- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Роль педагога в предупреждении негативных явлений в подростковой среде (на примере уроков литературы)
Роль педагога в предупреждении негативных явлений в подростковой среде (на примере уроков литературы)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мурзаева Е.А. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль педагога в предупреждении негативных явлений в подростковой среде (на примере уроков литературы)
Мурзаева Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы , республика Хакасия, МБОУ Бейская школа-интернат.
Ни для кого не секрет, что с негативными явлениями в подростковой среде мы встречаемся так часто, что начинаем к ним привыкать и называем слишком просто: отклонения в поведении, неадекватность или даже употребляем новое слово в психологии - девиантное поведение. А ведь по сути всё это звенья одной цепи. Если присмотреться повнимательнее, то всякое отклонение от нормы - это некий звоночек, сигнал о бедствии, о неблагополучии, который посылают нам дети в надежде на помощь, на понимание, на сочувствие, будь это агрессивное поведение или невыученный урок, нарушение дисциплины, курение и так далее.
Мы , взрослые, конечно, обращаем на это внимание, но внимание оценочное , пытаемся давить, притягивать к общепринятым нормам, вместо того, чтобы помочь в разрешении возникших трудностей, сложностей, а поведение чаще всего ухудшается, переходит на новый, более серьезный уровень. Так и идет по цепочке: нарушения в поведении, неуспеваемость, конфликты, агрессивное поведение, насилие и жестокость по отношению к окружающим, порча школьного имущества, пропуски уроков, а потом уже и правонарушения, преступления и разного рода зависимости.
Прежде всего мне бы хотелось определиться, с чем же мы «боремся», с каким «врагом»? А потом уже искать выходы : как бороться, что для этого нужно и какова роль учителя в этом процессе, и особенно учителя словесности?
Как известно, любую болезнь лучше предупредить, чем лечить. «Болезнь» современных подростков заключается в том, что дети не умеют выстраивать отношения с окружающими сверстниками и взрослыми, и этому есть определённые причины. Исходя из собственного многолетнего опыта работы с подростками, я бы поделила подростков, склонных попасть в негативную ситуацию, на 3 группы:
1 группа: это дети циничные и грубые, они занимают позицию эгоцентризма, у них на первом месте только своё мнение, другие мнения они даже не рассматривают, агрессивны, имеют искажённое мнение о товариществе, склонны к потребительству и стремятся к лидерству.
2 группа: дети, откровенно стремящиеся к подражанию несовершеннолетним преступникам, они не видят ничего аморального в преступлении, для них это, скорее, способ показаться более взрослыми и самостоятельными.
3 группа: это дети безвольные, легко внушаемые, поддающиеся различным влияниям и неверящие в свои силы.
Психологи назовут не одну, а десятки причин отклонений в поведении подростков: и неблагополучие в семье, и несостоятельность семейного воспитания, и бурно протекающий подростковый кризис, и явления окружающей жизни, в которую так стремительно вошёл интернет, и так далее.
Но я бы выделила основную, которая присутствует и попросту объединяет все: это то, что современное общество с катастрофической быстротой теряет нравственные ориентиры, а дети стали губкой, которая впитывает всё отрицательное.
Вот тут и встаёт перед учителем, именно учителем литературы, сложнейшая задача: привить ребёнку общечеловеческие ценности, научить культуре поведения, не
допустить того, чтобы ребёнок попал в негативную среду. Начать можно с самого простого: учить ребёнка доброте.
Достоевский Фёдор Михайлович устами своего героя князя Мышкина сказал так: «Красота спасёт мир». Естественно, Достоевский имел в виду не внешнюю красоту, а красоту нравственную и видел торжество Красоты в абсолютной гармонии милосердия, добра и гуманизма. Поэтому его фразу можно смело перефразировать : «Доброта спасёт мир». Именно это качество необходимо сейчас всем: и взрослым, и детям, потому что надежды Достоевского на спасение мира не оправдались: со времён великого писателя общество добрее не стало.
