- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Клоуз-тесты по русскому языку
Клоуз-тесты по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ВЕРНИКОВСКАЯ Е.А. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Созданные клоуз-тесты представлены отрывками из художественных произведений детской литературы.
Тест №1
Один … обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая … , весь народ был на палубе. Посреди … вертелась большая обезьяна и забавляла всех.
Обезьяна эта корчилась, … , делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею … , и оттого ещё больше расходилась.
Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана, сорвала с его головы шляпу, … и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ему или сердиться.
Обезьяна села на первой перекладине … , сняла шляпу и стала зубами и лапами … её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. #
Л. Н. Толстой «Прыжок» (фрагмент), сборник
Филипок: рассказы. - М.: Эксмо, 2011
106 слов
5-6 классы
(начальный уровень)
Карта текста
-
Данный текст рекомендуется использовать как обучающий методике восстановления клоуз-теста.
-
Пропущенные слова: а) корабль, б) погода, в) народа,
г) прыгала, д) забавляются, е) надела, ж) мачты, з) рвать.
-
Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов.
-
Варианты выбора:
а) поезд, корабль, трактор, теплоход;
б) ночь, музыка, погода, волна;
в) толпы, людей, ребят, народа;
г) прыгала, скакала, бегала, дразнилась;
д) любуются, забавляются, восхищаются, гордятся;
е) подбросила, порвала, надела, подразнила;
ж) лестницы, мачты, ступеньки, палубы;
з) рвать, кидать, надевать, перебирать.
5. Тест апробирован.
Тест №2
… луг
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная
… . Бывало идём куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
- Серёжа!- позову я его деловито.
Он оглянется, а я фукну ему … прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, … . И так мы эти неинтересные
… срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь … от множества цветущих … . Это было очень красиво. Все говорили: «Очень … ! Луг -
… ». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не … , а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь … . Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои … , как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как … раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять … . #
178 слов
Карта текста
-
Вопрос на восприятие текста.
- Какое время года изображает автор?
- Как вы себе представляете место, описанное автором?
- Что подметил повествователь, наблюдая за лугом?
2. Пропущенные слова: Золотой (в заголовке), забава, одуванчиком, фукнет, цветы, золотой, одуванчиков, красиво, золотой, золотой, золотой, лепестки, одуванчики, золотым.
3. Данный клоуз-тест применим на начальном этапе работы по данной методике в 5-7 классах.
4. М. Пришвин. Ребята и утята. М.: «Стрекоза», 2011, «Золотой луг» стр. 7.
5. Языковой анализ текста.
В каком значении (прямом или переносном) употреблено название текста «Золотой луг»?
Объясните значение словосочетания «золотой луг», замените его синонимичным сочетанием.
Определите тип речи.
Найдите в тексте деепричастный оборот и подчеркните его.
6.С помощью данного текста можно организовать повторение орфографии (о-ё после шипящих в корне слова, безударные проверяемые гласные в корне слова) и пунктуации (знаки препинания в сложном предложении, знаки препинания при деепричастном обороте).
7. Дополнительное задание: нарисовать иллюстрации к данному тексту.
8. Тест апробирован. Проведен урок в 7 классе с целью знакомства с этой формой работы. Перед началом работы учитель познакомил учащихся со значением слова «клоуз-тест», объяснил, как восстановить пропущенное слово.
В диагностике приняли участие 8 учащихся. В тесте пропущено 14 слов. Не вызвало затруднений восстановление следующих слов: одуванчиков, цветы, золотой. Затруднения возникли со словом «фукнет», 4 ученика не дали никакого варианта восстановления слова, 1 ученица восстановила авторский вариант. Восстановлению слова «золотой» был подобран вариативный ряд слов: зелёный, заливной, душистый цветочный, 4 ученика восстановили слово автора. Учащиеся обосновали выбор слова, опираясь на текст.
Результаты работы следующие: 13 слов - 1 ученица, 12 слов - 2 ученика, 11 слов - 4 ученика, 10 слов - 1 ученик. После самостоятельной работы была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов.
Тест №3
…
Городской человек редко встречается с землей. … скрыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаилась. … человек не знает, чем пахнет … , как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рождает Хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависит от … . Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится … , как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к ….
В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на ногах образовались естественные подошвы и ноги перестали чувствовать мелкие уколы. Эти … верно служили мне - не снашивались, не протирались. Правда, их нередко приходилось заливать йодом. А перед сном - мыть...
Мать приучала меня к … , как птица приучает своего … к небу, а белая медведица приваживает медвежонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом разливалась легкая голубизна, потом мерцала бронза - так рождается лен.
По-настоящему … открылась мне на войне. Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну. Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я … землю и жил в … . Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнем прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. Это была земля моей матери, родная … , и она хранила меня с материнской верностью.
Я увидел землю так близко, как раньше никогда не мог увидеть. Я приблизился к ней, как муравей. Она … к моей одежде, к подметкам, к лопате - я весь был намагничен, а она железная. Земля была мне и убежищем, и постелью, и столом, она гремела и погружалась в тишину. На … жили, умирали, реже рождались. #
Ю. Яковлев
284 слова
Карта текста
-
Подберите заглавие к фрагменту, отразив в нём тему или главную мысль.
-
Пропущенные слова: Земля ( в заголовке), земля, городской, земля, земли, земле, подошвы, земле, птенца, земля, рыл, земле, земля, липла, земле.
-
Тест предназначен для учащихся 8-9 классов на уроках по развитию речи с последующим написанием изложения.
-
Фрагмент взят из произведения Юрия Яковлева «Сердце земли». Пояснение к фрагменту: пропущено слово «земля» в разных грамматических формах.
-
Тест апробирован в 8 классе.