Тема. В. М. Гаршин «Аttalea princeps» Героическое и обыденное в сказке. Жизнеутверждающий пафос произведения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. В. М. Гаршин «Аttalea princeps» Героическое и обыденное в сказке. Жизнеутверждающий пафос произведенияТема. В. М. Гаршин «Аttalea princeps» Героическое и обыденное в сказке. Жизнеутверждающий пафос произведенияТема. В. М. Гаршин «Аttalea princeps» Героическое и обыденное в сказке. Жизнеутверждающий пафос произведенияТема. В. М. Гаршин «Аttalea princeps» Героическое и обыденное в сказке. Жизнеутверждающий пафос произведенияТема. В. М. Гаршин «Аttalea princeps» Героическое и обыденное в сказке. Жизнеутверждающий пафос произведенияТема. В. М. Гаршин «Аttalea princeps» Героическое и обыденное в сказке. Жизнеутверждающий пафос произведенияТема. В. М. Гаршин «Аttalea princeps» Героическое и обыденное в сказке. Жизнеутверждающий пафос произведения

Цель: ознакомить учащихся с философской сказкой В. М. Гаршина; учить вдумчиво воспринимать художественные образы и ситуации; развивать наблюдательность; прививать чувства сопереживания.

Оборудование: текст Аttalea princeps.

Тип урока: приобретение новых знаний

Теория литературы: пафос

Ход урока I.Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

Кто из вас был в ботаническом саду?

Какое впечатление произвел на вас ботанический сад?

А была ли в ботаническом саду оранжерея с экзотическими растениями?

Как вы думаете, для чего создают такие оранжереи?

II. Постановка цели и задач урока

III. Работа над темой урока

1 . « Давайте познакомимся»

Всеволод Гаршин. Это имя писателя, создавшего всего лишь один том рассказов и умершего в возрасте 33 лет. Он оставил нам несколько замечательных сказок: «Сказка о жабе и розе», «Attalea princeрs», «То, чего не было». А последним произведением этого писателя стала известная многим сказка «Лягушка-путешественница».

Всеволод Гаршин рано научился читать .Рос он в основном с отцом. Еще с детства его привлекло все живое: животные, растения. Он изучал их и восхищался ими, поэтому в своих сказках часто описывал особенности деревьев, цветов, обычных растений, окружающих нас, на которые мы не всегда даже обращаем внимание. С детства Гаршин собирал многочисленные гербарии. Латинские названия, принятые в ботанике, были красивы и благозвучны, отсюда и название сказки. Но может быть, это название несет какой-то скрытый смысл? Действительно, есть такой род пальм - Attalia, но почему princeps? В философском значении princeps означает - основное правило, руководящее положение, в военном значении - первые ряды, передовая линия. В основу сказки Аttalea princeps тоже лег реальный случай посещения Гаршиным оранжереи. Сам он объяснял возникновение сюжета простым случаем. В ботаническом саду он стал случайным свидетелем, когда пальма разрушила стеклянную кровлю и была спилена, чтобы можно было отремонтировать крышу и не поморозить оранжерейные растения.1

2. Работа с текстом

Зачитайте начало текста - описание красоты оранжереи. Какие чувства у вас возникли?

Давайте создадим кривую настроения: вверху у нас будут располагаться положительные эмоции, внизу-отрицательные.

Зачитайте описание состояния растений внутри оранжереи. Какие чувства у вас возникли?

3. Лабораторная работа

«-Сейчас мы проведем опыт:

Нарисуйте в тетради круг, разместите внутри круга растения с большими кронами.

Удобно ли растениям?

Всем ли хватает места и света для кроны?

Как они решают проблему нехватки чего-то?

Долго ли они так могут выдержать?

Сейчас мы попробуем сами побывать на месте растений и испытать то, что испытывают они, находясь в оранжерее.

Приглашаем 6 человек к доске для дальнейшей работ

Игра: Итак, представьте, что вы растения, а

ваши руки - это корни. Сцепите руки между собой и

постарайтесь изобразить следующий эпизод:

"корни переплелись между собою и отнимали друг у

друга влагу и пищу".

Спасибо.

