Технологическая карта урока обобщения по теме имя существительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе «Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения).

Урок составил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг Сарыглар Нелли Николаевна

Цели:

предметные:

  1. Организация повторения по теме «Имя существительное».

  2. Организация обобщения и систематизации знаний по теме.

а) определение морфологических признаков

б) синтаксическая роль в предложении

личностные:

  1. Воспитание самостоятельности:

а) брать на себя ответственность;

б) брать ответственность за работу группы в целом.

  1. Воспитание патриотизма.

метапредметные:

  1. Развитие способности к анализу и обобщению.

  2. Развитие речи учащихся.

  3. Развитие творческих способностей

  4. Развитие познавательного интереса учащихся.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация, карточки, цветные жетоны.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие

- Ребята, от хорошего настроения зависит многое: хорошее самочувствие человека, успешность в ваших начинаниях.

Давайте проверим, какое у вас сегодня настроение

(красный жетон - отличное,

синий - хорошее,

зелёный - плохое).

Работа с жетонами.

Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

II.Актуализация знаний. Формулирование темы, постановка цели.



















Прослушайте стихотворение, в нём «спряталась» тема урока:

Всё, что существует, оно обозначает, На вопросы кто и что верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть.

-Какова тема сегодняшнего урока?

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по стране под названием - Существительное. Жителями той страны назывались существительными. В одно прекрасное утро в городе появилось Склонение и стало всех подряд склонять. Даже Существительное просклоняло! Оно разделило город на три района. Падежи и окончания помогли ему переселить жителей. Правда, не обошлось без недовольных. Некоторые существительные решительно отказались подчиниться новому губернатору и ушли из города с гордо поднятой головой. Что же это за смельчаки такие?

- Правильно! Это несклоняемые и разносклоняемые существительные, которые до сих пор не знают, где же им можно голову преклонить.

-Вы догадались, на какие три района склонение разделило город?

- Вспомним, какие существительные относятся к 1-ому скл.? ко 2-ому скл. ?

к 3-ому скл.?

1 скл. 2 скл.


М.Р.

Технологическая карта урока обобщения по теме имя существительное

Технологическая карта урока обобщения по теме имя существительное

Ж.Р.

М.Р.

Технологическая карта урока обобщения по теме имя существительное

С.Р.

Технологическая карта урока обобщения по теме имя существительноеТехнологическая карта урока обобщения по теме имя существительное

3 скл.

Ж.Р.

-А теперь, я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране, которая называется «Имя существительное». Для начала мы должны проверить домашнее задание. Вы должны были подготовить слово - имя существительное, дать его лексическое толкование и рассказать о нём. Класс должен отгадать слово по его значению.

Каждый, кто назовёт слово первым, получает жетон.

В чём перекликается содержание стихотворения и содержание домашнего задания?

-Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

Обучающиеся слушают учителя, формируют тему урока, ставят цели.

После определения темы и целей урока записывают дату и тему урока.





Это несклоняемые и разносклоняемые существительные



1-ое скл. 2-ое скл. 3-е скл.





Строят рассуждения, понятные для собеседника.

Слушают выступление, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Высказывают предположения.

Учатся формулировать собственную точку зрения и позицию.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические













Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные



III.Практическая часть.









Физкультминутка

-Первой точкой нашего путешествия будет

1Род имен существительных

-Ребята, определите, пожалуйста, род записанных имён существительных?

Дополните данный список слов.

Невежа папа гора кружево имя

Сластёна друг работа озеро племя

сирота журнал птица море время

плакса телефон жизнь

Саша цветок кофе

Женя

2Число имен существительных

Привести примеры.

3Склонение имен существительных

-Ребята, определите склонение существительных кенгуру, такси, метро, шоссе, тире, жюри, какао, эскимо.

4.Падежи имён существительных.

На доску выходят и склоняют слова

Море, друг, день, имена

Обратить внимание на окончание существительного день.

А теперь, ребята, мы поиграем в игру: я буду зачитывать слова, а вы, если существительное одушевлённое, должны похлопать в ладони, если существительное неодушевлённое, то должны постучать ногами.

Теперь попрошу вас разделиться на три группы.

5Собственные существительные

- Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные А какие еще есть существительные?

А в чем между ними разница?

- Перед вами несколько фотографий с видами нашей республики. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные. (Каждая группа работает со своими фот графиями.)

- Какие имена собственные употребили?

Для чего?

6Синтаксическая роль существительных

- Нередко одно существительное в предложении выполняет разную роль. Сейчас мы попробуем проанализировать этот вопрос. В предложениях необходимо найти существительные, определить их падеж и синтаксическую роль.

Утром выпал снег. Я взял в руки первый снег.

-Ребята, какой раздел языкознания изучает синтаксическую роль частей речи в тексте?

- Сегодня на уроке мы рассмотрели имя существительное через призму разных разделов языкознания. Мы выстроили модель, записав всё то, что мы знаем об имени существительном. Продукт нашего урока морфологический разбор имени существительного) - результат совместной деятельности.

- Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева:

Всему название дано:
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!

Выходят, вытягивают бумажку со списком и дают свои ответы.

(за правильный ответ получают жетоны)



Устные ответы на вопросы



Воспринимают ответы обучающихся.

Осуществляют самоконтроль.



Учащиеся быстро распределяется на три группы

Выполняют задание.

Каждая группа защищает свою работу.



Записывают предложения, обозначают падеж, подчеркивают члены предложения.

Осуществляют самопроверку.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные





Регулятивные

Познавательные

Личностные

IV.Рефлексия.

-Итак, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу.

Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения:

-Сегодня на уроке я вспомнил…

-Мне было интересно…

-Особенно понравилось…

-А, может быть, осталось что-то, что вызывает у вас и сейчас затруднение?

-Какое настроение у вас в конце урока? (Жетоны трёх цветов)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции материала на уроке и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

V.Домашнее задание.

1представить себе имя существительное и нарисовать его портрет (защитить свои портреты, комментируя какое это существительное)

2морфологический разбор трех существительных





© 2010-2022