• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок литературы в 7 классе «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме

Урок литературы в 7 классе «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме

     Системно-деятельностный подход в обучении Прогнозируемый результат:  Ученики смогут: рассказать об особенностях быта 16 века (пир во дворце царя Ивана Грозного, уклад жизни купеческой семьи), объяснить, как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею произведения; сопоставить исторический материал и художественное произведение; работать с различными источниками информации; охарактеризовать главных героев «Песни…» Разработка урока включает в сея: 1. конспект урока; 2. виде...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задание сложного уровня.

На основе сопоставления литературного и исторического материала составьте презентацию «Образ Ивана Грозного. Быт и нравы царя»

- Что вы знаете об Иване Грозном?

- Таков ли он в истории?

- Проанализируйте сцену пира во дворце Ивана Грозного.

- Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных?
- Какие законы нарушает Кирибеевич?

- Что в сцене трапезы при царском дворе раскрывает это явление как традицию?
- Найдите в тексте детали, подчёркивающие в событиях их устойчивую повторяемость, а в поведении людей - традиционно сложившиеся правила.





Задание сложного уровня.

На основе сопоставления литературного, исторического материала и иллюстраций, рассказать о правилах кулачного боя, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика героев поэмы Киребеевича и Калашникова в поединке»

- Рассмотрите ещё одну картину быта 16 века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного - кулачный бой.

- Как вы думаете, исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? Найдите доказательства правоты суждения в тексте

- Сравните характеры героев поэмы - Киребеевича и Калашникова. Выявите цель участия каждого в поединке.

Цель участия в поединке

Поведение перед боем

Художественные средства изображения героев

Герой глазами живописцев

Кирибеевич











Калашников










- Каков исход кулачного боя?

- Что представлял собой кулачный бой в Средневековой Руси. Сопоставьте данные историков и содержание «Песни…».

- Сделайте вывод на основе проведённого сопоставления.

- Какие правила нарушает Калашников- Какие христианские заповеди нарушает герой, почему герой называет себя «грешной душой»?

- Почему Калашников нарушает все заповеди, зная, что это будет стоить ему жизни?

Задание среднего уровня.

Нормы народной жизни, быт русской семьи в XVI веке были отражены в «Домострое». Изучите основные тезисы из этой «энциклопедии домашней жизни и моральных норм» и выберите те законы, которые отражены в поэме М.Ю.Лермонтова.

- Найдите описание лавки Калашникова. Каким купцом он был?

- Найдите описание дома купца. О чём нам говорит описание дома?

- Каковы семейные устои в семье Калашникова

- Почему Калашников удивлён тем, что его не встречает молодая жена?

- Как Калашников встречает жену, каким наказанием грозит?

- Почему поведение Алены Дмитриевны вызвало гнев мужа?








Задание легкого уровня.

На основе литературного, исторического материала и иллюстраций создайте коллаж «Опричники эпохи Ивана Грозного», расскажите об опричнине

- Для чего Иван Грозный ввел опричнину?

- Какие отличительные черты были у опричников?

- А как относился царь к опричникам? Может они были любимчиками?

© 2010-2022