Тестирование как один из видов подготовки учащихся к ЕГЭ

Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла. Между тем тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад «Тестирование как один из видов подготовки учащихся к ЕГЭ»

Учитель русского языка и литературы

Хомушку Римма Дмитриевна

Основным звеном образовательного процесса является контроль знаний, умений и навыков обучающихся, от организации которого зависит результат обучения. На современном уроке широкое распространение в практике учителей получает система контроля с использованием тестовых технологий.

Что же такое тест, тестирование?

Сегодня этот термин встречается довольно часто и в областях далеких от образования. Если мы говорим о педагогическом тестировании, то на мой взгляд, больше подойдет определение теста, которое я нашла в работе Анисимовой Людмилы Алексеевны «Тестовые технологии на уроках русского языка» и отметила у себя.

Заключатся оно в следующем.

Тестирование (от слова test - испытание, проверка). Тестирование применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям. В задачи тестирования не входит определение причин несоответствия заданным требованиям. Тестирование - один из разделов диагностики. Тестирование применяется в технике, медицине, психиатрии, образовании для определения пригодности объекта тестирования для выполнения тех или иных функций. Качество тестирования и достоверность его результатов в значительной степени зависит от тестера.

Форма теста признана в системе образования многих стран мира. Актуальность и выбор темы состоит в том, что проблема контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся - вечная проблема образования, и в разные времена предлагалось решать ее по-разному, преобладали то одни формы контроля, то другие, создавались контролирующие системы. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла. Между тем тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений. Основной задачей является показать положительные и отрицательные стороны тестовых технологий.

Тест - это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов.

Тесты - это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков, учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Структурными компонентами теста являются: тестовое задание - задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон - образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.

Поскольку тестовое задание - это некоторая задача, которую проходится решать испытуемому, то необходимо усвоить понятие задачи. Под задачей понимается сформулированное для испытуемого задание по достижению определённой цели в известных условиях раннее изученными методами деятельности.

При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запроектированным целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста, на основании которых оценивается эффективность любого теста. Важнейшими из таких показателей являются:

Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие, ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.

Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащейся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.

Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

Однозначность. Задание должно иметь единственный правильность ответ-эталон.

Равно трудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равно трудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавание и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе.

Составление с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля знаний и умений учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих данных.

Практика проведения тестирования позволяет констатировать факт того, что в силу исторически сложившейся в нашей стране обстановки, у испытуемых нет опыта работы с тестами. Это, в свою очередь, влечет за собой случайные ошибки. Следовательно, основным этапом процедуры проведения тестирования является подготовка испытуемых к работе с тестом. Речь идёт об инструктаже, целями которого В.И. Тесленко выделяет следующее: формирование у испытуемых представлений о целях тестирования; формирование определённых мотивов, отношения к предстоящей деятельности; ознакомление со специфическими особенностями конкретного теста, с которым предстоит иметь дело.

Процесс ознакомления с заданиями теста при групповом обследовании может быть организован разными способами, как в форме коллективного обсуждения заданий, так и в форме индивидуальной работы с печатным пособием. Следует помнить, что от выбора способа ознакомления испытуемых с правилами работы в процессе тестирования зависит уровень их самостоятельности, количество случайных ошибок и темп работы.

Тестирование в учебном курсе, так и в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества тестирования.

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

Тестирование - более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный - 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний - только из четырёх.

Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен - не менее четырёх часов.

Тестирование - это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки тестирования.

Разработка качественного тестового инструментария - длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.

Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Сценарий тестирования.

1. Обозначить цель тестирования, сообщить, какие результаты ожидаются.

2. Объяснить, почему обследуемые должны приложить максимум усилий для выполнения теста.

З. Медленно, громко, чётко озвучить инструкцию по работе с тестом.

4. Разобрать задания-образцы с целью проверки правильности понимания инструкции.

5. Объяснить правила заполнения бланка, предназначенного для ответов и правила исправления допущенных ошибок.

6. Вместе с испытуемыми заполнить в бланке рабочей таблицы необходимые общие сведения, проследив за правильностью заполнения.

7. Ответить на имеющиеся вопросы.

8. Сообщить о временном ресурсе.

9. Дать команду начать решение задач теста, попросив записать время начала на бланке рабочей таблицы.

10. В процессе решения тестовых задач следить:

- за состоянием испытуемых;

- за тем, чтобы испытуемые своевременно получали ответы на вопросы в ситуациях, связанных с процедурой проведения;

- за временем, затраченным на выполнение отдельных заданий, оставшимися задачами и временем;

- за тем, чтобы обследуемые не писали на бланках теста;

- за тем, чтобы обследуемые не мешали друг другу;

- за тем, чтобы внешние факторы не отвлекали внимание обследуемых.

11. После сигнала к окончанию выполнения теста попросить испытуемых записать время окончания на бланке рабочей таблицы.

12. Собрать бланки.

1З. Пересчитать бланки, проверив, чтобы их количество совпадало с числом испытуемых.

14. При выявленном несоответствии, обратиться к испытуемым, чтобы они проверили свои рабочие места и сдали недостающие бланки.

15. По окончании тестирования поблагодарить испытуемых за работу и сообщить о том, что все свободны.

Заключительный этап в организации тестирования - вербализация, либо визуализация результатов тестирования. Обсуждение, полученных результатов в зависимости от его целей может существенно варьироваться от краткого сообщения испытуемым общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. При всех условиях, организуя обсуждение результатов тестирования, следует придерживаться ряда принципиальных положений: проводить анализ результатов тестирования оперативно; анализ результатов должен носить диагностический характер, раскрывал главное - причины возникновения ошибок испытуемых; быть эффективным средством корректирования; оказывать положительное влияние на испытуемых, способствовать их совершенствованию.

В последнее время появилось достаточное количество методической литературы с готовыми тестами. Так как такие тесты не учитывают индивидуальные особенности обучающихся конкретного класса, приходится составлять тесты самой. На первом этапе при работе над тестом анализируется программное содержание по предмету, затем - составляется план теста. После этого подбираются и составляются задания.

Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной и подходить к её решению стоит со всей серьёзностью. В связи с этим в настоящее время ведется серьезная исследовательская и практическая работа по разработке и апробации различных систем педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся.

Дидактические тесты прочно укрепились в международной образовательной практике как инструмент для объективной оценки знаний. Последнее десятилетие по этому пути идет и российская система образования, активно осваивающая тестовые технологии. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам и предметам общеобразовательной и высшей школы активно внедряются и используются на всех управленческих уровнях системы образования.

Внедрение тестирования знаний учащихся, как показывают экспериментальные данные, позволяет достичь лучших результатов в процессе обучения за счет оперативности и надежности, адресности коррекционных мероприятий. Более четкие критерии оценивания знаний, предложенные в созданной системе, лучше ориентируют учащихся на личностный рост, на преодоление конкретных недостатков, выявленных в процессе тестирования; созданная тестовая система может быть применена при обучении на всех этапах обучения.

© 2010-2022