть зарисовка: «Кто-то из известных химиков однажды сказал, что грязь - это химические вещества не на своём месте. Действительно, земля на дощатом полу - грязь, а на грядке она - необходимая почва. Машинное масло на одежде - пятно, а в самой машине - необходимая смазка… Итак, химические категории могут переоцениваться в зависимости от обстоятельств. Духовные же категории такой переоценке не подлежат. Ни при каких обстоятельствах подлость не может выглядеть доблестью, низость - благородством, предательство - подвигом, душевная грязь - чистотой, а зло - добром… «Курс» истинных нравственных ценностей не колеблется и не падает»[5]. Материал уроков литературы даёт возможность учителю донести эту мысль до учащихся, тем самым формирует ценностный мир ребёнка (нравственный, социально-политический, эстетический). И если этого не происходит, то в таком случае создается духовный вакуум личности.

Человек может много читать, получать информацию, но если он не умеет её перерабатывать, стараясь перенести на собственный жизненный опыт, то все извлечённые знания остаются пустым грузом. Интеллект развивается, а мир ценностей, то есть духовная сфера, отстаёт, что часто влечёт за собой формирование злого ума

Остановлюсь на одном нравственном мотиве, который выделяется в ряде произведений классической русской литературы. Это мотив нравственного влияния отца на сына.

В 9-м классе, изучая биографию Чичикова, ученики зачитывают из поэмы «Мёртвые души» эпизоды из жизни героя в гимназии, где показываются его «коммерческие» задатки. Ученики видят в этом проявление мелочности, крохоборства, прижимистости. Эти действия Чичикова вызывают у них чувство неприязни, брезгливости. Вспоминают дети и случай, когда он «помог» пятаком старому учителю…. В чём, где истоки такого поведения героя? Зачитываем наставления, которые давал отец Павлуше Чичикову. Отец ещё в детстве «сориентировал» сына в выборе жизненного пути: «При расставании слёз не было пролито из родительских глаз, дана была половина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… с товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче… а больше всего береги копейку: эта вещь понадёжней всего на свете… всё сделаешь и всё перешибёшь на свете копейкой»[1]. Вот, оказывается, откуда эта страсть к накопительству, причем мелочному. Отец не только с кровью, но и в наставлении перед жизненной дорогой передал сыну сию сомнительную мудрость…

По смысловой аналогии учащиеся вспоминают грибоедовского Молчалина, получившего от отца подобное наставление:

Мне завещал отец, во-первых,

Угождать всем людям без изъятья:

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистить платье,

Швейцару, дворнику, во избежанье зла.

Собаке дворника, чтоб ласкова была.[2]

И не было случая, чтобы на таком уроке учащиеся не вспомнили пример другого отцовского наставления. Наверное, их толкала на поиски этого литературного примера обидная для такого звания (отец!) роль первых двух. Ребята вспоминают «Капитанскую дочку» Пушкина и слова отца Петру Гринёву: «Прощай, Пётр! (именно прощай; а не до свидания, а прощай - потому что не только на жизнь, а и на смерть, может - время-то смутное, предпугачёвское - напутствует отец сына). Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гонись; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»[4]. Каждая фраза - нравственная норма.

Да, разные героям давали наставления, разные они и дороги выбирали. Благо тому, кому отец в отрочестве скажет слова, как Петру Гринёву, двойное благо тому, кто сам в состоянии выбрать себе страсть, на которую стоит положить жизнь.

В 10-ом классе при изучении «Войны и мира» мы опять находим мотив отцовского наставления сыну. В семье Болконских вопросы долга и чести понимаются с полуслова. Это у них в крови, передаётся от отца к сыну. Недаром в столовой в Лысых горах висит картина с родословным деревом Болконских, а всех мужчин называют поочерёдно Андреями и Николаями. Старый князь Н. А. Болконский провожает сына своего князя Андрея такими словами: «… Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. …помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет…а коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!»… « Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка», - улыбаясь, сказал сын»[5].

Фамильные черты Болконских: гордость, честь, благородство - не разменны.

В 11-ом классе изучаем поэму А. Т. Твардовского «По праву памяти». Это покаянная поэма. А. Твардовский говорит от имени тех сыновей (и за себя тоже), которые испытали горькое чувство позднего раскаяния за ошибки молодости.

Не сразу Твардовский-сын откликнулся сердцем на трагедию семьи. Брат ему до сих пор этого простить не может. И вот покаянная поэма, в которой он вопреки сталинскому лозунгу: «Сын за отца не отвечает», решил ответить за отца и пропел гимн его рукам крестьянским:

Сын - за отца? Не отвечает?

А только, может, вспомнив руки,

Какие были у отца.

В узлах их жил и сухожилий,

В мослах поскрюченных перстов -

Те, что - со вздохом - как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей -

Ни разогнуть, ни сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей -

Сплошная.

Подлинно - кулак!

И не иначе, с тем расчётом

Горбел годами над землёй,

Кропил своим бесплатным потом,

Смыкал над нею зарю с зарёй[6].

Вот уж подлинно: даже и мёртвый отец преподал урок сыну всей жизнью своей, правдой крестьянской.

Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: хорошие дети - честь отца и матери, их достоинство; плохие дети - горе, несчастье, страдания.

В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный, нравственный порыв человека, постигнутый им как счастье. Это стремление к тому, чтобы продолжить себя в своих детях, утвердить нравственные ценности, обретённые и постигнутые предыдущими поколениями, умноженные крупицей собственного опыта, творения и творчества. Всё это достигается только любовью, взаимной, верной, честной, преданной любовью отца и матери, матери и детей, отца и детей. «Создаётся же семья неустанно трудом любви», - писал Ф. М. Достоевский.

Труд любви, а именно отцовской любви - это и есть сознательное стремление к тому, чтобы в детях утвердить самого себя, продолжить в них своё духовное богатство. Отец должен войти в жизнь своих детей как свой человек, старший друг, наставник, строгий и требовательный к самому себе и к другим, должен олицетворять высокие качества человечности, поощряет и подбадривает детей своих на большие дела, на романтику труда, на творение добра, на бескорыстную дружбу, на возвышенную любовь.

Русская литература даёт нам примеры как положительного, так и отрицательного нравственного влияния отца на сына. Наша задача помочь ученикам правильно оценить такое воздействие, сделать выводы, сопоставить с собой и своим окружением; через анализ художественного произведения воспитать достойную личность, которая умеет понимать жизнь, ценить её, дорожить ею, беречь от мерзостей и унижения человеческого достоинства, презирать и ненавидеть эти мерзости. Воспитать благополучных, ответственных родителей, которые сумеют передать своим детям нравственный багаж, полученный ими на уроках литературы.

Литература

  1. Гоголь Н. В. Мёртвые души - М: Художественная литература 1971

  2. Грибоедов А. С. Горе от ума - Л:Детская литература 1981

  3. Психологический словарь / под ред. Зинченко В. П., Мещеряковой Б. Г. - М: 1996

  4. Пушкин А. С. Избранные произведения в 2-х томах - М: Художественная литература 1970

  5. Солоухин В. Камешки на ладони - М: Современник 1988г

  6. Твардовский А. Т. По праву памяти - М: Вече 1995

  7. Толстой Л. Н. Война и мир в 4-х томах - М: Просвещение 1981

  8. Ушинский К. Д. Избранное в 2-х томах - М: Просвещение 1982



© 2010-2022