- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой Е. А. 7 класс
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой Е. А. 7 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Боровкова Н.Я. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы программы Е.А.Быстрова, Ю.Н.Гостева, Л.В.Кибирева, Т.М.Воителева, Е.С.Антонова, Н.Н.Фаттахова, И.Р.Калмыкова/Русское слово 2010). Программа курса «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией Е.Н.Быстровой соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Программа разработана для работы по учебнику «Русский язык. 5-9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014;
В программе за курс 7 класса отводится 136 часов (4 в неделю), из них на развитие речи - 36 часов, контрольных работ - 9 часов.
Срок реализации- 2015-2016 г
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), из них на развитие речи - 36 часов, резервные - 9 часов.
При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, лингвистические рассказы на основе интерактивных таблиц, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д.
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Поэтому содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Преподавание русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В связи с большим объёмом материала увеличено количество часов на повторение в начале года с 8 часов (авторская программа Е. А. Быстрова) до 11 часов за счет уменьшения часов на повторение в конце года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов и тем
Количество часов всего
Контрольных уроков, тестов
1.
Русский язык в современном мире
1
2.
Речь
40
2
3.
Повторение изученного в 5 - 6 классах
11
1
МОРФОЛОГИЯ
4.
Причастие
28
1
5.
Деепричастие
12
1
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МЕЖДОМЕТИЯ
6.
Служебные части речи. Междометия.
1
7.
Предлог
10
1
8.
Союз
13
1
9.
Частица
15
1
10.
Междометия. Звукоподражательные слова
3
11.
Повторение и систематизация изученного
7
1
ИТОГО
140
9
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (136часов)
№
Тема урока
Количество
уроков
Дата
Тип урока
Содержание учебного материала
Виды работ
Результаты
образования
Способы и формы оценки достижения результатов
Учебно-методическое и
информационное обеспечение
Сведения о языке
1.
Русский язык в современном мире
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Знакомство с учебником русского языка для 7 класса
Повторяем орфографию
осознавать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире
Безударная гласная в корне проверяемая и непроверяемая, удвоенные согласные
РЕЧЬ 40 часов в течение всего года
2
Рр1 Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац. Структура текста.
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста.
кластер
знать признаки текста, композиционные элементы абзаца и целого текста; определять тему, основную мысль текста, ключевые слова;
знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин¸ средняя часть, концовка)
Работа с текстом. Имя числительное, разряд и строение
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
3.
Рр2 Простой и сложный план текста.
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Составление простого и сложного планов
план
делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п.
Работа с текстом.
repetitor.1c.ru/
4
Рр3 Чтение как вид деятельности
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
Расширение круга сведений о речевых средствах
Пересказ по плану
анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Работа с текстом
5
Рр3
Чтение как вид деятельности
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
Беседа о роли чтения
таблица
устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.
Работа с текстом. Морфемный состав слов. Типы речи
1september.ru/ru/
6
РР 5 Научный стиль и его особенности.
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
Различие стилей в русском языке
таблица
различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.
Работа с текстом. Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении
7
Рр 6
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
Публицистический стиль и его особенности
таблица
различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.
Работа с текстом, правописание прилагательных
8
Рр 7 Обобщение по разделу «Речь».
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Речевые особенности текста
Словарный диктант стр.50
оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.
Правописание сложных слов, правописание корней с чередованием гласных, однородные члены предложения
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
9
Рр 8 Проверочная работа по разделу «Речь».
1
Урок контроля
Повторение и обобщение изученного материала о тексте,его теме, основной мысли.
Проверочная работа
Лексика, ограниченная в употреблении
10
Рр 9 Анализ проверочных работ по разделу «Речь»
1
Урок коррекции
исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Слитное и раздельное не, ни
repetitor.1c.ru/
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
11
Фонетика. Орфоэпия.
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Фонетические и орфоэпические нормы
Словарный диктант стр.50
анализировать и характеризовать отдельные звуки речи,
отражать особенности их произношения с помощью транскрипции;
овладеть основными правилами литературного произношения и ударения
применять знания и умения по фонетике в практике правописания
Тестовые задания. Неологизмы, правописание гласных и согласных в корне
school.edu.ru/ -
12
Рр11
Написание подробного обучающего изложения о ведении диалога (по И. Милославскому) стр.61
1
Урок развития речи.
Ведение диалога
Сложный план
создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
уметь кратко передать содержание текста.
Редактирование текста, ключевые слова текста, фонетический анализ слова
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
13
Мониторинговое исследование
1
комбинированный
входной контроль
Подробное изложение
создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
уметь кратко передать содержание текста.
Изложение, непроверяемые безударные гласные в корне
school.edu.ru/ -
14
Морфемика. Словообразование. Анализ изложения подробного обучающего изложения о ведении диалога (по И. Милославскому) стр.61
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Анализ изложения
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописа
ния
15
Лексика и фразеология.
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Лексические нормы
Словарный диктант стр.67
осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответст-вии со значе-ниием и ситуа-цией общения
знать основные по-нятия
фразеологии
опознавать фразеологии-ческие
обороты по их признакам.
Тестовые задания
Правописание приставок при- и пре-
repetitor.1c.ru/
16
Рр12
Подготовка к обучающему сочинению-рассуждению о взаимоотношении человека и природы. Стр.75
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений.
Словарный диктант стр.72
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Тестовые задания
Выразительные средства языка
1september.ru/ru/
17
Рр13
Написание сочинения-рассуждения о взаимоотношении человека и природы
1
Урок развития речи.
Рассуждение о взаимоотношении человека и природы
схема, план
Уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Редактирование текста, лексический анализ слова
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
18
Морфология. Имя существительное. Анализ сочинения-рассуждения
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Анализ сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение
овладеть основными понятиями морфологии; распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные
части речи.
Сочинение-рассуждение
Ресурсы сайта ЕКЦОР
19
Рр14
Подготовка к обучающему сжатому изложению (по С.Михалкову) упр.102
1
Урок развития речи.
Сжатое изложение
кластер
создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
уметь кратко передать содержание текста.
Окончания существительных в род.п. Исправьте ошибки.
20
Рр 15
Написание обучающего сжатого изложения (по С.Михалкову) упр.102
1
Урок развития речи.
Закрепление умения узнавать тексты публиц.стиля
план
создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
уметь кратко передать содержание текста.
Редактирование текста; способы сжатия текста
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
21
Имя прилагательное
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
. Анализ изложения
Сжатое изложение
применять знания и умения по правописанию и образованию форм прилага-тельных
Сжатое изложение
22
Глагол
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Проверка навыка правописания глаголов
Таблица «Разряды прилагательных по значению»
определять тип спряжения глаголов;
группировать глаголы по заданным морфологическим
признакам.
применять знания и умения по правописанию и образованию форм глагола
Орфоэпия, ударение в кратких прилагательных
school.edu.ru/ -
23
Местоимение. Имя числительное
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Правописание местоимений
Таблица «Морфологические признаки глаголов»
применять знания и умения по правописанию и склонению местоимений, числительных
Тестовые задания; синонимы, антонимы; не с разными частями речи
24
Наречие
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Правила правописания НЕ с разными частями речи
Упражнение 128
применять знания и умения по правописанию и образованию наречий
Исправить ошибки в употреблении местоимений
25
Синтаксис и пунктуация.
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Синтаксические нормы
Словарный диктант
различать синтаксическую функцию частей речи; выделять грамматическую основу двусоставного предложения;
опознавать и разграничивать
простое и сложное предложения; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания,
употреблять их в речи.
Тестовые задание «Правописание наречий»
1september.ru/ru/
26
Обобщение по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах».
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Закрепления умения определять и характеризовать тексты разных стилей
Словарный диктант стр.72,100
различать части речи; применять знания и умения по правописанию и образованию частей речи
Грамматическая основа
school.edu.ru/ -
27
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
1
Урок контроля
Богатство русской лексики
Контрольный диктант
Определение частей речи Тестовое задание
28
Рр16
Комплексный анализ текста (по А.Яшину) стр.101-102
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
Урок коррекции
Повторение сведений об изученных частях речи;
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Грамматическая основа
1september.ru/ru/
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.
Работа с текстом; предложения с прямой речью
29
Место причастия в системе частей речи.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Части речи
Синтаксический разбор
анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия
repetitor.1c.ru/
30
Причастие, его грамматические признаки.
1
урок изучения и первичного закрепления знаний
грамматические признаки причастия
анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия,
31
Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Причастный оборот.
план
определять синтаксическую функцию причастия;
правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовремен-ную соотнесен-ность причас-тий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.
Определение частей речи
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
32
Причастный оборот.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Синтаксическая роль причастного оборота
Словарный диктант стр.114
правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.
Тестовое задание; отличие причастия от прилагательного
school.edu.ru/ -
33
Практикум «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»
1
Урок закрепления знаний
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
Опорный конспект
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
Словосочетание, сложное предложение
34
Обобщение по теме «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовремен-ную соотнесен-ность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.
Орфоэпия (герб); н . нн в суффиксах прилагательных
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
35
РР17
Творческая работа по выбору учащихся («О чем может поведать герб нашего района» или «Чем славится наш район» ) (по упр.155 или 159)
2
Урок развития речи
Чем славится наш район
Самостоятельная работа
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Тестовое задание, правописание прилагательных
36
Действительные и страдательные причастия.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
отличительные признаки действительных и страдательных причастий
Сочинение-миниатюра «Мой город»
распознавать действитель-ные и страдательные причастия; приводить соответствующие примеры
Тестовое задание
repetitor.1c.ru/
37
Причастия настоящего и прошедшего времени.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
отличительные признаки действительных и страдательных причастий
Сочинение-рассуждение
распознавать действитель-ные и страдательные причастия; приводить соответствующие примеры
Сочинение-рассуждение; причастный оборот
1september.ru/ru/
38
Образование действительных причастий настоящего времени
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Корректировка знаний по теме
выборочно-распределительный диктант
распознавать действитель-ные и страдательные причастия; приводить соответствующие примеры
Время, вид глагола; правописание корней с чередованием
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
Ресурсы сайта ЕКЦОР
39
Образование страдательных причастий настоящего времени
Урок изучения и первичного закрепления знаний
1
комбинированный
Обобщение знаний по теме
Устный ответ
по схеме-опоре.
распознавать действитель-ные и страдательные причастия; приводить соответствующие примеры
Время, вид глагола; морфемный состав разных частей речи
40
Практикум «Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени»
Урок закрепления знаний
1
комбинированный
Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
Словообразовательный анализ
41
РР18
Контрольное сочинение-рассуждение «Можно ли судить о людях по их внешнему виду и поведению?» стр.131
1
Урок контроля
Рассуждение «Можно ли судить о людях по их внешнему виду и поведению?»
Комментированное письмо.
строить высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста оцени-вать собствен-ные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуни-кативным требованиям, языковой принадлежнос-ти; исправлять речевые недостатки, редактировать текст
Словообразовательный анализ
42
Образование действительных причастий прошедшего времени.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
1
урок изложения нового материала
Анализ сочинения-рассуждения
Словарный диктант стр.131
распознавать действитель-ные и страда-тельные при-частия; приводить соответствующие примеры
Тестовое задание; спряжение глагола
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
43
Образование страдательных причастий прошедшего времени
1
урок изложения нового материала
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
Сочинение-рассуждение
распознавать действитель-ные и стра-дательные причастия; приводить соответствующие примеры
Сочинение-рассуждение
44
Полные и краткие формы страдательных причастий.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
конспект
распознавать полные и краткие формы страдательных причастий
Словообразовательный анализ
school.edu.ru/ -
45
Практикум «Синтаксическая функция полных и кратких причастий»
1
Урок закрепления знаний
Синтаксическая функция полных и кратких причастий
план-конспект
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
Словообразовательный анализ
46
Рр19
Комплексный анализ текста по В.Арро (стр144)
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Обобщение знаний по теме
выборочно-распределительный диктант
уметь создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Стили речи; н и нн в причастих и прилагательных
Ресурсы сайта ЕКЦОР
47
Обобщение по теме «Причастие, его грамматические признаки»
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Причастие, его грамматические признаки
Самостоятельная работа
распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.
