Понятие о бессоюзном сложном предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Понятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииПонятие о бессоюзном сложном предложенииУрок №1

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Смысловые связи в бессоюзном сложном предложении

Цели:

  • Образовательные:

  • обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме;

  • совершенствование умения находить БСП в тексте.

  • Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  • развитие умения аргументировать, доказывать;

  • развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

  • правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

  • Воспитательные:

  • формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП.

Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация MS Power Point , карточки, лист самоконтроля.

Используемая литература:

  1. Анненкова И. .Русский язык в тестах и упражнениях «Литера» - 2004

  2. Рудяков А.Н., Фролова Т.Я. Русский язык: Учебн.для 9 кл. - К.: Грамота, 2009. - 264с.

  3. Егораева Н.В. Интенсив. Русский язык. М.,»ВАКО» 2005

  4. Жагорина А.С. Нестандартные уроки русского языка «Корифей» 2008

  5. И.В.Миловидова. Тесты по русскому языку. «Экзамен» 2007

Ход урока

  1. Мобилизующий этап «Разминка».

Цель: создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

Приём «Кроссворд» (Решив кроссворд, ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

Б

Е

С

С

О

Ю

З

Н

О

Е


  1. Приставка в слове беспокойный (бес-)

  2. Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

  3. Суффикс как в слове сонный (-Н-)

  4. Окончание прилагательного ср.рода ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

- Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока.

- Ответы учащихся.

Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»

Учитель: Оцените своё первое задание и поставьте оценку в лист самоконтроля и взаимоконтроля (Помните: за каждую правильно угаданную морфему поставьте себе 3 балла = 4 х 3=12б.)

  1. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель: создание ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставят себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.

1. Приём «Цель и цели»

Учитель: сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова:

1)Познакомиться с …

2)Учиться …

Учащиеся формулируют цели урока.

-Сообщение целей урока учителем.

III. Контрольно-подготовительный этап.

  1. Приём «Согласен - не согласен». Взаимоопрос в малых группах по теме «Синтаксис сложного предложения»: класс объединяется в группы по 4-5 человек; руководит работой, оценивает и сообщает результаты консультант из наиболее подготовленных учеников.

  2. Приём «Знаю - не знаю» (самостоятельная работа)

Найти соответствия, проверяем через слайд №11

Сложносочинённое предложение

Вы должны были, братья, устоять, как стена.

Простое предложение с деепричастным оборотом

Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.

Бессоюзное

сложное предложение

Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..

Предложение

с однородными членами

Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

Сложноподчиненное предложение

Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

Простое предложение с обращением

Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

Правильный ответ: 1-Е, 2-В, 3-Г, 4-Б, 5-Д, 6-А.

Учитель: Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените задание, поставьте оценку в лист самоконтроля и взаимоконтроля (Помните: за каждую правильно угаданную пару поставьте себе 2 балла = 6 х 2=12б.)

IV. Этап сотворчества.

Цель: поддержка активности, интереса учащихся, совместное решение задачи урока.

  1. Изучение новой темы.

Учитель: обратимся к схеме:

Предложение

СП ПП

С С

ССП СПП БСП

Учитель: (Работа в парах) Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую - , знаком ? - информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях

( + материал слайда 4)

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.

В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:

1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).

Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.

2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:

а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно):

Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.

б) вторая часть дополняет смысл первой (= что):

Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.

в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):

Я удивился: в двери торчала записка.

Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).

3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая - резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:

а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:

Тише едешь - дальше будешь.

Прихожу к колодцу - никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).

В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть - аналогом главной части.

б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:

Не успел я моргнуть - мяч уже в воротах.

в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:

Молвит слово - соловей поет.

г) вторая часть содержит противопоставление:

Семь раз примерь - один раз отрежь.

Учитель:

-Что в тексте показалось вам понятным?

-Что оказалось новым, совсем непонятным?

-Что требует дополнительных разъяснений?

А теперь всю полученную информацию попробуйте занести в кластер, систематизировать её. Для этого помещаем изучаемое понятие в центр листа (слайд 5)

Цель приёма «Кластер»: активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые.

