- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шиловская С.В. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс (ЗПР)
Пояснительная записка.
КТП по литературе для 6 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю. За год - 102 часа
Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
3
Из древнерусской литературы.
1
Из русской литературы XIX века.
36
Из русской литературы XX века.
22
Зарубежная литература.
13
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
работать с книгой
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дата
Тема
урока
Кол-
во часов
Требования
к уровню подготовки обучающихся
Коррекционные задачи
1
В дорогу
зовущие, или
Литература
открывает мир
1
Знать: о роли книги
в жизни человека;
уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг
2
Календарно-
обрядовые
песни
1
Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии;
уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику
Стимулирование познавательного интереса
3
Пословицы и поговорки
1
Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи
Развитие долговременной памяти
4
Р.Р. В чем красота и мудрость русского
фольклора?
1
Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них
Развитие связной речи
5
Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»
1
Знать: определение понятий «древ-
нерусская литера-
тура», «летопись»,
«летописание»,
«летописец», «сказание», исторические сведения о
принятии на Руси
христианства, характерные черты
литературы Древней
Руси, содержание
статьи учебника;
понимать значение летописи в
формировании
всей русской литературы, насколько
интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества
Развитие оперативной памяти
6
А.С.Пушкин.
Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»
1
Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его
творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
Стимулирование познавательного интереса
7
Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»
1
Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя.
Отработка выразительного чтения
8
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
1
Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа
9
Поэты пушкинской поры.
1
Знать: определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; понимать, что в стихотворении Е. Баратынского отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её;
уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль е контексте стихо творений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы
Стимулирование познавательного интереса
10
Р.Р. Двусложные размеры стиха.
1
Знать: определе-
ние понятий: «ямб»
и «хорей», «уда- рение», «ритм»,
«слог», «стопа»,
«стих»; уметь определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения
11
Роман А.С. Пушкина «Дубровский»
1
Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев
12
Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
.1
Знать: содержание анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.
13
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.
14
Сюжет и композиция романа «Дубровский»
Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;
уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Троекурова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе
15
Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения
16
В/Ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»
Знать: сюжет и героев повести Пушкина,
понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев
17
М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника
1
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;
уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения
Стимулирование познавательного интереса
18
Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема
поверженной красоты
1
Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;
уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения
Развитие оперативной памяти
19 20
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок»
2
Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений,
уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихо творения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты -
Отработка выразительного чтения
21 22
И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей
2
Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям;
уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их
Отработка выразительного чтения
23
Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг»
1
Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.
Стимулирование познавательного интереса
24 25
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения.
2
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
Развитие оперативной памяти
26
А.А.Фет. Стихотворения.
1
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
Развитие оперативной памяти
27
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».
1
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами
Отработка выразительного чтения
28
Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль
Стимулирование познавательного интереса
29
В.Ч. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»
1
Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема; уметь: выразительно читать лирическое повествование
Развитие мыслительных операций (сравнение)
30
Р.Р. Трехсложные размеры стиха
1
Знать: определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»;
уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений
Развитие оперативной памяти
31
Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера
1
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (ав-
тор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;
уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя
Стимулирование познавательного интереса
32 33
Народ и власть в сказе о Левше.
2
Знать содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе
Отработка выразительного чтения
34
Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»
1
Знать и понимать
сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении
Развитие умения составлять план
35
Урок контроля. Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова.
1
Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении
Развитие оперативной памяти
36 37
В.Ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».
2
Знать историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»;
Понимать: почему автор изменил первоначальное заглавие «Спасение погибавшего»; каковы мотивы, побудившие солдата Постникова спасти тонущего человека; идею рассказа, авторское отношение к герою; уметь оценивать поступки героев, А.П.Чехова, выявлять в них общее
Отработка выразительного чтения
38 39
А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
2
Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.
Стимулирование познавательного интереса
40 41
В.Ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»
2
Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: сопоставлять рассказы.
Развитие связной речи
42 43
А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».
2
Знать: автора,
факты его биографии, творческой
деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;
уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
Отработка выразительного чтения
44 45
А.П. Платонов.
сказка-быль
«Неизвестный
цветок».
2
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему
автор назвал свое
произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное
Стимулирование познавательного интереса
46 47
М.М. Пришвин.
Философская
Притча «Кладовая солнца».
