Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Дата

Название темы урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Содержание учебно-познавательной деятельности

Оборудование

Примечание






Общие сведения о языке






1



Международное значение русского языка.

1

Знать формы существования национального русского языка

Роль русского языка в современном мире



2



Понятие о литературном языке.

1

Знать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка

Русский литературный язык - основа национального русского языка, основа художественной литературы. Языковая норма.






Повторение изученного в 5-8 классах






3



Рр Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

1

Уметь создавать устное монологическое высказывание, вести диалог, владеть правильной интонацией.

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности

Презентация


4



Рр Стили речи

1

Уметь: различать стили речи, определять их жанры, тему, основную мысль текста; создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресат.

Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей.

Таблица


5-6



Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами.

2

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать виды простых предложений.

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов. Виды предложения по наличию главных членов.

Таблица


7-8



Предложение с обособленными членами.

2

Уметь опознавать предложения с обособленными второстепенными членами, использовать их в речи.

Предложение с обособленными второстепенными членами

Таблица


9



Рр Изложение

1

Уметь писать сочинения по предложенному зачину.

Сочинение по данному началу.


Сайт ФИПИ


10



Работа над ошибками.

1

Уметь производить анализ собственных ошибок.




11



Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

Уметь интонационно выразительно читать предложения с вводными словами, обращениями, вставными конструкциями; объяснять постановку знаков препинания в них.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами, обращениями, вставными конструкциями.

Карточки с индивидуальными

заданиями


12



Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-8классах»

1

Уметь грамотно писать; производить различные виды лингвистического разбора




13



Работа над ошибками.

1

Уметь анализировать ошибки, допущенные в диктанте.







Сложное предложение

5




14



Сложное предложение

1

Уметь различать изученные виды простых предложений, определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их.

Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные средства синтаксической связи между частями СП.

Таблица «Основные виды СП»


15



Союзные и бессоюзные предложения

1

Знать классификацию СП; уметь разграничивать СП разных типов, строить предложения с заданной конструкцией, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП.

Типы СП. Смысловые отношения между частями СП. Знаки препинания в СП.



16-17



РР Сочинение в форме дневниковой записи.

2

Уметь создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова, инверсию и т.д.

Запись впечатлений от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» в форме дневника: «Я смотрю, я чувствую…»

Репродукция картины.


18



Разделительные и выделительные знаки препинания между частями СП. Интонация СП.

1

Знать о назначении знаков препинания в СП. Уметь интонационно оформлять СП.

Знаки препинания и их функция. Авторское употребление знаков препинания.






Сложносочинённое предложение



19



Понятие о сложносочиненном

предложения (ССП)

1

Знать определение ССП; группы союзов по значению. Уметь различать простые и СП; находить ССП в ряду СП.

Сложносочиненные предложения (ССП)

Таблица


20



Средства связи частей ССП

1

Знать группы сочинительных союзов. Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

ССП с разделительными, соединительными, противительными союзами.

Таблица


21



Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

1

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

ССП с разделительными, соединительными, противительными союзами.

ЦОР


22



Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

1

Знать условия постановки запятой в ССП. Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разборы.

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП


П.16

23-24



РР Сочинение-описание по воображению

2

Знать нормы правописания. Уметь создавать текст, выбирать жанр будущего сочинения.

Сочинение-описание по воображению на основе картины В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»

Репродукция.

Презентация с подбором картин.

№74

25



Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

1

Средства связи в СП.



26



Повторение темы «Сложносочиненное предложение»

1

Средства связи в СП. Знаки препинания в ССП.


Возможно использование урока в качестве резервного

27



Контрольная работа

1

Знать структуру ССП, условия постановки знаков препинания.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

Средства связи в СП. Знаки препинания в ССП.






Сложноподчинённое предложение




28



Понятие о сложноподчиненном предложении. СПП и его грамматические признаки.

1

Знать определение СПП, структуру, средства связи. Уметь находить главное и придаточное предложения, определять средства связи.

