Открытый урок по русскому языку на тему Виды сложных предложений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

Тема урока: ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Тип урока: Повторение

Вид урока: Урок-тренинг

Цели урока:

  • Повторить и закрепить знания по всем разделам русского языка;

  • Обобщить знания по теме «Синтаксис сложного предложения»;

  • Сформировать умения правописания слов и постановки знаков

препинания в предложении;

  • Стимулировать интерес учащихся к изучению русского языка;

  • Развивать творческое мышление;

  • Воспитывать у учащихся познавательный интерес, творческую

активность посредством знакомства их с современными

компьютерными технологиями;

  • Формировать умение правильно оценить свои силы при выборе

дифференцированных и разноуровневых заданий.

Оборудование: таблица «Виды сложных предложений», разноуровневые

задания, тесты, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень».





I. Ход урока

  1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1) Повторение материала по теме "Орфография".

ЗАДАНИЕ: Задание В2 (ГИА). Распределите данные слова в 3 столбика по принципу: а) слова с проверяемой безударной гласной;

б) слова с чередующимися гласными в корне;

в) слова с непроверяемой гласной в корне слова.

Простое предл..жение; горная р..стительность; ув..дать без воды; прив..кзальная площадь; сотр..сать воздух; возл..гать надежды; распол..житься у костра; м..ршрут; ум..лять о помощи; в..лейбол; сп..ши упражнение; прил..тают скворцы; интересная бр..шюра; пор..сло травой; синий ф..нарь; сп..лить дерево; к..снуться руки; тяжёлый р..кзак.

0 ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки - «3», 5 ошибок -«2» (Слайд 3)

УСТНЫЙ ОПРОС

  • Что изучает орфография?

  • Самый сложный раздел орфографии - правописание гласных в корне слова.

  • На какие 3 группы можно разделить гласные по их правописанию?

Разбор ошибок (коллективная работа)

2) Выполнение разноуровневых заданий «О, Е, Ё после шипящих»

а) основной уровень - «3»

б) продвинутый уровень - «4»

в) уровень повышенной сложности - «5»

  • Для уровня «3» дано упражнение с предварительным просмотром таблицы-схемы правила;

Волч_нок, вооруж_нный, с врач_м, горош_к, деш_вый, душ_нка, ж_ваный, ж_рдочка, ж_сткий, зажж_нный, замш_вый, зач_т, истощ_нная земля, кумач_вые флаги, ландыш_вый, лучш_го ученика, моч_ный, солнечным луч_м, обж_ра, ож_г руку, опустош_нный человек, освещ_н, печ_нка, пунц_вый, прыж_к, распаш_нка, расч_ска, ситц_вый, с большим стаж_м, трущ_ба, туш_нка, тяж_лый ож_г, хорош_, ч_лн, ч_рточка, чуж_й вещи, ш_пот, ш_рох.

  • Для уровня «4» - тест на правописание;

Выбрать правильный ответ А) О Б) Ё В) Е

1. Капюш…н 2. Ч..рный 3. Ш..в. 4. Зайч..нок 5. Крыж…вник 6. Ож…г ( руки).

7.Ш..рох. 8. Ландыш..вый 9. Монтаж…м. 10. Ч…порный. 11. Ож..г ( руку). 12. Еж..вый. 13.Клоч..к 14. Ситц..вый. 15. Вооруж..нный 16. Ш…пот. 17. Больш..й 18. С товарищ..м 19. Сгущ..нка 20. Плюш..вый.

  • Для уровня «5» дано упражнение, выполняя которое, ученик должен знать несколько правил правописания.

Алыч_вое варенье, глянц_вый, грош_вый, груш_вый, камыш_вый, морж_вый, парч_вый, плюш_вый, свинц_вый, холщ_вый.
Огурц_, пальц_,сестриц..н, ц..фра, ц..ган, скворц_, три девиц_, нора лисиц.., ц..пленок, ц..ркуль, акац..я .

Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_. Могуч_, похож_, хорош_.

III. Закрепление знаний.

  1. Презентация темы "Виды сложных предложений":

  2. а) просмотр слайдов через мультимедийный проектор (Слайд 4) Открытый урок по русскому языку на тему Виды сложных предложений

б) опрос учащихся по теме "Виды сложных предложений".

- На какие типы делятся предложения?

- Чем отличаются сложные предложения от простых?

- Назовите виды сложных предложений.

- Какие предложения мы называем сложносочиненными?

сложноподчиненными? бессоюзными?


  1. ЗАДАНИЕ: данные 6 предложений соотнесите с 6 схемами. (Слайд 5)

1. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

2. Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу.

3. Уже давно взошло солнце, но ветер не утихал и волок по небу стаи низких осенних облаков.

4. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил.

5. Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.

6. Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды.

А) [ ], но [ ]. Г. [ ], и [ ].

Б. [ ] : [ ]. Д. [ ], (что…).

В. [ ], [ ]. Е. (когда…), [ ] .

Самопроверка (Слайд 6) 1 - В; 2 - Е; 3 - А; 4 - Б; 5 - Г; 6 - Д

0 ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», 3 и более ошибок -«2»

  1. Выполнение теста "Виды сложных предложений".

Тест (представлен каждому ученику).

№ 1. Укажите сложносочиненное предложение, в котором не должна стоять запятая (знаки не расставлены)

1) С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

2) По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины

3) Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

4) Остап уже занимался своим делом и давно отошел к куреням.

№ 2. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Он был такой грузный и большой,(1) что кочки не держали его. А путь наш лежал через болота,(2) и мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины. Измученные,(3) мы потом лежали на кочках.

№ 3. Найдите сложносочиненное предложение (знаки не расставлены)

1) Ни ветра на земле ни туч на бледном своде.

2) Посмотри, как тихо позолоту август рассыпает на полях.

3) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма

4) Бездонны любви материнской глубины и ею не зря дорожат.

№ 4. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Лежать долго было нельзя, (1) кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. Надо было подниматься и снова брести, (2) опираясь на винтовки. Хорошо, (3) что ночи стояли светлые.

№ 5. Среди предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

1) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать.

2) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.

3) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
4) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.

№6. Выпишите грамматическую основу предложения Мимо меня прошел один из моих друзей.

Ключи. (Слайд 7)

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

ответ

2

2

4

3

4

Один из друзей прошёл


  1. Творческое задание. (Слайд 8) Запишите 5-6 сложных предложений разного типа по картине Исаака Левитана «Золотая осень» на тему: «Люблю я пышное природы увяданье».

И. И. Левитан «Золотая осень»

Открытый урок по русскому языку на тему Виды сложных предложений

Домашнее задание (дифференцированное):

1) Составить тест по теме "Сложное предложение" из 12 вопросов

с 3 вариантами ответов. (оценка "5").

2) Составить кроссворд по темам урока (оценка "4").

3) Выполнить упр. 357 (оценка "3").

Лист самооценки.

Тема: «Виды сложных предложений».


1. Повторение материала по теме "Орфография".

2. Выполнение разноуровневых заданий по теме «Орфография»

3. Соотнести предложение со схемой.

4. Выполнение теста.

5. Творческое задание.

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5.

итоговая

оценка













© 2010-2022