Урок по теме Указательные местоимения (6 класс)

Урок разработан и проведён для 6 класса с целью создания условий для формирования понятия у обучающихся значения указательных местоимений. В ходе урока достигались следующие результаты: ·         Предметные результаты: - научиться определять указательные местоимения в речи; - понимать их морфологические признаки, синтаксическую роль и функции в речи. ·         Метапредметные результаты:             -уметь ставить цель своей деятельности, соотносить результат с поставленной целью, делать вывод о ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИО педагога

Попиль Ольга Николаевна

Тема урока

Указательные местоимения

Тип урока

Урок-путешествие

Класс

Цель урока

Создать условия для формирования понятия у обучающихся значения указательных местоимений.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты:

- научиться определять указательные местоимения в речи;

- понимать их морфологические признаки, синтаксическую роль и функции в речи.

Метапредметные результаты:

- уметь ставить цель своей деятельности, соотносить результат с поставленной целью,

делать вывод о том, достигнута ли она;

-уметь организовывать деятельность - свою и группы;

-уметь слушать одноклассников и вступать в диалог.

Личностные результаты:

- учиться приобретать новые знания.


Оборудование

Компьютер, проектор, презентация Power Point, маршрутные листы, билеты с пословицами, карточки для индивидуальной, групповой и парной работ.



Ход урока:

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Деление по группам

(слайд 1)Создание эмоционального настроя:

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Так не будем тратить время зря,

И давайте же приступим мы к работе.

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по г. Местоименску. Что вы можете сказать об этой части речи? А всё ли нам известно об этой части речи? А хотелось бы вам узнать больше? Тогда в путь! (слайд 1)В путешествии всегда узнают что-то новое и совершают экскурсии согласно маршруту. Билеты, вероятно, продаются в кассе. Давайте определим, правильно ли вы сели.

Итак, вспомним, о каких местоимениях мы уже говорили сегодня, и о каких ещё не вспоминали? (слайд2)А теперь с некоторым запасом знаний - в путь. По ходу путешествия будем заполнять маршрутные листы, в конце увидим по ним, насколько полезным и удачным было путешествие. (Начнём их заполнять.)

Настраивание на урок























Читают предложения в билете, называют разряд местоимений. (приложение 1) Садятся согласно разрядам.

Оформление маршрутных листов(число, кл.раб. приложение 2)

Коммуникативные:

-вступать в диалог с учителем, одноклассниками;

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Личностные:

-желание приобретать новые знания, умения

II. Создание проблемной ситуации.

Работа с предложениями на экране: (слайд 3)

Итак, мы должны узнать конечную цель нашего путешествия. Давайте прочитаем текст.

Книги - наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут вам о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогают вырабатывать характер. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.

- О чём говорится в тексте?

- К чему призывает нас автор?

- Какие книги нужно читать? А что значит слово «облагораживают»?

- Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению

- Давайте проверим, все ли местоимения мы нашли. Какие местоимения остались без нашего внимании? Почему?

- Мы не смогли найти местоимения, потому что с этими разрядами местоимений вы ещё не работали. Сегодня мы с вами поговорим о таких местоимениях, как эти, такие. Узнаем, как они называются, изменяются, употребляются в речи. Это и будет конечная цель нашего маршрута по г. Местоименску. Мы сегодня будем работать по-разному: и все вместе, и каждый самостоятельно, и в группах.

-Читают предложения, анализируют, делают выводы.































(наши -притяжательное, их, вам, они - личные, которые - относительное).

(Без внимания остались местоимения эти, такие).


Познавательные:

-понимать информацию;

-осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

- участвовать в общей беседе;

-формулировать собственные мысли.

III. Целеполагание

Давайте сначала попробуем определить, цели нашего путешествия, которые поставим перед собой.

(инструкция-маршрут) (слайд 4)

-Верно. Весь урок будет состоять из нескольких учебных задач или остановок. В маршрутном листе прописаны ваши действия по порядку, даны указания на материал для работы, на способы деятельности и рекомендации, то есть пояснения того, как вы будем работать: все вместе, индивидуально или в группе.