СПП, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи: интонация, подчинительные союзы, союзные слова.

Таблица


29



Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

1

Знать, что придаточное предложение может занимать различное положение по отношению к главному. Уметь находить главное и придаточное предложения, находить границы придаточного предложения, определять средства связи, обосновывать постановку знаков препинания.

Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи. Знаки препинания.

Таблица


30



Союзы и союзные слова в СПП.

1

Знать средства связи частей СПП. Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно расставлять знаки препинания.

Средства связи СПП: интонация, подчинительные союзы и союзные слова.

Таблицы


31



Роль указательных слов в СПП.

1

Знать о роли указательных слов. Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП.

Место придаточного в СПП. Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные и синтаксические нормы.



32



РР Рецензия на прочитанное произведение

1

Знать, что такое рецензия. Уметь создавать рецензию на художественное произведение.

Рецензия. Особенности жанра. Составление плана рецензии. Отбор языковых средств.


Д/З: написать рецензию на прочитанное произведение.

33-34



РР Сжатое изложение

2

Знать основные способы сжатия текста. Уметь сжимать исходный текст, применяя несколько способов сжатия.

Способы сжатия текста. Микротемы. Отбор информации.

ТСО

По № 106 или демоверсия ГИА 2012 г

35



Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными

1

Знать группы СПП по значению и строению. Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов.

Основные группы СПП по значению и строению. СПП с придаточными определительными.

Таблица


36



СПП с придаточными определительными

1

Знать группы СПП по значению и строению. Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, пунктуационно правильно оформлять СПП с придаточными определительными.

СПП с придаточными определительными.

Таблица


37-38



СПП с придаточными изъяснительными

2

Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи. Уметь опознавать данный вид СПП, конструировать СПП с придаточными изъяснительными.

Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы.

Таблица


39



СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные места и времени.

1

Знать виды придаточных обстоятельственных. Уметь определять их в тексте.

Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП.

Таблица


40



СПП с придаточными причины, условия, цели, следствия и уступки.

1

Знать признаки перечисленных придаточных предложений, о возможностях и целесообразности синонимической замены придаточных причины и уступки. Уметь определять значение придаточных, употреблять их в речи.

Структура СПП с придаточными причины, условия, цели, следствия и их отличия от других видов. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные предложения с главным.

Таблица


41-41



СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.

2

Знать признаки перечисленных придаточных предложений. Уметь определять значение придаточных, употреблять их в речи.

Средства связи главного и придаточных предложений. Синтаксические нормы.

Отличие сравнительных придаточных от сравнительных оборотов.

Таблица


42



Различные способы выражения сравнения

1

Знать признаки СПП. Уметь определять виды придаточных., определять значения сравнений, выраженных разными способами.

Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений с

Сравнительными оборотами. Значение сравнительных конструкций в речи.



43



РР Сочинение-рассуждение о природе родного края.

1

Знать структуру рассуждения как типа речи. Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств., соблюдать нормы построения текста и нормы правописания.

Возможна работа по картине В.П. Фельдмана «Родина» № 166 ( по данному началу)

Репродукции картин, выставка книг.


44



Систематизация и обобщение изученного по теме «СПП»

1

Знать признаки СПП. Уметь определять виды придаточных., определять их значения; конструировать СПП с разными типами придаточных, пунктуационно правильно их оформлять.

Виды придаточных предложений. Средства связи в них. Знаки препинания в СПП.



45-46



СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

2

Знать понятие многочленных СП, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными, их комбинации, правила постановки знаков препинания. Уметь определять виды придаточных, производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными в текстах разных жанров.

Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания. Синонимичная замена предложений.

Памятки


47



Синтаксический и пунктуационный разбор СПП

1

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП. Уметь производить (устный и письменный) синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП

Памятка


48



РР Сообщение на лингвистическую тему. Реферат

1

Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, извлекать информацию из разных источников, пользоваться лингвистическими словарями. Уметь использовать цитаты для передачи чужой речи.

