Сообщение на методическом семинаре «Новые педагогические технологии» Методика критического мышления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ореховская средняя общеобразовательная школа»















Сообщение

на методическом семинаре

«Новые педагогические технологии»


Методика критического мышления




Подготовила и провела

Подвигина И. А.,

учитель русского языка и

литературы


















2014

Методика критического мышления, используемая на уроке, включает в себя три этапа или стадии.

ЭТО «ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ»

Первая стадия «ВЫЗОВ» Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе в школе и дома.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить её;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- усвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

ПРИЁМ «Корзина идей, понятий, имён…»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося опыта и знаний, он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске учитель рисует значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей схеме:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

  4. Далее каждая группа по кругу называет какое - то одно сведение или факт, при этом не повторяя заранее сказанного (составляется список идей).

  5. Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

  6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

ПРИЁМ СОСТАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРА

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Составление кластера помогает ученикам свободно, открыто думать по поводу какой - либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое слово или понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее.

ПРИЁМ «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ».

Технология критическое мышление предлагает методический приём, известный как ИНСЕРТ. Это приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного или распечатанного текста. Пометки должны быть следующими:

Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.

Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.

Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

ПРИЁМ СОСТАВЛЕНИЯ маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)

Приём «НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА». Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На первой строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка - это слово - резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить своё личное отношение к ней.

ПРИЁМ «Учебный мозговой штурм». Основная его цель - развитие творческого типа мышления». «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент - до 15 минут. Второй этап - обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное - найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведён на следующем уроке.

ПРИЁМ «НАПИСАНИЕ ЭССЕ». Смысл этого приёма можно выразить словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

ПРИЁМ ЛЕКЦИЯ СТОПАМИ. Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический приём. Особенность её использования в технологии критического мышления заключатся в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идёт обсуждение или проблемного вопроса или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или даётся какое - то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Литература

  1. Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М, Просвещение, 2004

  2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? Перемена, 2001 - №4


© 2010-2022