Конспект урока по теме Образование слов с помощью суффиксов. Технологическая карта урока. (5 класс, учебник А. Д. Шмелёва. ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по теме Образование слов с помощью суффиксов. Технологическая карта урока. (5 класс, учебник А.Д. Шмелёва. ФГОС)Конспект урока по теме Образование слов с помощью суффиксов. Технологическая карта урока. (5 класс, учебник А.Д. Шмелёва. ФГОС)

План - конспект урока «Образование слов с помощью суффиксов»

Попова Галина Николаевна МБОУ Наримановского района «СОШ № 2»

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Образование слов с помощью приставок (1 урок в теме «Словообразование»)

Тип урока: комбинированный

Форма урока: повторение и закрепление

Модель обучения: базовая (5 класс - 5 часов в неделю

Реализуемая программа: составлена на основании Примерных программ по учебным предметам. «Русский язык 5-9». М., Просвещение, 2010- Стандарты второго поколения (УМК: 1). Русский язык. 5 класс под ред.А.Д, Шмелёва. М.: Вентана - Граф, 2012.

Цель урока: сформировать понятие о вариантах морфем.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий; находить морфемы в слове; членить слова на морфемы; различать морфемы в слове;

  • обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок

Урок № 49. Технологическая карта урока «Образование слов с помощью суффиксов»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

  1. Орг. момент

Приветственное слово учителя

Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний

  1. минуты)


1. Какую роль выполняют приставки в слове, а какую суффиксы?

Выделите общие суффиксы в данных словах, запишите два своих слова с этими суффиксами.

Дождик, носик, кубик…

Учитель, строитель, испытатель,…

Козлёнок, лисёнок, львёнок….

Горнист, танкист, теннисист,…

- Как образованы данные слова?

Отвечают на вопросы, приводят примеры

Размышляют, обсуждают, предполагают

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Постановка учебной задачи.

(1минута)

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Тема: Суффиксальный способ образования новых слов.

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.

- В каком разделе изучаются способы образования слов?

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, мы должны выяснить как образуются слова, с помощью суффикса научится образовывать слова с

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

- Цель урока - понять, суффиксальный способ образования слов, уметь образовывать слова с помощью суффиксов

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

4.Углубление изученного и усвоение новых знаний


4 минуты

Наблюдение за суффиксальным способом образования слов, стр. 176., вопросы

Формирование понятия «суффиксальный способ образования слов»

Упр.74, стр.177. Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова, покажите от какого слова, какое образовалось

Какую роль выполняют приставки, а какую суффиксы?

Музыка - музыкант - музыкальный

Читают, отвечают на вопрос, приводят примеры

.УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованностий).

5.Первичное закрепление знаний.

7 минут


1.Упр.76, стр. 177

Образуйте от данных слов имена существительные суффиксальным способом. Запишите пары слов по образцу

(на доске и в тетради)

Обсуждают, предполагают. Образуют существительные суффиксальным способом.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работают со словами).

Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута

6.Закрепление изученного материала


2. Упр. 77 (работа в группе)

3. Упр.78, 79.

Выполняют задания Взаимопроверка.

К: учит, способам взаимодействия, сотрудничества)

Р: (опираются на уже известное).

7.Рефлексия деятельности

Фронтальный опрос

Что нового вы узнали на уроке?

Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:

- А если не поняли - такой смайл:

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8.Домашнее задание.

2 минуты

Стр.176, упр. 78 или 79,









Перечень используемых на уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрации, презентация, видеофрагменты. Тест, модель

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Способы образования слов

электронный

таблица

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27c70057-d6d8-4457-89b3-c51a5b8fe0c1/%5BRUS5_047%5D_%5BIA_382%5D.swf







© 2010-2022