Сценарий литературно-музыкальной-композиции Баллада о солдате

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

70-летию Победы посвящается…

Учитель:
Литературно-музыкальная композиция «Баллада о солдате»

посвящается Советскому солдату, победившему фашизм…

Звучит «Реквием»

Чтец Крупадёрова Ангелина ученица 10 класса

Сменяя друг друга, идут поколенья,
Но память людская не знает забвенья.
И грозные строки взывают с гранита-
Никто не забыт, ничто не забыто!

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад
И имя есть у этого героя -
Великой армии простой солдат.

Чтец Айткужина Жанна ученица 11 класса

С.Погореловский «Советский солдат»

Над вольным Дунаем,
Над славным Днепром
Душевные песни
Слагают о нем.
В нагорных лесах,
На просторе равнин
Его вспоминают
И чех, и румын.
― Пылало село,―
Вспоминает хорват,―
Он кинулся в пламя,
Советский солдат!
Из хаты горящей,
Из дыма-огня
Он вынес, отважный,
Мальчонку ― меня!
Словачка сказала:
― И мне он помог ―
Озябшей, голодной
Дал хлеба кусок.


Назвал по-отцовски
Дочуркой своей.
Шутя подмигнул мне:
«Гляди веселей!»
Вздохнула румынка:
― Был яростный бой,
Меня от осколка
Прикрыл он собой…
Убит он, лежит
Под холмом у села.
Калина над ним
Поднялась-расцвела.
― Нет,― молвил болгарин,―
Он жив, не убит!
Я видел его:
Он в дозоре стоит.
Стоит он в дозоре
И зорок, и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел!

Чтец Райке Толганай ученица 11 класса

А. Толстой «Русский характер» (отрвывок)

Чем дольше лейтенант Дремов сидел неузнаваемый и рассказывал о себе и

не о себе, тем невозможнее было ему открыться, - встать, сказать: да

признайте же вы меня, урода, мать, отец!.. Ему было и хорошо за

родительским столом и обидно.

Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в

бревенчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом - тем

родным уютом, что не забывается и в смертный час. Мартовский ветер

посвистывал над крышей. За перегородкой похрапывал отец. Мать ворочалась,

вздыхала, не спала. Лейтенант лежал ничком, лицо в ладони: "Неужто так и не

признала, - думал, - неужто не признала? Мама, мама..."

Он вернулся в свой полк, стоявший в глубоком тылу на пополнении.

Боевые товарищи встретили его такой искренней радостью, что у него

отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни есть, ни дышать. Решил

так, - пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати,

- эту занозу он из сердца вырвет.

Недели через две пришло от матери письмо:

"Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что

и думать. Был у нас один человек от тебя, - человек очень хороший, только

лицом дурной. Хотел пожить, да сразу собрался и уехал. С тех пор, сынок, не

сплю ночи, - кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за

это, - совсем, говорит, ты, старуха, свихнулась с ума: был бы он наш сын -

разве бы он не открылся... Чего ему скрываться, если это был бы он, - таким

лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Уговорит меня Егор

Егорович, а материнское сердце - все свое: ои это, он был у нас!.. Человек

этот спал на печи, я шинель его вынесла на двор - почистить, да припаду к

ней, да заплачу, - он это, его это!.. Егорушка, напиши мне, Христа ради,

надоумь ты меня, - что было? Или уж вправду - с ума я свихнулась..."

Он в тот же день написал письмо: "Дорогие мои родители, Марья

Поликарповна и Егор Егорович, простите меня за невежество, действительно у

вас был я, сын ваш..."

Чтец Макарова Виктория ученица 11 класса

Г.Шеховцев «У вечного огня»

Мне писать всегда об этом страшно:
Жизнь прожив средь звонкой тишины,
Посвящать слова свои прекрасным
Людям, не вернувшимся с войны.

Словно сердце павшего солдата,
Бьётся пламя вечного огня.
День Победы - горестная дата,
Сгусток боли в сердце у меня.

Преклоняя трепетно колени,
Я кладу к подножию букет.
Как огонь сожженных поселений,
Запылал малиновый рассвет.

