Открытый урок Отрицательное местоимение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ«№22 Общеобразовательная средняя школа»

ФИО: Д.А.Жакиянова-учитель русского языка и литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тема урока взята из курса биологии и русского языка в 8- классе. Выбор интегрированного урока биологии и русского языка, позволило систематизировать знания учащихся по обоим предметам. С точки зрения биологии анализ художественного текста экологической направленности в форме рассказа создал условия для оптимального решения воспитательных задач для преподавания биологии, а исследование экологических факторов на примере текста помогло учащимся и самому учителю сформулировать более точно аргументы для написания сочинения.

рУССКИЙ ЯЗЫК. 8-КЛАСС.

Отрицательные местоимения

Цель: 1.формировать умение находить отрицательные местоимения в тексте, правильно употреблять их в собственной речи, формировать правописные умения и навыки. расширить знания учащихся по теме «Местоимение», углубить знания о разряде отрицательные местоимения, познакомить с особенностями их употребления и склонения, развивать умение распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогом создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям; помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для сохранения природной среды

2. содействовать формированию общеучебных умений и навыков: формировать умение находить отрицательные местоимения в тексте, расширение активного словарного запаса учащихся, способствовать формированию знаний учащихся об экологических факторах и группах экологических факторов; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий: «биотические», «абиотические», «антропогенный», «ограничивающий» факторы, «оптимум», тренировка в употреблении отрицательных местоимений в речи

3. Формирование целостных ориентаций учащихся и выбора ими жизненной позиции в отношении природы через анализ нравственных ценностей и экологических понятий.Развивать чувства жалости людям, пострадавшим от семипалатинского полигона, вызвать особый интерес к творчеству Р.Сейсенбаева.

Оборудование: работа с интерактивной доской, компьютерной техникой, интерактивными слайдами, учебником, дополнительной литературой. раздаточный материал ( предложения из текста, лист ответов для работы, толковый словарь.)

Тип урока: урок-исследование .
Методы: словесный, наглядный, практический. (Работа с текстом. Художественное чтение, подготовленное заранее учеником. Слайды с изображением планеты Земля;
презентация плакатов «Я рисую лицо Земли»;
слайды «Жертвы Семипалатинского ядерного полигона»; видеофильм «Семипалатинский полигон»


Главное, что земля жива осталась и люди, её населяющее.

Р.Сейсенбаев(слайд) ХОД УРОКА

1. Орг. момент (приветствие, тема и цели урока).

2. Индивидуальные задания. Проверка домашнего задания.

- Что такое местоимение?

- Назовите известные вам разряды местоимений? Приведите примеры.


Учащиеся делятся на группы, получают задание.

1 группа- «Невада- Семипалатинск »

2 группа- «Охрана воды»

3 группа- «Охрана почвы»

4 группа- «Охрана флоры и фауны»
1) 1-группа. Спишите местоимения, определите падеж, укажите начальную форму, разряд.

У вас-….., к ним-….., с кем-нибудь-….., не с кем-……., над тобой-……

ни от кого-…, какие-нибудь-……, собой-….., о вас-…….не у кого-…...

2)2-группа. Раскройте скобки, объясните написание местоимений.

Мальчик хотел (о) чем(то) спросить, что(то) сказать.

3)3-группа. Спишите, раскройте скобки.

(Надо) мною неба синий шелк. Вернуться домой (не)было (н…)какой возможности. Когда увлечешься работой, н…(о)чем (не)хочется больше думать.

4)4-группа.Об этом фильме я уже (кое)что слышал. Туристов (не)смутили (н…)какие предупреждения о трудностях в пути.

Выступление 1 группы.

2 .Биология. В настоящее время температура на всей территории ядерного полигона увеличена на 5-6 градусов, словно земля была нагрета на огромной плите. Таким образом можно свидетельствовать о возникновении в данном районе термодинамической аномальной зоны. Кроме того в данной местности все подверглось мутации помимо живых организмов были затронуты вода и геологические породы. Взрывы изменили концентрацию и плотность геоплазмы , то есть холодной плазмы Земли. В итоге получилась небывалая по своим размерам техногенная геоаномалия. Данная аномалия спасобна отрицательно отразиться на здоровье людей. Впервую очередь пострадает иммунная система человека. Она создает благоприятные условия для развития различных вирусов и бактерий, а также способствует появлению таких заболеваний, как атипичная пневмония.

