Урок русской литературы на тему: Ч. Т. Айтматов. Плаха (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочный план

Предмет: литература

Дата:

Класс: 8 с казахским языком обучения

Учитель: Каймалакова Н.У.

Тема урока

Ч.Т.Айтматов. Роман «Плаха» (отрывок из романа.)

Цели урока

рассмотреть идейно-художественное своеобразие романа, образы главных героев, проблематику романа; воспитывать интерес к литературе, развивать критическое мышление учеников.

Ожидаемый результат

Ученики научатся рассуждать по прочитанному, рассмотрят образы главных героев, темы и проблемы, поднятые в отрывке романа, смогут высказать свои мнения по отрывку.

Тип урока

Урок закрепления темы

Методы обучения

словесный, частично-поисковый, наглядный, индивидуальная работа, групповая работа.

Ресурсы

Учебник, текст, задания для групп, 6 мыслительных шляп, листы бумаги, маркеры.

Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І.Организационный момент

2 мин.

1.Психологический настрой

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Вот с таким хорошим настроем мы начнём урок.

-Сегодня на уроке мы продолжаем работу над отрывком романа Ч.Айтматова «Плаха».

-Что мы должны узнать сегодня на уроке? Поставьте цели урока.

2.Деление на группы.

По счёту на 1,2,3,4

Ученики желают друг другу хорошего настроения, настраиваются позитивно на урок.

Ученики ставят цели на урок.

Делятся по счёту на 4 группы.

ІІ.Актуализация опорных знаний

2 мин.



5 мин.

1.Словарная работа

Роман называется «Плаха».

-Что же такое плаха? Как вы понимаете значение этого слова?

Учитель слушает мнение учеников и разъясняет значение этих слов.

Плаха - это возмездие (жаза), плаха - правда и истина (шындық және ақиқат). Каждый из героев романа выбрал свою дорогу к плахе.

2.Работа над иллюстрациями к роману.

Каждая группа комментирует 1 иллюстрацию. Кто изображён, какой эпизод из жизни? Ваше мнение об иллюстрации.

Выявляются темы отрывка из романа, проблематика.

-Взаимоотношения человека и природы.

-Тема совести

-Проблема вседозволенности.

Ученики высказывают своё понимание слова «плаха», записывают в тетрадь значение этого слова.

Ученики раскрывают иллюстрации к роману, высказывают своё мнение об эпизоде или герое.

ІІІ.Проверка домашней работы

3 мин.

1.Проверка знаний текста. Метод мозгового штурма.

-Как звали коня Бостона?

-О чём молилась Акбара волчьей богине Бюри-Ане?

-Почему волчица Акбара решила так близко подойти к человеческому жилью?

-Какая трагедия произошла в погоне за Акбарой?

-Что совершает Бостон в отчаянии?

Ученики отвечают на вопросы на листах, проводят самооценивание по 5-бальной шкале.

5 вопросов -5, 4 вопроса - 4, 3вопроса -3, 2 вопроса -2

IҮ. Работа по теме урока

10 мин.

Групповая работа. Прочитать, рассказать эпизод повести. Составление тонких и толстых вопросов.

1 группа: Волчица Акбара.

2 группа: Акбара и малыш.

3 группа: В погоне за волчицей Акбарой.

4 группа: Суд над Базарбаем.

Учитель поясняет.

-Толстые вопросы требуют развёрнутый ответ на вопрос, а тонкие вопросы требуют однозначный, фактический ответ.

Учитель подводит вывод:

В романе описывается взаимотношения животного мира и людей, человека и природы, добра и зла.

Ученики в группе работают над своей частью текста, составляют тонкие и толстые вопросы, рассказывают свою часть, читают свои вопросы . Другие группы отвечают на поставленные вопросы.

V. Понимание и применение

10 мин.





  1. мин.

1.Работа в группах по стратегии РАФТ.

1 группа: Волчица

2 группа: Бостон.

3 группа: Гулюмкан.

4 группа: Писатель.

Р - роль. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А - аудитория. Кому вы будете обращаться?

Ф - в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе, обвинение на суде).

Т - тема. О чём будет ваш текст? Какова его основная идея?

2.Заслушиваются выступления групп.

Ученики составляют текст от имени героев повести, выступают от имени разных героев, высказываются разные позиции.

Во время выступлений группы оценивают друг друга методом «Две звезды, одно пожелание»

VI. Оценивание

6 мин.

Даётся оценка произведению методом 6 шляп.

Белая шляпа: Что я узнал из отрывка романа?

Жёлтая шляпа: Что было позитивным, важным в романе? Почему?

Красная шляпа: Какие чувства возникали при чтении текста?

Чёрная шляпа: Что было неясным, негативным, проблематичным? Почему?

Зелёная шляпа: Что можно было изменить в романе? Подойдите творчески к чтению отрывка.

Синяя шляпа: Обобщите высказывания других групп. Выводы по роману.

Ученики оценивают информацию, которую они получили при чтении отрывка романа, учатся критически осмысливать информацию.

VII. Рефлексия

1 мин.

Оцените свою деятельность на уроке и смогли ли мы достичь цели урока.

Ученики пишут на стикерах, чему они научились на уроке.

VIII. Домашнее задание

Рефлексия учителя:

1 мин.

Д/з. Написать сочинение-эссе «Трагическое столкновение человека и природы в романе «Плаха».



© 2010-2022