О происхождении псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним»)

№ 175



49-50



РР Изложение на лингвистическую тему

2

Уметь передавать основную мысль и содержание текста.

с элементами сочинения на морально-нравственную тему.



51



Повторение по теме «СПП»

1

Знать теоретический материал, изученный в разделе «СПП». Уметь применять на практике полученные знания.

Повторение изученного в разделе. Подготовка к диктанту.



52



Повторение по теме «СПП»

1



53



Повторение по теме «СПП»

1



54



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «СПП»

1

Знать теоретический материал, изученный в разделе «СПП». Уметь применять на практике полученные знания.






Бессоюзное сложное предложение






55



Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП.

1

Знать определение БСП, смысловые отношения между его частями; особенности интонации.

Уметь опознавать их в тексте, расставлять знаки препинания.

БСП, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные особенности. Пунктуационные нормы.

Таблица


56



БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.

1

Знать условия постановки названных знаков препинания между частями БСП со значением перечисления.

Уметь определять смысловые отношения, обосновывать выбор знака препинания.

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные особенности. Пунктуационные нормы.

Таблица. Схема. ЦОРы.


57



РР Подробное изложение

1

Уметь адекватно передавать основную мысль и содержание текста.

№ 192



58



БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

1

Знать условия постановки двоеточия в БСП. Уметь правильно ставить необходимые знаки препинания между частями БСП, конструировать БСП.

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

Таблица. Схема. ЦОРы.


59



БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП.

1

Знать условия постановки тире в БСП. Уметь правильно ставить необходимые знаки препинания между частями БСП, конструировать БСП.

БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП.

ЦОРы


60



Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

1

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора БСП. Уметь производить (устный и письменный) синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

Памятка.


61



РР Сочинение-отзыв

1

Знать структуру сочинения-отзыва. Уметь создавать текст в заданном жанре.

Сочинение-отзыв по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка» № 202

Тексты-образцы.

Репродукция картины.


62-63



Систематизация и обобщение по теме «БСП».

2

Знать структуру БСП, условия постановки знаков препинания в БСП, порядок разборов. Уметь опознавать БСП в тексте и на слух, правильно выбирать знаки препинания, конструировать БСП, составлять их схемы, производить синонимичную замену.

БСП. Знаки препинания в нем. Разбор БСП

Таблицы. Памятки.

Тесты.


64



Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Уметь опознавать БСП в тексте и на слух, правильно выбирать знаки препинания, конструировать БСП, составлять их схемы, производить синонимичную замену.






СП с разными видами связи


Возможна контрольная работа в виде теста

65



СП с разными видами связи

1

Знать структурные особенности СП с разными видами связи.

Структурные особенности СП с разными видами связи.

Таблица.

66



Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1

Знать правила постановки знаков препинания в многочленных предложениях с разными видами связи. Уметь находить границы предложений, обосновывать выбор постановки знаков препинания.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы.

Таблица.

ТСО


67



Синтаксический и пунктуационный разбор СП с разными видами связи.

1

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора СП с разными видами связи. Уметь производить (устный и письменный) синтаксический и пунктуационный разбор СП.

Синтаксический и пунктуационный разбор СП с разными видами связи. Сочетание видов связи

Памятки.

ТСО


68-69



РР Изложение

2

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, сохранять структуру текста.

Подробное изложение

ТСО


70



РР Публичная речь

1

Знать структуру и особенности публичного выступления. Уметь подготовить выступление.

П. 40

ТСО (записи выступлений политиков, общественных деятелей)


71



Повторение темы «Сложное предложение»

1



72



Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»

1

Уметь опознавать СП в тексте и на слух, правильно выбирать знаки препинания, , составлять схемы СП, производить различные виды лингвистического разбора.

Диктант с грамматическим заданием.






Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах




73



Общие сведения о языке. Основные виды словарей.

1

Знать типы словарей. Уметь пользоваться различными типами словарей.

Словарь как вид справочной литературы.

Словари


74



Язык художественной литературы

1

Уметь производить анализ художественных текстов.