Выступление 2 группы « Охрана воды» .
Не секрет, что вода является самым распространенным веществом на Земле. Объём гидросферы нашей планеты очень велик. И человечество использует лишь небольшую часть пресных вод. Но проблема в том, что 98% запасов воды составляют океанические соленые воды и только 2% общего объема гидросферы пресные воды (речные, подземные, озерные), а используемая часть составляет менее 1% общего объема всех вод. В этом и состоит одна из причин угрозы нехватки воды, а вторая в том, что Казахстан относится к категории стран с большим дефицитом водных ресурсов. Наиболее загрязнены реки: Иртыш, Нура, Сырдарья, Или, озеро Балхаш. Загрязнению так же подвержены подземные воды, являющиеся основным источником питьевого водоснабжения населения. Водоисточники загрязняются с точными водами промышленных и коммуникально - бытовых предприятий. Основными загрязнителями считаются предприятия черной и цветной металлургии, нефтяной и химической промышленности. Для того, чтобы понять, что проблема нехватки воды стоит очень остро, предлагаем посмотреть следующую демонстрацию.
«Представьте, что трехлитровая банка с водой символизирует водную оболочку Земли, включающую океаны, моря, озера, реки, подземные воды, почвенную влагу, водохранилища. Вода в стакане - подземные воды. Вода в рюмке - ледники. Человек в основном использует воду рек и озер - это 2%, что составляет количество воды в пипетке».

4.Новая тема. Семипалатинский полигон за свои 40 лет существования пережил 456 атомных взрывов. Радиация поглотила 3 поколения Казахстана, вызвав серьезные проблемы со здоровьем. И спустя 20 лет после закрытия, Семипалатинский полигон косит жизни и надежды местных жителей. Эпиграф урока слова Р.Сейсенбаева «Главное, что земля жива осталась и люди, её населяющее». (слайд)

Работа с учебником: Упражнение 2 на стр. 86.

«И - тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она - вечная колыбель, баюкающая нас. Однако эта иллюзия кратковременна, ибо, словно огненная колесница бога войны спустилась с небес и прокатилась по вершинам Чингизских гор: «Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу - в ноги, в грудь, в лицо: … земля вздымалась, как необъезженный конь; степи, горы в последнем потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Я видел, высунувшись из-под кошмы, - огромный гриб заполнил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимым буйным соцветием красок. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть.
Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, и в адские эти звуки внезапно вплелся ещё один - отчаянный, режущий уши звук ли, плач? Я до сих пор не знаю, как правильно назвать этот страшный звук. Маленькая девочка в белом платьице бежала, увертываясь от скачущих каменных глыб. Я и сам не заметил, как выбрался из-под кошмы и, стоя во весь рост, оцепенело глядел ей вслед. Огненный гриб тяжело поднимался, слепили глаза яркие вспышки, по качающейся земле неизвестно куда убегала маленькая девочка… Её крик резал мне уши. Земля вновь задрожала, теперь ещё сильнее…».

  1. Слово учителя : - С помощью художественных средств автор передает свои горькие раздумья об испытании атомного оружия, мучениях земляков, животных и его личные переживания, смерть девочки Кенже от взрыва бомбы - всё это относится ко всей планете. В центре всего рассказа - обобщающий образ Земли, истощаемой человеком. Первой жертвой испытания оружия массового уничтожения стала красивая девочка Кенже, первая - за ней сотни, тысячи, миллионы. Смерть Кенже опять-таки символизирует гибель красоты жизни на земле, гибель всего голубого шара. Р. Сейсенбаев показывает неотвратимое движение к катастрофе. Всегда ли достижения науки служат на благо человечества?

1-группа:Автор рассказа «День ,когда рухнул мир» Р. Сейсенбаев был очевидцем испытания водородной бомбы на полигоне близ города Семипалатинска. Писатель, видный общественный деятель Р.Сейсенбаев родился в 1946 году в Абайском районе. (слайд№4)

2-группа: В 1995 году в Великобритании роман Р.Сейсенбаева «Мертвые бродят в песках» был признан лучшим зарубежным произведением. Полученную премию писатель потратил на то, чтобы открыть Дом Абая в Лондоне, так же издавал журнал «Аманат» и серию книг «Аманат» (слайд№5).

3-группа: Президент страны Н.А.Назарбаев поддержал идею Р. Сейсенбаева. Роман «Будущий хлеб взойдет на трупах» является продолжением рассказа. «День, когда рухнул мир». Этот рассказ был переведен на многие языки, а в Англии даже был включен в школьную программу по внеклассному чтению.( видеофильм «Семипалатинский полигон»)4-группа. Биология. В районе ядерных испытаний были проведены экспертами дополнительные исследования.Взяты пробы из водоемов, с растении и сельскохозяйственных животных.Таким образом, ученые пришли к выводу что главную опасность для человека представляет вода. Известно, что вода обладает резонансной спектральной памятью, поэтому под воздействием ядерных взрывов изменяется ее электронная структура. Когда человек длительное время употребляет такую изменную воду. То его организм постепенно разрушается. 3.Синтаксический разбор предложения. (Кто быстрее?)1.Казахские биофизики смогли создать вакуумные антиэнтропийные нейтролизаторы, которые способные не только устранять последствия ядерных взрывов, но также еще и превращать «мертвую » воду в «живую».

1.двусоставное, полное, распр.

2.односоставное, полное, распр.

3. односоставное, полное, распр.


  1. Ученики читают документный материал.

1-группа. Кеширим Бозтаев пишет:« Далеко в степи находился современный, белокаменный город с благоустроенными коммуникациями, дорогами, площадями. Город стоял на берегу Иртыша, выглядел компактно и уютно. Были там большие и красиво отделанные магазины,дом культуры, музей , типовые школы, гостиницы, рестораны, детские сады, ясли, коттеджи. В 1949 году построили коттедж для Берии, он там жил два дня.»(г. Курчатов. Коттедж Берии) (слайд)

2-группа. Потушив очаги, местные жители покидали свои дома . Они держали путь подальше от родных мест, точно не зная причины своего переезда. А многие тогда не знали, что они навсегда покинут землю своих предков. Например, место, где наблюдали за взрывами, была зимовкой писателя Сапаргали Бегалина, аул Шынжы, где сделаны окопы- был родным аулом Бибигуль Тулегеновой.

3-группа.Сейчас невозможно объективно оценить ущерб, нанесенный здоровью людей. О полигоне есть книга К.Бозтаева «Семипалатинский полигон», Рымгали Нургалиева «Рассказы полигона», и другие произведения Р. Сейсенбаева.

О полигоне еще будет написано немало исследовательских, научных трудов, художественных и публицистических произведений.

7.Работа с классом.

1.Придумайте предложения, употребляя отрицательные местоимения.

а) Никогда на нашей земле не должен взрываться бомбы.

б) Никто не должен вынужденно переселять людей.

в) Ничто нас не должен тревожить.

г) Нигде не должен плакать ребенок.

д) Чтобы никогда не было ядерной войны.

1. Выступление 3 - группы «Охрана почвы»
«Представьте, что земля-это яблоко. Разрежьте его на 4части.3 из них символизируют океаны. Оставшуюся ¼ часть разрежем ещё на две части. Одна -это болота, пустыни, другая - заселена людьми. Эту часть разрежем ещё на 4 части-3 из которых не могут продуцировать пищу из-за её непригодности. Снимаем кожуру с последней части(1/32).Вот эта кожица и есть почва, которая производит с/х продукты для всех жителей Земли.
Почва - это природное образование, толщиной от 1,5 - 2 сантиметров до 2-х метров. Ее важнейшее свойство - плодородие. Последние годы большой проблемой в Казахстане стало резкое снижение плодородия почв их эрозия. Угрожающие размеры приняло техногенное загрязнение, ускоряющее процесс опустынивания. В почве накапливаются соединения мышьяка, ртути, меди, свинца. Наблюдается загрязнение нефтепродуктами, пестицидами. Это крайне негативно сказалось на состоянии фауны и флоры. Уже сейчас по республике 80 процентов естественного ареала обитания животных и растений пришли в негодность, им нанесен экологический ущерб.
Как яблоко на блюдце
У нас Земля одна
Не торопитесь люди
Все выскрести до дна
Немудренно добраться
До скрытых тайников
Разграбить все богатства
У будущих веков
Мы общей жизни зёрна
Одной судьбы родня
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
(М.Дудин)

  1. Чтение стихотворения Вячеслава Кобрина

«Исповедь атомных солдат». (слайд)

И каждый взрыв казался нам красивым!

За время полигонной службы мы.

С лихвою радиации хлебнули

И от семипалатинской чумы.

Друзья - солдаты навсегда уснули,

Кому, скажите , мы нужны сейчас?

Мы на живых покойников похожи...

Кто защитит сегодня слабых нас.

(найти местоимения)

Выступление 4 группы «Охрана флоры и фауны» Ребята, читая стихотворение Н.Епишевой «Остров», моделируют его на магнитной доске.