- Сейчас я прошу вас выполнить задание остановки № 1. Нарисуйте, с каким настроением пришли.

Может кто-то сказать, как называется этот разряд?

Обратимся за информацией на остановке № 2.(слайд 5) (приложение3)

Указательных местоимений в русском языке не так много. Вот они:

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ (в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР, НА СЕЙ РАЗ)

Формулируют цели урока, определяют своё настроение





Работа с таблицей рефлексии



Работа с предложенной информацией.

Познавательные:

-осознавать познавательную задачу.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

IV. Поиск решения проблемы

Работа в группах

Переходим ко второй учебной задаче. Остановка Практическая. Прочитайте задания к ней и выполните. (приложение 4)

Выступление команд.(проверка с эталона)

Вывод по каждой карточке, выставление оценки. (слайды 6,7,8)

А теперь наши группы меняются по часовой стрелке. Во время путешествия случаются неожиданности и состав группы может смениться.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Ну а теперь я предлагаю перейти вам к следующему зданию города и поиграть в игру «Наведи порядок». (Слайды 9,10) (приложение 5)

Вывод, выставление оценки, переход-смена групп.

Проблемы:

-употребление местоимений;

-нахождение в речи, определение разряда;

- ошибки при употреблении;

-правописание

Работают в группах по карточкам.

Учитель следит за работой в микрогруппе, оценивает работу учеников.

выставление оценок.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-строить монологические высказывания;

-формулировать собственные мысли.

Регулятивные:

- планировать необходимые действия.

V. Актуализация знаний

- Давайте докажем, что перед нами текст, а для этого определим тему и идею отрывка. О чём здесь идёт речь?

- Каким словом автор называет этих людей?

- Какого человека можно назвать настоящим книголюбом?

- Чаще всего мы называем человека, который читает книги, словом читатель. Являются ли синонимами слова книголюб и читатель? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к «Толковому словарю» Сергея Ивановича Ожегова. Книголюб - любитель книг. (слайд 11)

Читатель - 1)тот, кто читает какие-либо произведения;

2)посетитель общественной библиотеки.

-Можно ли по книгам, которые читает человек, судить о самом человеке?

- Вот что писал об этом известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: «Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты».

- Теперь давайте найдём в тексте указательные местоимения.

- Вспомним ещё раз, для чего они служат?

(О том, что книга сейчас доступна в любом месте нашей страны, и о людях, которые любят и умеют читать).

(Книголюбы).









(для связи предложений в тексте).

Познавательные:

- понимать информацию ;

- осуществлять анализ, синтез, делать выводы.

Коммуникативные:

- слушать и отвечать на вопросы.

Личностные:

- осваивать новые виды деятельности.

Регулятивные:

- действовать по плану.


VI. Первичная проверка понимания

- Обратимся снова к карте урока и выполним задание на остановке Познавательная. Изучение некоторых грамматических норм, связанных с употреблением предлогов при указательных местоимениях (слайды 12,13)


Работа в парах

Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

VII. Этап подведения итогов.

Ребята, мы сегодня хорошо поработали. Пришло время подвести итоги. Наше путешествие приближается к концу. Заглянем в маршрутные листы. (Посчитайте свой средний балл). (слайд 14)
Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями.(слайд 15)
Давайте вновь обратимся к целям нашего путешествия и выясним, удалось ли нам добраться к нашему последнему пункту.

- Может, кто-то хочет зачитать, что у него получилось? А для кого осталось что-то неясным. Ничего страшного, ведь мы завтра продолжим работу над этой темой.

- Близится звонок, и мне осталось только поблагодарить вас за работу и попрощаться .

Оценивают свою деятельность, выставляют итоговую оценку, озвучивают её.

Регулятивные:

- контролировать процесс и результаты деятельности

VIII.Рефлексия (слайд 16)

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились!

С задачей урока справились.
Что в путешествие понравилось?
Что закрепили, новое узнали,
О чем бы маме рассказали?

Самооценка

смайлик

Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

IX.Домашнее задание

(слайд17)

Дома с домашними поговорите
О путешествии расскажите.

Упр.443



© 2010-2022