И спешат седые ветераны
Помянуть погибших в той войне,
И войной оставленные раны
Беспокоят, кажется, вдвойне.

Оставляют капли дождевые
Мокрый след на каменных щеках,
Памятники, будто бы живые,
Держат мир спасённый на руках.

Я хочу, чтоб люди вспоминали,
Завоёван он какой ценой,
Чтобы дети, внуки мои знали
О войне по книгам и кино.

Песня «Алёша» исп. Кошебен Диана ученица 10 класса

Чтец Руппель Виктор ученик 11 класса

Юличь «Солдаты помнят вкус войны»
Солдаты помнят вкус дорог,
Глотая копоть, гарь и пыль.
Следы усталые сапог,
Войны писали злую быль.

Солдаты помнят тишину,
И хриплый командирский мат,
И взгляд, пронзивший вышину,
Когда упал на снег комбат.

Солдаты помнят вкус земли,
Она скрипела на зубах,
Ее терзали, рвали, жгли,
В неё вжимали боль и страх.

Она вставала на дыбы
И принимала грудью сталь.
Окопы - братские гробы
И пепел - траурная шаль.

Солдаты помнят вкус войны -
Соленый, горький фронтовой.
Кто выжил, тем остались сны,
Везут солдаты их домой.

Солдаты помнят все бои,
А ночью плачут и кричат.
Им снятся мертвые свои,
Они приходят и молчат.

Солдаты плачут по ночам,
Во сне, сжимая автомат.
Их водят жены по врачам,
А им всё снится их комбат.

Чтец Сыздыкова Сымбат ученица 11 класса

А.Твардовский «О любви»

Всех, кого взяла война,

Каждого солдата

Проводила хоть одна

Женщина когда-то...

Не подарок, так белье

Собрала, быть может,

И что дольше без нее,

То она дороже.

И дороже этот час,

Памятный, особый,

Взгляд последний этих глаз,

Что забудь попробуй.

Обойдись в пути большом,

Глупой славы ради,

Без любви, что видел в нем,

В том прощальном взгляде.

Он у каждого из нас

Самый сокровенный

И бесценный наш запас,

Неприкосновенный.

Он про всякий час, друзья,

Бережно хранится.

И с товарищем нельзя

Этим поделиться,

Потому - он мой, он весь -

Мой, святой и скромный,

У тебя он тоже есть,

Ты подумай, вспомни.

Всех, кого взяла война,

Каждого солдата

Проводила хоть одна

Женщина когда-то...

И приходится сказать,

Что из всех тех женщин,

Как всегда, родную мать

Вспоминают меньше.

И не принято родной

Сетовать напрасно,-

В срок иной, в любви иной

Мать сама была женой

С тем же правом властным.

Да, друзья, любовь жены,-

Кто не знал - проверьте,-

На войне сильней войны

И, быть может, смерти.

Чтец Гептинг Валерия ученица 11 класса

«Письмо»

Война, война, кругом идет война!

О, как жестока, как безжалостна она!

Атаки, взрывы, все в крови,

Но не мешало то ее любви…

Она ждала его из года в год,

Но сердце ей не заморозил лед

Холодной вьюгой страшных зимних дней

Хотелось ей обнять его скорей,

Увидеть блеск живой в его глазах,

Уснуть на сильных молодых плечах…

«Прошу, держись!» - слова в ее письме,-

«Ты выживи, любимый, на войне,

И как бы трудно не было в бою,

Меня не забывай, тебя молю.

Я верю, что вернешься скоро ты,

Мне не нужны подарки и цветы,

Не требую я прекращенья вьюг,

А лишь хочу услышать сердца стук

В груди твоей, согреть тебя теплом

Своей души, поцеловать потом…»

И вот заклеен новенький конверт,

Любовью он и ласкою прогрет,

Отправлен он, ответа ждет она,

Но не пришло в обычный срок письма,

И в душу пробралось волненье в миг,

И в мыслях образ милого возник.

«Нет, нет! Не верю!» - шепчет лишь она,

Ну а сама, как белый лист, бледна,

И день, и ночь молитвы тихо чтет,

Глаза ни на секунду не сомкнет.