А теперь встаньте в круг. Поднимите руки и ладонями надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, а ладони - листья. Попытайтесь показать следующий фрагмент: "ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы".

Спасибо. Садитесь.

Скажите, пожалуйста, какие чувства и эмоции испытали растения в момент борьбы за влагу и пищу? (хотелось отодвинуться от соседа, добыть пищу любым способом)

Ребята, а действительно ли вы испытывали такие чувства, делая это упражнение?

Мы с вами выяснили, что красивая внешне оранжерея для растений является тюрьмой.

Скажите, как называется прием, который использует автор при описании оранжереи? Сначала показывая красоту оранжереи, а затем описывая её как тюрьму? (антитеза)2

Таким образом, уже в начале сказки нас писатель заставляет обратить внимание на то, как по-разному можно взглянуть на одни и те же предметы, явления и жизненные ситуации

Вывод

Реально ли описал автор ситуацию с деревьями или приукрасил действительность?

Кого представлял автор сказки на месте растений или писатель говорил только о них?

4. Беседа

Словарик

Атталея ( лат.Аttalea) - род пальм с крупными перистыми листьями. "Аttalea princeps- один из видов этого рода.

Вернемся к сюжету сказки.

Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно у вас во время прочтения?) (было жалко пальму, грустно)

Кто живет в оранжерее? Ребята, а на кого похожи растения, описанные в сказке? (на людей). Почему? (живут, разговаривают, переживают, ссорятся) Кто, по вашему мнению, является главным персонажем сказки? (пальма).

Ощущала ли пальма свою пользу, находясь в оранжерее?

Зачитайте описание встречи Бразильца и пальмы.

Что « подарила» пальма соотечественнику?

Какое чувство у вас возникает? Запишите его на кривой эмоций.

Какие чувства возникли у вас?

Расскажите об отношениях между растениями: какие они?

Что предложила пальма?

Почему ее план был не очень удачен? Чего она не учла?

Кто стал другом пальмы в борьбе за свободу? Почему?

Какое чувство просыпается в нас, когда пальма решает бороться? Отметьте его.

Одинаковое ли видение на условия в оранжерее были у пальмы и директора?

Почему?

Какой вывод из этой ситуации можно сделать?

Мог ли директор найти другое решение?

Какое чувство мы испытываем, когда читаем, как пальма достигла своей мечты?

Мог ли директор найти другое решение?

Какое чувство мы испытываем, когда пальма и ее подруга травка погибают?

Проверьте, какой получилась кривая ваших эмоций



восхищение, радость радость встречи надежда на спасение



грусть

сочувствие, жалость тяжесть, обида за пальму, сочувствие горечь от гибели,

сочувствие сострадание

Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно у вас во время прочтения?

Человек может испытывать множество чувств и эмоций.

Посмотрите на кривую. Вот они.

Попробуйте еще раз ответить на вопрос:

Какие чувства у вас возникли после прочтения данного произведения?

Разновидности чувств и эмоций ( сожаление, грусть, растерянность, разочарование, недоверие, спокойствие, радость, страдание, удивление, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, интерес, волнение, скука, зависть, уныние, высокомерие, одиночество, гнев, доверие, удовольствие, злость, тревога, надежда, восторг, печаль)

Почему мы понимаем, что поступок пальмы был необдуман, но все равно им восхищаемся?

5. Жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы.

Пафос, ясно без сомнения,

Есть настрой произведения.

И комический, и трагический,

И торжественно-героический.

( Н. В. Царегородцева)

Как по настроению соотносятся начало и конец текста?

Каков пафос этого произведения?

IV. Рефлексия

Ребята, мы с вами много говорили на уроке о различных чувствах. А какие чувства вы испытываете в конце нашего урока?

Согласны ли вы с такой краткой передачей сути сказки: « Рассказ о том, что даже если ты-пальма, сильно скучающая по родине, следи за своими желаниями. Ведь желания, к сожалению, могут исполняться?»

Домашнее задание

Нарисовать свой выход из ситуации, когда пальма пробила стекло оранжереи, или написать свое окончание рассказа.





















1 Журнал

«Нева» 2012, №7 Владислав Федотов

2 В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Егорова Е.Б. Кострома.

© 2010-2022