Клоуз-тесты по русскому языку

      В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты. Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста... Созданные клоуз-тесты представлены отрывками из художественных произведений детской литературы.      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Созданные клоуз-тесты представлены отрывками из художественных произведений детской литературы.

Тест №1

Один … обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая … , весь народ был на палубе. Посреди … вертелась большая обезьяна и забавляла всех.

Обезьяна эта корчилась, … , делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею … , и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана, сорвала с его головы шляпу, … и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ему или сердиться.

Обезьяна села на первой перекладине … , сняла шляпу и стала зубами и лапами … её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. #

Л. Н. Толстой «Прыжок» (фрагмент), сборник

Филипок: рассказы. - М.: Эксмо, 2011

106 слов

5-6 классы

(начальный уровень)

Карта текста


  1. Данный текст рекомендуется использовать как обучающий методике восстановления клоуз-теста.

  2. Пропущенные слова: а) корабль, б) погода, в) народа,

г) прыгала, д) забавляются, е) надела, ж) мачты, з) рвать.

  1. Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов.

  2. Варианты выбора:

а) поезд, корабль, трактор, теплоход;

б) ночь, музыка, погода, волна;

в) толпы, людей, ребят, народа;

г) прыгала, скакала, бегала, дразнилась;

д) любуются, забавляются, восхищаются, гордятся;

е) подбросила, порвала, надела, подразнила;

ж) лестницы, мачты, ступеньки, палубы;

з) рвать, кидать, надевать, перебирать.

5. Тест апробирован.


Тест №2

… луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная

… . Бывало идём куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

- Серёжа!- позову я его деловито.

Он оглянется, а я фукну ему … прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, … . И так мы эти неинтересные

… срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь … от множества цветущих … . Это было очень красиво. Все говорили: «Очень … ! Луг -

… ». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не … , а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь … . Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои … , как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как … раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять … . #

178 слов

Карта текста


  1. Вопрос на восприятие текста.

- Какое время года изображает автор?

- Как вы себе представляете место, описанное автором?

- Что подметил повествователь, наблюдая за лугом?

2. Пропущенные слова: Золотой (в заголовке), забава, одуванчиком, фукнет, цветы, золотой, одуванчиков, красиво, золотой, золотой, золотой, лепестки, одуванчики, золотым.

3. Данный клоуз-тест применим на начальном этапе работы по данной методике в 5-7 классах.

4. М. Пришвин. Ребята и утята. М.: «Стрекоза», 2011, «Золотой луг» стр. 7.

5. Языковой анализ текста.

В каком значении (прямом или переносном) употреблено название текста «Золотой луг»?

Объясните значение словосочетания «золотой луг», замените его синонимичным сочетанием.

Определите тип речи.

Найдите в тексте деепричастный оборот и подчеркните его.

6.С помощью данного текста можно организовать повторение орфографии (о-ё после шипящих в корне слова, безударные проверяемые гласные в корне слова) и пунктуации (знаки препинания в сложном предложении, знаки препинания при деепричастном обороте).

7. Дополнительное задание: нарисовать иллюстрации к данному тексту.

8. Тест апробирован. Проведен урок в 7 классе с целью знакомства с этой формой работы. Перед началом работы учитель познакомил учащихся со значением слова «клоуз-тест», объяснил, как восстановить пропущенное слово.

В диагностике приняли участие 8 учащихся. В тесте пропущено 14 слов. Не вызвало затруднений восстановление следующих слов: одуванчиков, цветы, золотой. Затруднения возникли со словом «фукнет», 4 ученика не дали никакого варианта восстановления слова, 1 ученица восстановила авторский вариант. Восстановлению слова «золотой» был подобран вариативный ряд слов: зелёный, заливной, душистый цветочный, 4 ученика восстановили слово автора. Учащиеся обосновали выбор слова, опираясь на текст.

Результаты работы следующие: 13 слов - 1 ученица, 12 слов - 2 ученика, 11 слов - 4 ученика, 10 слов - 1 ученик. После самостоятельной работы была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов.

Тест №3

Городской человек редко встречается с землей. … скрыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаи­лась. … человек не знает, чем пахнет … , как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рождает Хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависит от … . Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится … , как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к ….

В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на ногах образовались естественные подошвы и ноги перестали чувствовать мел­кие уколы. Эти … верно служили мне - не снаши­вались, не протирались. Правда, их нередко приходилось заливать йодом. А перед сном - мыть...

Мать приучала меня к … , как птица приучает свое­го … к небу, а белая медведица приваживает медве­жонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом разливалась легкая голубизна, потом мер­цала бронза - так рождается лен.

По-настоящему … открылась мне на войне. Ско­лько земли перекопал, перелопатил я за войну. Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я … землю и жил в … . Я узнал спасительное свой­ство земли: под сильным огнем прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. Это была земля моей матери, родная … , и она хранила меня с материнской верностью.

Я увидел землю так близко, как раньше никогда не мог увидеть. Я приблизился к ней, как муравей. Она … к моей одежде, к подметкам, к лопате - я весь был намагничен, а она железная. Земля была мне и убежищем, и постелью, и столом, она гремела и погружалась в тишину. На … жили, умирали, реже рождались. #

Ю. Яковлев

284 слова

Карта текста

  1. Подберите заглавие к фрагменту, отразив в нём тему или главную мысль.

  2. Пропущенные слова: Земля ( в заголовке), земля, городской, земля, земли, земле, подошвы, земле, птенца, земля, рыл, земле, земля, липла, земле.

  3. Тест предназначен для учащихся 8-9 классов на уроках по развитию речи с последующим написанием изложения.

  4. Фрагмент взят из произведения Юрия Яковлева «Сердце земли». Пояснение к фрагменту: пропущено слово «земля» в разных грамматических формах.

  5. Тест апробирован в 8 классе.


© 2010-2022