Грамматическая основа предложения, способы выражения сказуемого
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
48
Правописание н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
1
урок изложения нового материала
н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Выразительное чтение
освоить содержание изученных правил и применять их на письме
Работа с текстом; стиль, тип речи, тема, основная мысль
49
Практикум «Правописание н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных»
1
Урок закрепления знаний
н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Комментированное письмо
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
правописание наречий
school.edu.ru/ -
50
Слитное написание не с причастиями.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
1
урок изложения нового материала
не с причастиями.
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
Определение частей речи
51
Раздельное написание не с причастиями.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
1
урок закрепления
Проверка знаний
Самостоятельная работа
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
Предупреждение грамматических ошибок
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
52
Практикум «Слитное и раздельное написание не с причастиями.»
2
Урок закрепления знаний
Практикум
Устный ответ по опорной записи
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
Слитное написание не с разнымичастями речи (без не не употребляются)
53
Обобщение по теме «Правописание причастий»
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Особенности причастий и их употребление в речи
Устный ответ по опорной записи
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
54
Употребление причастий в речи.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Особенности причастий и их употребление в речи
Самостоятельная работа
Устный ответ
использовать в речи причастия
Тестовое задание «не с разными частями речи»
55
Повторение и обобщение темы «Причастие»
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Особенности причастий и их употребление в речи
Упражнение 223
применять знания и умения по правописанию и образованию форм причастий
Тестовые задания «Правописание причатий»
56
Проверочный диктант по теме «Причастие»
1
Урок контроля
Особенности причастий и их употребление в речи
Словарный диктант стр.162 Тест
применять знания и умения по правописанию и образованию форм причастий
Работа над грамматическими ошибками
repetitor.1c.ru/
57
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1
Урок коррекции
Обобщение знаний о морфологических особенностях причастия
Тесты.
исправлять орфографичес-кие, пунктуа-ционные ошиб-ки
Выполнение тестовых заданий по теме «Морфология».
58
Комплексный анализ текста «Кем быть?» (стр.163-164)
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Обобщение знаний по теме
Проверочный диктант
уметь создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
59
Итоговый тест по теме «Причастие» в форме ГИА
1
Урок контроля
Тестирование
Работа над ошибками
school.edu.ru/ -
60
Анализ итогового теста. Работа над ошибками
2
Урок коррекции
Обобщение и контроль по изученным темам
Выразительное чтение
исправлять орфографичес-кие, пунктуа-ционные ошиб-ки
Работа с текстом, фонетический разбор
1september.ru/ru/
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Итоговый тест
Выполнение тестовых заданий
61
Место деепричастия в системе частей речи.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Деепричастие в системе частей речи
Работа над ошибками
анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия,.
Синтаксис осложнённого простого предложения
repetitor.1c.ru/
62
Деепричастие, его грамматические признаки.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Грамматические признаки причастия
распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия;
63
Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Обобщение знаний по теме
Схема-кластер
определять синтаксическую функцию деепричастия
Решение тестовых заданий с выбором ответа.
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
64
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Обобщение знаний по теме
устные ответы
распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
повторение признаков глагола, наречия
65
Образование деепричастий несовершенного вида
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Деепричастия НСВ
схема
распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Фразеологизм, безударная гласная, проверяемая уда-рением
66
Образование деепричастий совершенного вида
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Деепричастия СВ
рассказ по схеме
распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Морфемный анализ слов
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
Ресурсы сайта ЕКЦОР
67
Рр21
Комплексный анализ (по И.Шмелёву упр.250)
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Описание внешности человека
устный ответ
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Словообразовательный анализ
68
Употребление деепричастий в речи.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Корректировка знаний
устный ответ
правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.
Словообразовательный анализ
69
Рр22
Подготовка к сочинению-описанию по картине О.В.Белоковской «Портрет сына» (упр.252)
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
Описание внешности человека
выразительное чтение
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
работа с текстом (тип, стиль речи, средства связи абзацев), синонимы
70
Рр23
Написание сочинения-описания по картине О.В.Белоковской «Портрет сына» (упр.252)
1
Урок развития речи.
«Портрет сына» (упр.252)
упражнение 256
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
работа над грамматическими ошибками
71
Повторение и обобщение темы «Деепричастие».
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Обобщение изученного Анализ сочинения-описания
черновик сочинения
план
применять знания и умения по правописанию и образованию форм деепричастий
редактирование текста
72
Проверочная работа по теме «Деепричастие»
1
Урок контроля
Обобщение изученного
сочинение-описание
применять знания и умения по правописанию и образованию деепричастий
school.edu.ru/ -
73
Анализ работ.
1
Урок коррекции
. Повторение изученного Работа над ошибками
Словарный диктант стр.182
исправлять орфографичес-кие, пунктуа-ционные ошиб-ки
Тестовое задание, тип и стиль речи
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
Ресурсы сайта ЕКЦОР
74
Рр24
Подготовка к написанию сжатого изложения (по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса»). Стр.183-184
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
Сжатое изложение
Проверочная работа
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Редактирование текста, тип речи, синонимия лекси-ческая и синтакси-ческая; н и нн в причас-тиях
75
Рр25
Написание сжатого изложения (по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса»).
1
Урок развития речи.
Сжатое изложение
Работа над ошибками
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Сжатое изложение
76
Итоговый тест по теме «Деепричастия».
1
Урок контроля
Итоговый тест
План, черновик изложения
Тестовые задания в том числе с выбором ответа
77
Анализ работ.
1
Урок коррекции
Работа над ошибками
Сжатое изложение
исправлять орфографичес-кие, пунктуа-ционные ошиб-ки
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МЕЖДОМЕТИЯ.
78
Служебные части речи.; их отличия от самостоятельных частей речи.
Анализ сжатого изложения
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Общая характеристика служебных частей речи
Работа над ошибками
различать предлог, союз, частицу.
Знаки препинания в простом и сложном предложениях
1september.ru/ru/
ПРЕДЛОГ
79
Предлог как часть речи.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
морфологический анализ предлога;
План-коспект
производить морфологический анализ предлога;
наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.
Морфологический разбор
80
Разряды предлогов. Простые и составные предлоги.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
предлоги разных разрядов
распознавать предлоги разных разрядов,
81
Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
отличие производных предлогов от слов самостоятельных частей речи
план
распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи.
Выполнение тестовых заданий
repetitor.1c.ru/
82
Правописание предлогов. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
правила правописания предлогов
устный ответ
освоить правила правописания предлогов и применять их на письме
Выполнение тестовых заданий
83
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
правила правописания предлогов
таблица
освоить правила правописания предлогов и применять их на письме
Выполнение тестовых заданий
84
Практикум «Правописание производных предлогов»
1
Урок закрепления знаний
правила правописания предлогов
Выборочно-распределительный диктант
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
Составление тестовых заданий
85
Рр26
Сочинение-описание «Любимый уголок природы» или «Школьный двор» (упр.290)
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
«Любимый уголок природы» или «Школьный двор» (упр.290)
Орфографический диктант
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
1september.ru/ru/
86
Употребление предлогов в речи.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Анализ сочинения-описания
Самостоятельная работа
правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.
Выполнение тестовых заданий по лексике.
87
Рр27
Комплексный анализ текста (по Д.Щербинину).
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
Сочинение-описание
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
88
Повторение и обобщение темы «Предлог».
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
обобщение темы «Предлог».
Словарный диктант стр.208
применять знания и умения по правописанию и образованию предлогов
Работа над грамматическими ошибками
89
Контрольная работа по теме «Предлог».
1
Урок контроля
Тестирование
Выполнение тестовых заданий по лексике.
Работа с текстом, повторение однородных членов предложения, скло-нение числительных
90
Анализ контрольной работы.
1
Урок коррекции
Анализ тесстирования
Орфографический диктант
исправлять орфографичес-кие, пунктуа-ционные ошиб-ки
Выполнение тесто-вых зада-ний по синтаксису
СОЮЗ
Контрольная работа
91
Союз как часть речи.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
морфологический разбор союза
Работа над ошибками
производить морфологический разбор союза.
school.edu.ru/ -
92
Союзы простые и составные.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
союзы разных разрядов
распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению.
