Открытый урок Буквы е - и в корнях с чередованием (6 класс0

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Правописание гласных Е - И в корнях с чередованием

Цели и задачи урока:

- Сформировать представление о правописании гласной в корнях с чередованием, учить графически обозначать орфограмму.

- Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.

- Совершенствовать навыки анализа и синтеза.

- Развивать рефлексивные умения и навыки.

Планируемые результаты

Личностные результаты :

- Формировать самооценку школьника на основе успешности,

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные результаты:

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Коммуникативные результаты:

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога

Предметные результаты :

- формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е - И,

- знание условий выбора гласных Е - И в корнях с чередованием,

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: учебник русского языка 6-й класс , Тип урока: урок объяснения нового материала

раздаточный печатный материал

Ход урока

I. ПРИВЕТСТВИЕ. Здравствуйте, ребята!

Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. (Ребята записывают в тетради число, вид работы(классная))

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

Послушайте притчу

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках!

-Сформулируйте мораль данной притчи. (Верь в себя и свои силы)

-Вы правы. Вера в себя - это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на рисунке? (Деревья, растения)

-Все вы знаете из каких частей состоят растения и деревья. А какая из частей самая главная? С чего начинается рост любого цветка, дерева, травы? (С корня , корневой системы)

--Что же общего между растениями и словами?( В словах главной частью является корень. Именно в корне заключено лексическое значение слова)

2. Проверка домашнего задания с использованием сигнальных карточек.

Пол…жить, пол…гать, сг…рать, дог…рать, з…рька, з…рево, к…снуться, к…саться, р…стение, выр…стить, выр…щенный, р…сток.

-Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились? ( Чередующиеся гласные в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос.)

- Что мы называем чередованием звуков? От чего зависит написание гласных в этих корнях?

- Вспоминаем правило о написании корней -лаг- -лож, -раст-,-ращ-, -рос ((Отвечают на вопросы)

-Каким алгоритмом пользовались, когда вставляли пропущенные орфограммы? (Вспоминают и рассказывают правило).

1)произнеси слово

2)определи, в какой морфеме находится пропущенная орфограмма

3)примени правило

4)обозначь орфограмму

3. Создание проблемной ситуации.

- Давайте прочитаем слова, записанные на доске:

Соб..ру - соб..рать , уд..ру - уд..рать , зам..реть - зам..рать , зап..реть - зап..рать, прот..реть - прот..рать

-Обозначьте корни слов. Определите, какие буквы в корнях пропущены. (Ученики обозначают корни слов, вставляют пропущенные буквы в слова (произносят разные варианты ответов).

- Подумайте, к каким орфограммам мы можем отнести данные слова:

безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне?(К орфограмме «Чередующиеся гласные е-и в корне слова».)

- Назовите тему нашего урока? Буквы е - и в корнях с чередованием .

- Как бы вы определили цели нашего урока? (Научиться писать правильно гласную в корнях с чередованием)

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Решение проблемы

- Постарайтесь найти закономерность в написании букв е - и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)

Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то - е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается.

- Графически выделим данное условие, записав любую пару слов в тетрадь (под руководством учителя делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора)

Дети самостоятельно составили правило.

- Сверим вывод с правилом в учебнике .

Интересные вопросы:

1. В ряде слов еще «спряталось» имя девочки. Найдете его? (Это имя - Ира.)

Начало формирования умений. Составление алгоритма.

- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Алгоритм.

  1. Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.

  2. Вспомнить корни с чередованием.

  3. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет - е. Графически выделить условие выбора гласной

Послушайте стихотворение, которое поможет вам запомнить это правило.

Жили-были две подружки,.

Симпатичные вполне,

Две подружки-побегушки,

Буква И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались,

Меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва:

-Здесь за корнем суффикс -а-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.

После объяснения правила, вставляются согласные в корни.

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Задание 1. Выполняем упражнение на карточке.

- Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму

I вариант

Соб…раешь - соб…рёшь

Прод…раешься - прод…рёшься

Выж…гал - выж…г

Расст…лать - расст…лить

II вариант

Зам…рает - зам…р

Зап…рает - зап…р

Прот…рал - прот…реть

Бл…стать - бл…стеть

Задание 2.

Запишите под диктовку следующие пословицы , найдите слова с изучаемой орфограммой, обозначьте её графически :

  1. Мягко стелет, да жёстко спать. 2. Добрые умирают, да дела их живут.

  2. Прежде смерти не умереть.

  3. Собирай по ягодке - наберешь кузовок.

  4. Ешь горькое, доберешься и до сладкого.

  5. Кого слова не берут, с того шкуру дерут.

  6. Шел бы воевать, да лень сабли вынимать.

  7. Пот ключом льет, а жнец свое берет

  8. Не боги же и горшки обжигают.

Выходят по одному к доске, записывают пословицы, комментируют написание гласной в корне.

-Как вы понимаете смысл 3 пословицы? Как её можно связать с нашим уроком?

( Дети объясняют смысл пословицы.)

Физкультминутка.

( Хлопните в ладошки, если в слове пишется И, если Е, то встаньте).

Смелый умирает один раз, а трус каждый день.(И)

Смерть чинов не разбирает.(И)

Солдат службы не выбирает.(И)

Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.(Е)

Кто детям потакает, сам слезы вытирает.(И)

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.(Е)

Не силой дерутся - умением.(Е)

Не задирай нос высоко - споткнешься(И)

Задание 3. Творческое задание (работа в парах)

- Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием Е//И в корне, составьте памятку с советами.

Набор глаголов с чередующимися корнями:

собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:

1) Используйте короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.

Например: 1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Возможные правила:

1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

2. Постели салфетку на колени.

3. Не задирай ноги и не болтай ими.

4. Убирай локти со стола.

5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

6. Не вытирай руки об скатерть, пользуйся салфеткой.

7. После еды убери за собой посуду.

8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

VI. .РЕФЛЕКСИЯ

- Какую цель вы ставили на уроке? ...

- Удалось ли достичь поставленной цели? ...

- Какие получили результаты? Довольны ли вы ими? ...

- Что вызвало особые затруднения? ...

- Чему мы научились на уроке?...

- Какой же суффикс командует корнями с чередующимися Е-И?...

Продолжите фразы, запишите их в тетрадь.

- Больше всего мне понравилось____________

- Сегодня я понял(а)____________________

- Научился (научилась)___________________

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Повторить правило 1.На выбор:

А) Выполнить упр.

Б) составьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»

Б) Составить рассказ о степях Донбасса, используя слова: Собирать, соберу, заблестеть, блистать, стелются, разрослись, замирая, росток, заросли, озарять, соберёшь, расстилается

V. Оценивание.

У нас, ребята, осталось немного времени для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему. Перед вами лежит карточка №2. Ваша задача подписать ее и вставить пропущенные гласные, графически обозначая орфограмму. И после звонка мне сдать.

1 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограмму.

Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок.

2 вариант

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограмму.

Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь. Соб…ру коллекцию. Оп…раться на локоть. Наст…лить паркет. Заж…гать иллюминацию. Зам…рают звуки. Расст…лается по лугам. Бл…стает кинжал.

- Спасибо за работу! Успехов вам при выполнении домашнего задания!















© 2010-2022