Язык художественной литературы: цели, функции.

Словари.

Презентация.


75



Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

Знать особенности произношения гласных и согласных звуков; варианты ударений. Уметь производить звуковой анализ текста.

Звуки русского языка, их классификация. Орфоэпические нормы и нормы письма.

Таблицы.


76



Лексика и фразеология.

1

Знать типы словарей. Уметь пользоваться лексическими словарями для толкования слов.

Основные способы объяснения лексического значения.

Словари.

Презентация.


77



Морфемика и словообразование

1

Знать определение морфемики словообразования; назначение значимых частей слов; способы словообразования, порядок разбора слов по составу. Уметь членить слово на морфемы; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; производить разбор по составу.

Морфемы, передающие информацию о слове. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ.

Словари. Таблица.

ТСО


78-79



Морфология и орфография

2

Знать общие признаки частей речи. Уметь определять принадлежность слова к части речи; производить морфологический разбор слов; находить и исправлять ошибки в указанных определениях морфологии.

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.

Тест


80



Орфография и пунктуация

1

Знать определение орфографии и пунктуации; о связи орфографии с другими разделами науки о языке. Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия их выбора.

Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания.

Карточки с индивидуальными заданиями.


81-82



Контрольная работа по типу ГИА

2

Индивидуальные тесты.


83



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1



84-85



Резервные часы для повторения и проведения административных работ

2





























Требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников 9-ого класса по русскому языку.

В результате изучения русского языка выпускник должен:

знать/ понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;

текст:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п. );

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.





Литература



  1. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Л. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

  3. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.

  4. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл./ И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.

  5. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/ Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

  6. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс/ Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

  8. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь/ Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.

  9. Голуб И. Б. Основы культуры речи/ И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

  10. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки/ И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.

  11. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка/ Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.













Тематическое планирование

Наименование

разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

теорию

контроль

развитие речи

1.

Общие сведения о языке

2

2



2.

Повторение изученного в 5-8 классах

11

7

1

3

3.

Сложное предложение. Культура речи

5

3


2

4.

Сложносочинённое предложение

10

7

1

2

5.

Сложноподчинённое предложение

32

21

3

8

6.

Бессоюзное сложное предложение

10

7

1

2


Сложные предложения с различными видами связи

7

3

1

3


Повторение и систематизация изученного в V-IX классах

10

8

2



Итого

87

58

8

20









Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. - Москва «Просвещение», 2010 год.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык. 9 класс». Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы

Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие

Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 9 классе». Москва, «Просвещение», 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 87 часов ( 2 часа в соответствии с учебным планом МКОУ Коротоякская СОШ и 0,5 часа добавлено на изучение русского языка из компонента образовательного учреждения).

Преподавание русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.



























Содержание тем учебного курса

Общие сведения о языке (3 часа)

Роль языка в жизни общества. Языковые контакты русского языка.

Международное значение русского языка (1 час)

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Роль старославянского языка в развитии русского. Значение письменности. Русская письменность.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах ( 8ч + 3 ч)

Виды речи. Стили речи. Простое предложение.

Сложное предложение. Культура речи (5 часов)

Сложносочиненные предложения (8 + 2)

1. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

2. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения (24 + 8)

1. сложноподчинённые предложения и их особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточными предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их текстообразующая роль.

2. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения.

3. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Бессоюзные сложные предложения (8 + 2)

1.Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль.

2. Интонация в БСП. Синонимичность союзных и бессоюзных сложных предложений.

3. Реферат небольшой статьи (фрагмента) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (4 + 3)

1. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

2. Употребление в речи предложений с разными видами связи.

3. Конспект.

Повторение и систематизация изученного в V-IX классах (10 часов)

Систематизация сведений о стилях и типах речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

  • - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

  • - учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

  • - учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

  • Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:

  • 1) умение раскрывать тему;

  • 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

  • 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.


Оценка

Основные критерии оценки


Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

Диктанты - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.





© 2010-2022