Технология формирования текстовой компетентности

      Полилингвальные, с языковым мировоззрением компетентные личности, способные эффективно общаться на государственном, русском, английском языках, - веление времени.. Овладение основными типами компетенций (лингвистической, языковой, коммуникативной, этнокультуроведческой) происходит на основе  комплексного анализа текстов на уроках казахского, русского, английского языков.         Из опыта работы обучения и воспитания языковой личности, компетентных носителей языка и речи  пришла к выводу: и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Общеобразовательная средняя школа»

доклад

Технология формирования текстовой компетентности
















Маженова Р.М.

учительница русского языка и литературы.

Г.КУРЧАТОВ - 2011г.

Полилингвальные, с языковым мировоззрением компетентные личности, способные эффективно общаться на государственном, русском, английском языках, - веление времени.

Из опыта работы обучения и воспитания языковой личности, компетентных носителей языка и речи пришла к выводу: изучение языков в полиэтническом коллективе на основе готовых текстов облегчает путь получения знаний, помогает полнее видеть картину мира. Текстовые умения , опыт текстовой деятельности необходимы на протяжении всей жизни. Овладение основными типами компетенций (лингвистической, языковой, коммуникативной, этнокультуроведческой) происходит на основе комплексного анализа текстов на уроках казахского, русского, английского языков. В условиях полиэтнического государства необходимо быть компетентным носителем языка и речи. Для развития личности ученика и её общей культуры обязательным и необходимым условием является овладение основными типами компетенций:

  • Лингвистической, которая включает в себя и знания об истории лингвистики, методах лингвистического анализа, выдающихся лингвистах, о роли языка в жизни человека.

  • Языковая компетенция способствует овладению системой языка, языковым материалом.

  • Коммуникативная компетенция - это знания, умения, навыки, необходимые для понимания всех и себя в общении официальном и неофициальном, это усвоение речеведческих знаний, использование средств языка для целей общения с учётом речевых условий, владение навыками анализа текста.

В формировании культуроведческой компетенции ведущее место занимают тексты художественной литературы. Текст - источник образовательной информации и средство организации образовательного процесса, основная дидактическая единица.

Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка.

План комплексного анализа

1 Тема текста.

2 Основная мысль

3 Функционально-смысловой тип речи (повествование, описание, рассуждение).

4 Стили речи

5 Смысловые части текста

6 Выделение абзацев

7 Соответствие-несоответствие смысловых частей и абзацев текста (зачин, концовка).

8 Ключевые слова (отражающие тематику текста и отношение автора к тому, о чём он рассказывает).

9 Лексические, логические, грамматические средства связи частей текста ( начала, конца, основной части: взаимосвязь и взаимообусловленность всех смысловых частей).

10 Языковые особенности:

а) лексические

б) морфологические

в) синтаксические

11 Коммуникативная установка текста (для чего создавался текст, как автор хотел повлиять на читателя; какое воздействие оказал на вас).

Технологии работы с текстом: реферирование, рецензирование, структурирование, трансформирование позволяют создавать авторские тексты учащихся, эссе, резюме, интервью, рекламу, рецензию, аннотацию, отзыв.

Ежегодные Послания Президента РК Н. А. Назарб аева

К народу - это богатейший материал для учебной и воспитательной работы, способствующий развитию текстовых умений, языковой компетенции.

Умения при работе с текстами:

* определить цель или цели написания данного текста

* выделить основную мысль (мысли), содержащуюся в тексте.

* определить адресата, то есть к кому текст обращен.

* отличать в тексте содержание от стиля, то есть что написано? От того, как это написано?

* определять свой смысл прочитанного текста

* выразить кратко ( в одной или двух фразах) содержание объёмного текста.

* найти в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание.

* найти в тексте предложение, наиболее точно отражающее какое-либо человеческое качество - чувство, переживание, мысль

Тестовый анализ текста. Обучая четырем видам речевой деятельности, учитываю большую работу по подготовке к ЕНТ, предлагаю текст с тестовыми заданиями или учащиеся самостоятельно составляют тестовые задания по тексту, что важно для формирования орфографической зоркости, пунктуационной грамотности.

Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному краю или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

  2. Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре,

  3. Истинный патриотизм - это первая ступень к действительному интернационализму.

  4. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на Землю из мирового пространства.

  5. Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

  6. Человек живет в определенной окружающей среде.

  7. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству.

  8. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных.

  9. Человечество тратит миллиарды и миллиарды на только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха.

10. Целительная сила природы хорошо известна.

11. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах. (Д.С.Лихачёв)

1. Какая мысль не отражена в тексте?

*Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому.

*Экология изучается во многих высших учебных заведениях.

* Загрязнение среды мешает нормальной работе промышленности.

* Многие знают о целительной силе природы.

2. Определите стиль и тип речи текста.

* публицистический; рассуждение и повествование.

* разговорный . описание.

* деловой, рассуждение

* разговорный, описание и рассуждение.

3. Что означает слово СРЕДА в предложении 6 ?

* вещество, заполняющее пространство.

* обстановка, окружающее пространство

* обстановка, окружающее социально-бытовые условия.

* день недели, следующий после вторника.

* тела, окружающие что-нибудь.

Ответы запишите словами:

  1. Каким способом образовано слово ИСТИННЫЙ ( предложение 6) ?

  2. Из предложений 1-2 выпишите деепричастие.

  3. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Ответы запишите цифрами:

  1. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчиненные с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

  2. Среди предложений 3-5 найдите предложение, осложненное обособленным распространенным определением, выраженным причастным оборотом.

  3. Среди предложений 7-8 найдите сложноподчиненное, в котором есть и последовательное, и однородное подчинение придаточных. Напишите номер этого предложения.

  4. Какое из предложений 1-4 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора ?

  5. Какие три из перечисленных н7иже средств выразительности используются в предложениях 3-8?

  • Риторическое восклицание

  • Эпифора

  • Ряды однородных членов

  • Литота

  • Риторический вопрос

Развитие технологий формирования текстовой компетентности позволяет по-новому взглянуть на проблему « компетенции как результат образования», так как именно текст является данностью всех дисциплин и в условиях увеличения потока информации важно обладать текстовыми компетенциями, чтобы быть компетентными носителями государственного языка, русского, английского языков.









© 2010-2022