- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая статья Опорные конспекты и таблицы на уроках литературы
Методическая статья Опорные конспекты и таблицы на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Путкова Т.Н. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
2
Опорные конспекты и таблицы на уроке литературы
(из опыта работы Путковой Т.Н., учителя русского языка и литературы МКОУ «Каменноозерская ООШ»
Использование на уроках русского языка технологии опорных конспектов навело меня на мысль применить форму краткой записи и на уроках литературы при анализе художественного текста. Обучение риторике помогло связать воедино все составляющие анализа художественного произведения (замысел автора - поднимаемая проблема - выбор темы, на которой рассматривается данная проблема, - реализация темы через сюжет и систему образов - выход на идейный смысл - выбор автором композиционных приемов и жанра - литературный метод).
Опорный конспект по литературе - это форма фиксирования результатов анализа текста.
Опорный конспект представляет собой развернутый лист тетради, расчерченный на части, в которые вписаны все указанные выше понятия. При анализе художественного текста на уроке или дома сюда записывается информация в виде ключевых фраз, предложений, рисунков, схем. Запись можно начинать с любой части опорного конспекта.
Мотивацией к применению такой формы служит познавательный интерес к необычной форме записи, особенно у учеников среднего звена, усвоение знаний по теории литературы, восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания, понимание авторского замысла и способов выражения представления о жизни в литературе. Практическая полезность такой формы осознается в старших классах при осмыслении проблемы, предложенной в художественном тексте.
Такая форма работы может быть с успехом использована с разной целью: во время анализа произведения на уроке, как вид самостоятельной работы учащихся дома, помогающий проверить их знание содержания текста; при повторении основных понятий теории литературы, при подготовке к экзамену для повторения вопросов, связанных с данным произведением и т.д.
Продолжая тему «литература и схемы», отмечаю еще один вид работы на уроке литературы - составление таблицы.
Таблицы на уроке литературы - это результат аналитической деятельности.
Цель использования таблиц:
• структурировав материал, упростить его подачу;
• облегчить процесс усвоения сложных понятий и способствовать их быстрому запоминанию;
• дисциплинировать процесс мышления (анализ, синтез, сравнение);
• выработать навыки самостоятельной работы учащихся с материалом большого объема;
• облегчить планирование уроков литературы и т.д.
Используемые в практике преподавания литературы таблицы по своему
назначению я разделила на 3 группы:
1. содержат информацию (сведения из истории и теории литературы, биографии и творчества);
2. содержат сравнительно-сопоставительную характеристику двух источников (двух текстов одного автора или разных, двух героев;
3. содержат результаты аналитического прочтения текста.
Место данного вида работы в уроке: заполняются в процессе изучения
темы, чтения и анализа художественного текста на уроке или дома.
«Плюсы» такой формы работы: содержат систематизированный материал, дают возможность многократного его повторения, позволяют использовать знания как в устной, так и в письменной речи, развивают аналитико-синтетические умения.
«Минусы» заключаются в том, что требуют много времени для записи.
С введением ИКТ в процесс образовательной деятельности работа с таблицей упрощается: можно заранее на компьютере подготовить для учащихся шаблон таблицы и напечатать часть необходимого материала, чтобы сэкономить время на уроке.
С практическим материалом (таблицами и опорными конспектами) можно познакомиться на примере приведенных ниже работ:
-
Таблица. А.С.Пушкин Роман «Евгений Онегин». Целостный анализ
текста (вслед за автором, последовательно). 9 класс
-
Опорный конспект. А.С.Грибоедов Комедия «Горе от ума». 9 класс
-
Опорный конспект. М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». 9
класс
Путкова Т.Н. МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович