Задачи словарно-фразеологической работы на уроках русской литературы

Задачи словарно-фразеологической работы на уроках русской литературы. К.Т. Мукажанова,  учитель русского языка и литературы средней школы им. Ш. Уалиханова Райымбекского района Алматинской области          Словарно- фразеологическая работа - одна из важнейших звеньев процесса осмысления художественного произведения и развития речи учащихся. Слово является основной единицей сообщение, так как только оно обладает предметным значением. Без слова нет предложения, без предложения не может быть связно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Задачи словарно-фразеологической работы на уроках русской литературы.

К.Т. Мукажанова, учитель русского

языка и литературы средней

школы им. Ш. Уалиханова

Райымбекского района Алматинской области


Словарно- фразеологическая работа - одна из важнейших звеньев процесса осмысления художественного произведения и развития речи учащихся. Слово является основной единицей сообщение, так как только оно обладает предметным значением. Без слова нет предложения, без предложения не может быть связной речи.

Основные задачи словарной работы в национальной, в частности, в казахской школе можно свести к следующему:

  1. Обеспечить систематическое обогащение активного словарного запаса учащихся в коммуникативных и учебных целях наиболее частотной, продуктивной лексикой. Важнейшее значение при этом приобретает определение словарного минимума по этапам обучения в пределах требований программы, разработка наиболее рациональных способов семантизации и закрепления активизируемой лексики речевой практике учащихся.

  2. Помочь учащимся осознать и оценить идейно- художественное богатство русской литературы, усилить ее влияние на формирование их мировоззрения, этических и эстетических идеалов.

Успех в решении этой задачи обеспечивается проведением словарно- фразеологического анализа художественных текстов; постоянным вниманием к социальной и нравственной проблематике, а также к стилистическим средствам речи, развивающим у школьников эстетические представления и языковые чутье; обеспечением словарного минимума необходимой лексикой, связанной с историко- литературной, теоретике-литературной, нравственно-психологической тематикой.

  1. Подготовить учащихся к самостоятельному чтению в оригинале текстов художественной, публицистической, научно-популярной литературы. Реализация этой задачи связана со стимулированием самостоятельного чтения учащихся с обогащением их речи (наряду с активируемым минимумом) пассивным словарным запасом.

Следует стремится к тому, чтобы внимание учащихся к словарно- фразеологической работе поддерживалось на всех этапах чтения и изучения литературного произведения. Большое значение при это имеют качество изложения, формы подачи материала, применение средств наглядности всех видов.

Учителя казахской школы на каждом шагу сталкиваются с ограниченностью активного словаря учащихся. В устной и письменной речи школьники часто довольствуются примитивным штампованным фразами. «Некрасову в детстве жилось плохо. Отец у него был очень плохой»,- говорят ученики, излагая биографию Некрасова. Слово жестокий, суровый, несправедливый не стали их активным достоянием, хотя они и встречались в художественных произведениях, в учебных статьях.

«Барыня была плохая, а Герасим хороший»,- так характеризуются персонажи повести Тургенева «Муму». Произвол, праздность, жестокость крепостницы опредеоны одним словом- плохая. Столь же примитивно обрисовываются привлекательные качества Герасима: его трудолюбие, честность, твердость характера вместились в нейтральное слово широким семантическим диапозоном- хороший.

Обогащение активного словаря учащихся- длительный процесс. Особенно сложно научить их подбирать нужное выразительное слово в контексте. Сталкиваясь с лексическим богатством русского языка и не находя порой должной опоры в родном, школьники затрудняются в выборе нужного слова из синономического ряда и допускают ошибки.

Желание «взять на вооружение»и ввести в свою речь максимум известных слов нередко вступает в противоречие с речевыми умениями и навыками. Например, характеризуя полковника из рассказа Л. Толстого «После бала», ученик заявляет, что полковник относился к дочери вежливо, а к татарину плохо слово «вежливо» в данном контексте является таким же не уместным, как и противопоставленное ему слово «плохо». «Бабушка держала Лермонтова очень нежно»,- утверждает другой, употребив словосочетание «нежно держать» по аналогии с «нежно любить». Рассказывая о повести «Тарас Бульба», ученик употребляет выражения: «Тарас относился к сыновьям гордо». После беседы выясняется: он хотел сказать, что Тарас гордился своими сыновьями.

Умелая, тактичная помощь учащимся в исправлении ошибок, поиски удачных вариантов, поощрение активного использования новых слов в речи- путь продуктивного освоения лексического богатства языка. Постепенное формирование сложных понятий, многократное использование емких слов в разных контекстах являются необходимыми этапами на пути закрепления лексики, а объяснение непонятных слов, встречающихся в новом тексте,- лишь начальная, первая аза их освоения.



© 2010-2022