Типы БСП

Со значением

перечисления

(смысловое равноправие)

Со значением

пояснения, причины, дополнения

В первой части заключена основная часть высказывания

Со значением условия, времени, сравнения,

противопоставления

Вторая часть предложения:

- раскрывает содержание первой

(= а именно)

- дополняет смысл первой (= что)

- раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):



Функциональный эквивалент придаточного предложения

В первой части:

- указание на условие или время совершения действия;

Во второй части:

- указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий;

- находится сравнение с тем, о чём сказано в первой части;

- противопоставление.


Учитель: Оцените работу друг друга в группе и поставьте оценку в лист самоконтроля и взаимоконтроля (от 2 до 12б.)

Обобщение:

  • С помощью каких средств передаются смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?

  • Каким образом передаётся в устной речи смысл бессоюзного сложного предложения?

Учитель: Запишите данные ниже предложения в таком порядке:

  1. Сложное с разными видами связи.

  2. Бессоюзное.

  3. Простое.

  4. Сложноподчинённое

- и вы восстановите стихотворение В. Лившица «Весна».

  • Из-под ворот бегут ручьи; галдят весёлые грачи.

  • И понимает белый снег, что уж лежать ему не век, что он растает вскоре!

  • С деревьев каплет, с крыш течёт, и кто же не заметит, что жарче солнышко печёт и ярче в окна светит?

  • Уже успела проглянуть земля на косогоре.

  1. Закрепление

1)Разберём отрывок из «Бежина луга» И.С.Тургенева.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кой-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розоватыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.

-Для чего в этом отрывке так много БСП?

Ответ учащихся: для создания цельной картины природы.

2) Дифференцированная работа:

  • для учащихся, которые разобрались в теме урока:

- замените бессоюзные предложения возможными вариантами сложных союзных предложений:

1. Был замечательный тихий вечер; мы вышли погулять.

2. Сквозь занавеску стал пробираться яркий свет - я проснулся.

3.Собака сорвала голос: вместо яростного лая доносился визг.

Составьте схему: 1-й в. - предложения, в котором присутствует слово с чередованием гласной в корне;

2-й в. - предложения, в котором присутствует слово с непроизносимой согласной.

  • для учащихся, которым необходима помощь учителя:

- работа с учебником: упр. 244 - объяснительное письмо с определением значения БСП.

(Учащиеся, быстро справившиеся с предыдущими заданиями, получают тесты по теме урока)

3) Выполнение теста с последующей проверкой.

V. Рефлексивный этап урока

Учитель: Прочитайте предложения, укажите, в чём их различие; пользуясь справочной кластером, дайте характеристику бессоюзным сложным предложениям; ответьте на вопрос:

  • Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от союзных?

В небе светило яркое солнце, и на земле всё сверкало и слепило глаза от снега.- Когда в небе светило яркое солнце, на земле всё сверкало и слепило глаза от снега.- В небе светило яркое солнце, на земле всё сверкало и слепило глаза от снега.


  • Чему научились сегодня на уроке?

  • Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

  • Какое задание показалось трудным и почему?

  • Чему вы учились, работая в паре?

Приём «Синквейн»

По итогам урока составьте синквейн о БСП. (Синквейн - пятистишие, по содержанию отвечающее теме). Поскольку синквейн - творческое задание, можно излишне не канонизировать его форму.

VI. Итог урока:

  • Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

  • Достигли ли вы их?

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас - розовые и сиреневые цветы. Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе розовый цветок, если не понравилось - сиреневый (приём «Букет настроения»)

VII. Определение домашнего задания.

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Варьирую задание на дом по уровням.

Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы.

Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет.

Всем: 1. Выучить правило на стр.94-95, упр. 72 р\т.

На выбор: 2. Написать сочинение по тексту урока «Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении»

3.Составить кроссворд по теме «Бессоюзное сложное предложение»

VIII. Самооценка результатов деятельности. Выставление общего балла учащимися. Выставление оценок учителем.




© 2010-2022