93
Союзы сочинительные
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
союзы разных разрядов
план
конспект
распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению.
Сложное предложение
1september.ru/ru/
94
Разряды сочинительных союзов
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
союзы разных разрядов
Упражнение 304
конструи-ровать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.
Ресурсы сайта ЕКЦОР
95
Союзы подчинительные
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
союзы разных разрядов по значению и по строению.
Устный
ответ
распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению.
Решение тестовых заданий
96
Разряды подчинительных союзов
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
союзы разных разрядов по значению и по строению.
таблица
конструи-ровать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.
Составление тестовых заданий
97
Правописание союзов. Слитное и раздельное написание союзов
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
правила правописания союзов.
конспект
соблюдать правила правописания союзов.
98
Правописание союзов. Отличие союзов от омонимичных слов
Урок изучения и первичного закрепления знаний
1
правила правописания союзов.
таблица
соблюдать правила правописания союзов.
Выполнение тестовых заданий по тексту.
school.edu.ru/ -
99
Практикум «Правописание союзов»
1
Урок закрепления знаний
Применение изученных правил
Устный ответ
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
Выполнение тестовых заданий по тексту.
100
Рр28
Контрольное сжатое изложение (по А.Дорохову) упр326
1
Урок контроля
письменные высказывания разных стилей
Распределительный диктант
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Выполнение тестовых заданий по тексту.
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 кла Ресурсы сайта ЕКЦОР сс
101
Употребление союзов в речи.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями
Самостоятельная работа
употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
102
Повторение и обобщение темы «Союз».
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Анализ сжатого изложения
Контрольное сжатое изложение
применять знания и умения по правописанию и употреблению союзов
сжатое изложение
103
Рр29
Комплексный анализ текста «Что такое? Кто такой?»
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
нормы построения текста
Упражнение 325
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Работа над грамматическими ошибками
1september.ru/ru/
104
Контрольная работа по теме «Союз».
1
Урок контроля
Словарный диктант стр.232
Выполнение тесто-вых зада-ний
105
Анализ контрольной работы.
1
Урок коррекции
орфографичес-кие, пунктуа-ционные ошиб-ки
План текста
исправлять орфографичес-кие, пунктуа-ционные ошиб-ки
Работа с текстом, как вы понимаете смысл выражения
ЧАСТИЦА
Контрольная работа
106
Частица как часть речи.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
морфологический анализ частицы.
Работа над ошибками
производить морфологический анализ частицы.
Морфологический анализ слов
107
Разряды частиц по значению
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
частицы разных разрядов
распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.
school.edu.ru/ -
108
Разряды частиц по употреблению.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению
конспект
распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.
Определение частей речи
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
109
Правописание частиц. Раздельное написание частиц
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
правила правописания частиц
Устный ответ
соблюдать правила правописания частиц.
Составление тестовых заданий
110
Правописание частиц. Дефисное написание частиц
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
правила правописания частиц
таблица
соблюдать правила правописания частиц.
Тестовое задание
1september.ru/ru/
111
Правописание частиц НЕ И НИ
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
правила правописания частиц
таблица
соблюдать правила правописания частиц.
Тестовое задание
112
Правописание частиц. Не с различными частями речи
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
правила правописания частиц
конспект
соблюдать правила правописания частиц.
Тестовое задание
113
Практикум «Правописание частиц»
1
Урок закрепления знаний
правила правописания частиц
таблица
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
Тестовое задание
114
Употребление частиц в речи.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенко
Орфографический диктант
правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.
Тестовое задание
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
115
Рр30
Сочинение по репродукции картины Н.В.Глебовича «Первая зелень».
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
письменные высказывания разных
Самостоятельная работа
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Тестовое задание
116
Повторение по теме «Частицы».
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Анализ сочинения
Словарный диктант стр.254
применять знания и умения по правописанию и употреблению частиц
Определение частей речи
117
Контрольный диктант по теме «Частица».