А мне вспоминается стихотворение Андрея Дементьева, которое он назвал очень просто «Доброта»:
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Стихотворение замечательное, но можно поспорить с автором по поводу того, что образованию не хватает сил тронуть детскую душу.
Уроки литературы - это достойнейший пример нравственного воспитания . Начнём с кладезя народной мудрости - устного народного творчества. Русский народ тысячу лет назад уже определил устои общества :
Лежачего не бьют. (Спросите у детей, кто следует этому правилу?)
Ласковое слово что весенний день. (Лексикон современных детей иногда просто пугает).
Господин гневу своему - господин всему. (Это то, что мы называем управлением своими эмоциями).
Чем сердиться, так лучше помириться.
Можно обратиться к фольклору других народов, вот татарская пословица:
Хочешь яблока - ухаживай за яблоней. ( Это к всё возрастающему потребительству современных подростков)
Каждый сверчок знай свой шесток. (Здесь осуждение высокомерия).
Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся. (Взаимопонимание и поддержка).
Не будь овцой, а то волки съедят .(Слабоволие и чужое влияние)
Людей не суди, на себя погляди. (Критическое отношение к себе и адекватная самооценка)
Я не буду давать анализ произведений, которые несут позитив и нравственность. Хочу добавить, что нужно всегда обращать внимание на эмоциональное состояние ребёнка. На уроках литературы должно идти обсуждение литературного произведения через общение с детьми, обязательно нужно соотносить события литературные с детскими проблемами, разрешать их тут же на уроке, внушать детям оптимизм, учить их радоваться жизни. Помощь педагога иногда становится просто не оценима, потому что зачастую именно ему , а не родителям, удаётся увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и так далее.
Могу лишь предложить несколько фрагментов разных уроков:
-При изучении темы «Лексика» в 5 классе в качестве дидактического материала не давать детям отвлечённые понятия, а дать карточки с душевными качествами.
Задание: к слову «милосердие» придумать антонимы и синонимы. Кто больше?
Синонимы: доброта, гуманизм, гуманность, добросердечие, доброжелательность, прощение, понимание, сочувствие, сострадание.
Антонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
- У Елизаветы Ауербах есть цикл рассказов, которые так и называются «Маленькие рассказы». В старших классах, когда дети стоят на распутье, когда для них становится неважным не только авторитет учителя, но и родителей, можно дать для внеклассного чтения рассказ из этого цикла «Я поздно понял». А после прочтения предложить написать мини-сочинение «Мои жизненные правила», именно «Правила», а не «Ценности».
В этом рассказе есть замечательные строки : «Чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить,- это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться».
К сожалению, главный герой это понял слишком поздно, зато его пример может для других служить уроком.
- При изучении любого произведения можно раздавать детям стикеры с незаконченными фразами:
Главным для меня при чтении этого произведения было, то …
Теперь я буду знать, что…
Меня огорчило то, что…
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы…
Дети должны их закончить.
Хотела бы закончить сообщение строчкой, недавно прочитанной -« Литература - это совесть общества»-,
И стихами Николая Заболоцкого:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Список использованной литературы:
1.Ф.М.Достоесвский «Идиот» .Москва. Художественная литература. 1990 год
2.А.Дементьев. Сборник стихов «Азарт». Москва. Советский писатель 1986 год
3.Н.Заболоцкий. Стихотворения . Москва. Художественная литература 1998 год
4.Сборник пословиц и поговорок. А.Н. Афанасьев. Издательство Красноярского университета. 1988 год.
5. Е.Ауербах «Маленькие рассказы»
liveinternet.ru/users/auriki/post168905643/
6. nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/08/09/osobennosti-profilaktiki-sotsialno-negativnykh-yavleniy-v Сообщения педагогов - психологов
Приложение:
-
Раздаточный материал.
-
Е. Ауербах «Я поздно понял» текст рассказа.
5