2
Знать автора, со-
держание сказки-
были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать
Отработка выразительного чтения
48
Тропа Насти
1
Знать скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать: что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью; уметь находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их
Развитие оперативной памяти
49
Тропа Митраши.
1
Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания; уметь прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу
Отработка выразительного чтения
50
Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.
1
Знать: содержание
сказки-были, последовательность
раскрытия темы;
уметь находить в
тексте описания
Насти и Митраши,
отбирать эпизоды
для сочинения (как
Настя и Митраша собирались в лес; Настя идет по неизвестной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как делал отец); делать вывод: в чем ошибки Насти и Митраши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления (нелегкая судьба маленьких героев М.М.Пришвина) и заключения сочинения (главное в человеке - любовь к миру и доброта)
Стимулирование познавательного интереса
51
«Великий
храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести
1
Знать определение
понятия «пейзаж»;
понимать взаимосвязь между явлениями природы и
жизнью человека;
основную идею
произведения: для
писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании М.Пришвина - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться
Отработка выразительного чтения
52 53
В.Ч. Рассказ
Ю. Нагибина
«Мой первый
друг, мои друг бесценный...»
2
Знать: автора,
факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать, что ис-
тинная дружба -одно из самых ценных явлений жизни
человека;
уметь составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей, соотносить изображенное на иллюстрации с содержанием рассказа
Развитие оперативной памяти
54 55
Р.Р. Стихотворения о Великой Отечественной войне.
2
Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину
Стимулирование познавательного интереса
56 57 58
В.П.Астафьев.
Рассказ «Конь
с розовой
гривой»
3
Знать: автора,
факты его жизни и
творческой деятельности, содержание рассказа;
определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;
уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы
Стимуляция слухового восприятия
59
Р.Р. Особенности использования народной
речи в рассказе «Конь с розовой гривой»
1
Знать: определение понятий «речевые пласты языка»,
«диалектизмы»,
«поговорки»;
уметь находить и
анализировать
лингвистические
особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении
Отработка выразительного чтения
60
В.Г.Распутин.
Рассказ
«Уроки французского»
1
Знать: автора, со-
держание рассказа;
понятия: «герой-
повествователь»,
«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;
понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя-
Стимулирование познавательного интереса
61
Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа
2
Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства
Развитие умения отвечать на вопросы текстом
62 63
Урок контроля.
Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В.Распутина
2
Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью
Развитие оперативной памяти
64 65
Писатели
улыбаются.
«Чудики»
Василия
Макаровича
Шукшина.
Рассказ
«Срезал»
2
Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа
Отработка выразительного чтения
66 67
В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»
2
Знать: содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа -бабке Маланье и ее внуку Шурке; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулировать собственное отношение к персонажам
Стимулирование познавательного интереса
68 69 70
Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».
3
Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;
уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии
Отработка выразительного чтения
7172
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения.
2
Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»;
понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;
уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя
Развитие умения отвечать на вопросы
73 74
С.А.Есенин.
Стихотворения.
2
Знать: автора стихотворении, определение понятии
«образ», «фольклорный образ»,
«сравнение»,
«олицетворение»,
«аллитерация»;
понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок,
близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)
Стимулирование познавательного интереса
75 76
А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты.
2
Знать автора; понимать, как в
одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя
Развитие оперативной памяти
77
Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика.
1
Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя
Отработка выразительного чтения
78 79
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»
2
Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога;
понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки;
уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки -
Отработка выразительного чтения
80 81
Сказания о
поэтах-певцах
в греческой
мифологии.
Геродот.
Легенда об
Арионе
2
Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое
Стимулирование познавательного интереса
82 83 84
Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»
3
Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;
понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихо творной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха
Стимуляция слухового восприятия
85 86 87
В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»
3
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;
уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное
Развитие оперативной памяти
88 89
И.Ф.Шиллер.
Баллада
«Перчатка»
2
Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения;соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого
Развитие связной речи при пересказе
90 91
П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»
2
Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение
Стимулирование познавательного интереса
92 93 94
В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»
3
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия
Отработка выразительного чтения
95 96 97
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча
3
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);
понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки
Развитие мыслительных операций (сравнение)
98 99
Итоговый урок. Урок контроля.
Литературная викторина
2
Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения
Стимулирование познавательного интереса
100 101
Внеклассное чтение. Книги о животных
2
102
Рекомендательный урок
1