Прошла неделя в ожиданьи том,

И вот приехал грустный почтальон.

Он протянул ей, опустив глаза,

Лишь скорбный треугольник, и слеза

Застыла на ее худой щеке,

Убив искринку в малом огоньке

Ее надежды. Лопнула струна.

И, потеряв сознание, она

Легла на мягкий серебристый снег,

Закончился мечтаний быстрый век,

От горя поседела голова.

Еще две жизни унесла война.

Чтец ученик 11 класса Балтакескенов Даулет

А.Твардовский «О награде»

Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив еще? - Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришел с войны.

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий -

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.

И, явившись на вечерку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я "Казбек".

И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.

Сценарий литературно-музыкальной- композиции Баллада о солдате

И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг.

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.

- Как, мол, что? - Бывало всяко.

- Трудно все же? - Как когда.

- Много раз ходил в атаку?

- Да, случалось иногда.

И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна...

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!

Ждет девчонка, хоть не мучай,

Слова, взгляда твоего...

- Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего? Сценарий литературно-музыкальной- композиции Баллада о солдате

Вот сидишь ты на вечерке,

И девчонка - самый цвет.

- Нет,- сказал Василий Теркин

И вздохнул. И снова: - Нет.

Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.

_______

Теркин, Теркин, добрый малый,

Что тут смех, а что печаль.

Загадал ты, друг, немало,

Загадал далеко вдаль.

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Сценарий литературно-музыкальной- композиции Баллада о солдате

Чтец Лашантай Алихан ученик 11 класса

Нас не нужно жалеть, Пусть живые запомнят
Ведь и мы никого не жалели. И пусть поколения знают
Мы пред нашим комбатом, Эту взятую с боем
Как пред господом богом чисты. Суровую правду солдат.
На живых порыжели от крови И твои костыли,
И глины шинели И смертельная рана сквозная,
На могилах у мертвых И могилы над Волгой,
Расцвели голубые цветы. Где тысячи юных лежат…

Песня из кинофильма «Белорусский вокзал» испол. Саяхат Акдидар ученица 11 класса

Чтец ученица 11 класса Мейрам Гульден

Песня «Алия» испол. Даулетхан Айгерим ученица 7 класса

Чтец Безруков Владислав ученик 11 класса

Расул Гамзатов «Нас двадцать миллионов»


От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.
Сценарий литературно-музыкальной- композиции Баллада о солдате
Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.


И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.


Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.



Чтец Батырбек Бекжан ученик 11 класса

Юрий Левитанский «Ну что с того, что я там был»

Ну что с того, что я там был. Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат. И тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат. Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолет. Я лед кровавый в январе.
Я крепко впаян в этот лед. Я в нем как мушка в янтаре.

Ну что с того, что я там был. Я все забыл. Я все избыл.
Не помню дат, не помню дней, названий вспомнить не могу.
Я топот загнанных коней. Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня, я бой на дальнем рубеже.
Я пламя вечного огня, и пламя гильзы в блиндаже.

Ну что с того, что я там был. В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл, я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне, война участвует во мне.
И пламя вечного огня горит на скулах у меня.

Уже меня не исключить из этих лет, из той войны. Сценарий литературно-музыкальной- композиции Баллада о солдате
Уже меня не излечить от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей, уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.

Песня «Ты же выжил солдат» исполн. Даулетхан Жулдыз ученица 10 класса

Чтец ученица 11 класса Айткужина Жанна

С.Орлов «Его зарыли в шар земной»

Его простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И млечные пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным давно окончен бой... зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
Чтец ученица 11 класса Райке Толганай

Ю.Коринец «Неизвестный солдат»

Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Сценарий литературно-музыкальной- композиции Баллада о солдате

Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Неизвестный солдат -
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернется назад.
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля,
А могила ему -
Вся земля, вся земля…

Вокальная группа юношей исполн. песню из кинофильма «Офицеры»



Сценарий литературно-музыкальной- композиции Баллада о солдате



Сценарий литературно-музыкальной- композиции Баллада о солдате

18


© 2010-2022