1
Урок контроля
Сочинение-описание
118
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1
Урок коррекции
орфографичес-кие, пунктуа-ционные ошиб-ки
исправлять орфографичес-кие, пунктуа-ционные ошиб-ки
Выполнение тестовых заданий
repetitor.1c.ru/
119
Рр31
Сочинение-рассуждение по исходному тексту (упр.362)
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
письменные высказывания разных стилей
Контрольный диктант
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Ресурсы сайта ЕКЦОР
120
Практикум «Правописание служебных частей речи».
Анализ сочинения-рассуждения
1
Урок закрепления знаний
Правописание служебных частей речи
Работа над ошибками
освоить содержание изученных правил и применять их на письме.
121
Итоговый тест по теме «Служебные части речи».
1
Урок контроля
тест по теме «Служебные части речи
Сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение
122
Анализ итогового теста по теме «Служебные части речи».
1
Урок коррекции
Работа над ошибками
Самостоятельная работа
исправлять орфографичес-кие, пунктуа-ционные ошиб-ки
Тестовое задание
school.edu.ru/ -
123
Рр32
Сочинение-рассказ о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни.
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи
Итоговый тест
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Тестовые задания
1september.ru/ru/
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.
Работа над ошибками
124
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.
Анализ сочинения
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
грамматические особенности междометий
Сочинение-рассказ
определять грамматические особенности междометий.
125
Семантические разряды междометий. Разряды междометий по составу и образованию
Урок изучения и первичного закрепления знаний
междометия разных семантических разрядов
распознавать междометия разных семантических разрядов;
правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.
school.edu.ru/ -
126
Рр33
Сочинение лингвистической сказки, героями которой были бы междометия
1
Урок развития речи. Урок изучения и первичного закрепления знаний
письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи
Устный ответ по плану
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
127
Звукоподражательные слова.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний
звукоподражательные слова в разговорной речи и языке
таблица
наблюдать за использованием междометий звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.
Ресурсы сайта ЕКЦОР
128
Рр34
Комплексный анализ текста из повести Б.Васильева «Самый последний день» (стр.266)
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
нормы построения текста
сочинение
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ
Словарный диктант стр.265
Определение частей речи
129
Рр35
Текст. Стили речи. Анализ текста. (упр.375)
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Стили речи. Анализ текста. (упр.375)
Вопрос 9, стр. 267
Работа с текстом, признаки разговорной речи, знаки препинания при диалоге
school.edu.ru/ -
130
Рр36
Контрольное подробное изложение (упр.377)
1
Урок контроля
письменные высказывания разных стилей
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
131
Рр37
Комплексный анализ стихотворного текста (упр.381)
1
Урок развития речи. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
нормы построения текста
Рассказ по плану
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Выразительные средства языка
1september.ru/ru/
132
Фонетика и графика.
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Анализ изложения
Фонетический анализ слов
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Работа с текстом
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
133
Лексика и фразеология.
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Лексические нормы
Лексический анализ слов
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Работа с текстом, синтаксическая роль причастий
134
Словообразование самостоятельных частей речи
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
СО цепочки
СО анализ
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Тестовое задание
school.edu.ru/ -
135
Морфология и орфография
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Орфографические нормы
Орфографический диктант
уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; соблюдать нормы построения текста
Тестовое задание
1september.ru/ru/
136
Синтаксис и пунктуация
1
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Итоговая контрольная работа
Синтаксические нормы
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений
Тестовое задание
Методические рекомендации для учителя. Русский язык 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»
Комсомольского района Чувашской Республики
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_ /С.Н.Индюкова /
Протокол №__1__от
«24» августа 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________ /_Л,К.Орлова /
ФИО
«26» августа 2015г.
«Утверждено»
Директор школы
________/Г.Е.Длинов/
ФИО
Приказ № 65 §10 от
«30» августа 2015г.
Рабочая программа учебного предмета
«русский язык»
7 класс, базовый уровень
Срок реализации программы:
2015/2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку к учебникам «Русский язык. 5-9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015;
Разработана
Боровковой Надеждой Яковлевной,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рассмотрена на заседании
педагогического совета 28.08.2015г.
с. Комсомольское - 2015