В далеком-далеком туманном просторе
Средь волн океанских стоял островок.
Кругом волновалось безбрежное море-
На север, на запад, на юг, на восток.
А остров был голый и очень печальный.
На нём никогда ничего не росло.
Но раз из страны экзотической, дальней
Десяток семян на него занесло.
Расти семенам, ничего не мешало
(На редкость такие ещё острова).
И солнце светило, и влаги хватало.
И стала на нём пробиваться трава.
И стал этот остров красивым, зелёным.
И стали к нему подходить корабли.
Нечасто встречается в море солёном
Такой вот уютный кусочек земли.
Однажды был ветер, и море штормило,
И брызги летели до самых небес.
И к берегу старое судно прибило.
Везущее мыло, пшеницу и лес.
Итог- шесть пробоин. Команда на шлюпках
Спаслась, уплыла неизвестно куда
И не было словно минут этих жутких.
Утихла вода, миновала беда…
Про остров мы все рассказали подробно
И здесь оборвать бы истории нить,
Но мышки из трюма приплыли на брёвнах,
Приплыли и стали на острове жить.
Да кроликов пара из клетки разбитой.
Которая тоже на судне была.
Во время крушения залезла в корыто
И тоже до острова в нем доплыла.
Так новая экосистема сложилась.
Живут - поживают и травку жуют.
…Недолго спокойствие это продлилось :
Где жертва , там хищник всегда тут как тут .
На опыте знаем мы аксиому
(любой ,даже кролик , ее подтвердит ):
Где есть один хищник , там долго ль другому -
Придет , проползет . прибежит , прилетит !
И вот уже беркут туда прилетает .
Лиса или ласка .Ему всё равно .
А коль не поймает , так мышку задавит :
Иного природой ему не дано !
…Порядок сложился на многие годы
И не было бы , может , нарушен вовек .
Но тут появился властитель природы -
Великий , могучий …и злой человек .
И вот он наводит другие порядки -
Он начал лисичек и ласок ловить.
Распахивать землю под поле и грядки
И ставить капканы, и кроликов бить .
Что сделает он ? Неужели разрушит
Порядок , что мог закрепиться в веках
На этом кусочке ,оторванном суши ?
Решайте ! Решайте , он в ваших руках .

Учитель: Конец ХХI века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.
Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже ХХ-ХХI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.
Что же несет идущий век - новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150,200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз?

Работа с карточкой по теме «Правописание не- и ни- в отрицательных местоимениях».

- Что выражают отрицательные местоимения? - Как они образуются?

- Какие отрицательные местоимения не имеют формы именительного падежа?

Решите кроссворд. Приз «Знатоку местоимений». (слайд№9)

  1. Местоимение 1л. ед.ч. в Р.п.

  2. Возвратное местоимение в Д.п.

  3. Местоимение, указывающее на неопределенное количество.

  4. Вопросительное местоимение: какой по порядку.

  5. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он.

  6. Неопределенное местоимение, синоним местоимения что-то.

  7. Относительное местоимение, указывающее на признак предмета.

  8. Личное местоимение 3 л. мн.ч.

  9. Неопределенное местоимение: неизвестно кто.

Открытый урок Отрицательное местоимение

Итоги урока. (слайд) Учитель: Конец ХХI века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.
Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже ХХ-ХХI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.
Что же несет идущий век -новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150,200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз?

2.Синтаксический разбор предложения:

1-группа.

а)Главное, чтоб земля жива осталась и люди, её населяющее.

б) -Ты разве не видишь, что она поседела?- сказал дед сердито.

в) Знаю, это к беде, но я ничего не могу с собой поделать.

2-группа.

а) Разве вы не знаете, что американцы уже сбросили атомные бомбы на Японию.

б) Ты не знаешь, что наша земля - это земля великих и святых людей.

в) Веками жили мы в этой степи, мирно кочуя и никого не ообижая.

3-группа.

а) Это наша Родина, и пусть он ответит, что хотят с ней сделать.

б) Я даже не догадывался тогда, что за одно только упоминание имен Абая и Шакарима людей ссылали в Сибирь.

в) Мера вынужденная- мы хотим спасти страну от американского нашествия.

4-группа.

а) Вот ты из Семипалатинска приехал, так вся наша степь от аула до Семипалатинска была человеческими трупами покрыта- голод, ты знаешь, что это такое?

б) Смерть, она не уехала вместе с людьми в Аягуз и Семипалатинск, она ждет нас в глубине Чингистау.

в) Знаю, это к беде, но я ничего не могу с тобой поделать.

10.Объяснение дом. задания: стр.87, упражнение 7,8.

Список использованной литературы:

  1. «День ,когда рухнул мир» Р. Сейсенбаев «Жазушы», 1990 г.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» - М.: Просвещение, 2010 г.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2011 г.

  3. Колчанова С.С. Поурочные планы по русскому языку по учебнику Баранова М.Т.. 6 класс. - Волгоград: Учитель, 2007 г.

  4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс.- М.: Просвещение, 2011 г.

  5. Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников. - М.: Тригон, 2004 г..



© 2010-2022