- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ССП с разделительными союзами. 9 класс
ССП с разделительными союзами. 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ештаева Н.П. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Күні Сынып Сабақ Пән
Дата _____ Класс___9___ Урок № __19__ Предмет русский язык
Тема: ССП с разделительными союзами.
Цели урока:
- учащиеся повторят и углубят свои знания по ССП с разделительным союзом, повторят материал по ССП с соединительными и противительными союзами;
• развивать умения и навыки нахождения ССП, определять значения между простыми предложениями в составе ССП;
• формировать умение работать в группе, выслушивать мнение друг друга.
Материальное обеспечение. Учебник, тетрадь, тест, оценочный лист
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
-
Ұйымдастыру кезеңі
Орг. момент
Приветствие.
Запись числа и темы урока.
Сообщение цели урока.
Психологический настрой.
Деление на группы ( 3*3) Прием «Молекула»
-
Актуализация знаний. 4 балла
(задается вопрос учителем, дается время на обсуждение в группе, отвечает спикер от каждой команды, при каждом вопросе спикер меняется)
1 . Что мы называем ССП?
2. Назовите виды ССП?
3. Перечислите соединительные союзы.
4. Перечислите противительные союзы.
Синтаксический разбор. 2 балла (5 минут на работу в группе, выступает 1 из учеников от группы)
Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.
Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
( подчеркнуть грамматические основы, заключить в квадратные скобки части сложного предложения, найти союз и охарактеризовать его)
-
Работа по теме урока. За правильный ответ по 0,5 балла
Вы определили, что союз не то - не то является разделительным.
Вспомните все союзы, которые относятся к разделительным в ССП. (то-то, или, либо, не то - не то, то ли - то ли)
-Какое значение они обозначают? (чередование или взаимоисключение)
!!!Союзы то ли - то ли, не то - не то выражают взаимоисключение с оттенком предположения. Они не используются в официально-деловом и научном стилях речи.
-
Закрепление.
Упражнение 99 ( у доски) ( по одному ученику от группы, по одному предложению)
Упражнение 102 (индивидуальная работ , взаимопроверка в группе, анализ работ в группах)
P/S Упражнение 103
-
Итог урока. Рефлексия.
Что повторили на уроке?
Что было сложным?
Что осталось непонятным?
Оставить СМС (отзыв об уроке)
Что понравилось…..
Что не понравилось…………..
-
Домашнее задание.
Стр.67 упражнение 104
Критерии оценивания урока «ССП с разделительными союзами»
Название группы _________________________________ Класс___9_____
№ п/п
Этапы заданий
Баллы за задание
Баллы ученика
1.
Актуализация знаний
4 б
2.
Синтаксический разбор
0,5 (2 б)
3.
Работа по теме урока
0,5 (1 б)
4.
Закрепление
упражнение 99
0.5 (1.5,)
упражнение 102
2б
Р/S упражнение 103
0,5 (3б)
Итого:
13,5 б
Оценка:
Шкала оценок:
«5»- 10-13,5 баллов;
«4»- 6-9,5 баллов;
«3»- 2-5,5 баллов.
Критерии оценивания урока «ССП с разделительными союзами»
Название группы _________________________________ Класс___9_____
№ п/п
Этапы заданий
Баллы за задание
Баллы ученика
1.
Актуализация знаний
4 б
2.
Синтаксический разбор
0,5 (2 б)
3.
Работа по теме урока
0,5 (1 б)
4.
Закрепление
упражнение 99
0.5 (1.5,)
упражнение 102
2б
Р/S упражнение 103
0,5 (3б)
Итого:
13,5 б
Оценка:
Шкала оценок:
«5»- 10-13,5 баллов;
«4»- 6-9,5 баллов;
«3»- 2-5,5 баллов.
Синтаксический разбор
Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.
Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
Синтаксический разбор
Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.
Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
Синтаксический разбор
Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.
Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
Синтаксический разбор
Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.
Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
Синтаксический разбор
Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.
Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
Сложносочиненные предложения Тест № 2 (вариант 1)
1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?
-
тоже, либо, зато;
-
и, да, тоже;
-
да, не то...не то;
-
однако, или, но.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении
Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).
-
соединительный;
-
противительный;
-
разделительный.
3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:
-
Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).
-
Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью(Чехов).
-
Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький).
-
Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали
свои приключения товарищам (Каверин).
4. Укажите сложносочиненное предложение:
-
Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой
-
Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).
-
Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).
-
Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.
5. Укажите сложносочиненное предложение, в котором есть общий
второстепенный член:
-
Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном
-
Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев).
-
Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).
-
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).
6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).
1)1,2,3 2)2,3; 3)1,3; 4)3.
7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:
Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара
и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол
(Гладков). 1)1 2)2; 3)3; 4)4.
8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
-
Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча!
-
Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каверин).
9. Укажите сложносочиненное предложение с соединительным союзом:
-
Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).
-
Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).
-
Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно (
10. Сколько простых предложений в составе сложного?
Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).
1)2; 2)3,
11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении? На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин
-
их не зовет;
-
не зовет его;
-
не зовет рожок.
12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Так навеки и осталась церковь (I) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5)диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).
1) 1,2,3,4,5,6;
2)2,3,4,5,6;
3)2,3,4,5.
13. В каком предложении не нужны знаки препинания?
-
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).
-
Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно пролетит подслеповатая сова (Абрамов).
-
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).
-
Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).