Урок Развитие речи. Слушание-понимание тестов разных стилей и типов речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(Слайд № 1)

Развитие речи. Слушание-понимание тестов разных стилей и типов речи

Цель: повторить сведения о тексте и стилях речи; вырабатывать умение определять стиль текста; совершенствовать умение различать разные типы и стили речи; развивать устную речь учащихся; воспитывать культуру речи.

(Слайд № 2) Слово дано для того человеку, чтобы

cвои понятия сообщать другому.

М.В.Ломоносов.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап урока.


II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

Дорогие ребята, сегодняшний урок даст вам представление об особенностях построения текстов, разных с точки зрения используемых типов и стилей речи, вы научитесь создавать связные высказывания и формировать необходимые для этого речевые умения.

IIІ. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

- Что такое текст?

Мини-исследование текста.

«Мои мама и папа!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете … А еще у нас печка есть, теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей - не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо - ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын - дядя Шарик».

Вывод: Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.

Слайд № 3

Текст - группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью

- Как связываются предложения в тексте?

Проведите небольшой эксперимент: у вас на парах лежат карточки с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются.

Карточка №1

1. Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.

2. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

3. Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями

Слайд № 4

Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений, синонимов. Предложения в тексте могут связываться и без «цепляющих» слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически

- Вспомните основные типы речи и вопросы, по которым вы их узнаете. (Типы речи можно различать по вопросам: к повествовательному тексту ставится вопрос что произошло?; к описанию - какой?; к рассуждению - почему?)

Слайд № 5

В зависимости от содержания и построения высказывания различают три основных типа речи - повествование, описание и рассуждение. В высказывании может быть представлен один из этих типов речи, но чаще они по-разному сочетаются.

IV. Работа над темой урока

1. Чтение учителем текстов и их языковой анализ.

1) а) Сколько всего на свете языков - никто не знает. Называют и 2000, и 3000, и другие числа. Это и понятно. Если языки Европы можно перечислить довольно точно, то учесть, допустим, все негритянские наречия Африки невозможно… (Детская энциклопедия)

б) Прилагательное синий в момент своего рождения значило блестящий, сияющий. Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса -н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н.М.Шанский. В мире слов.)

Беседа.

- Расскажите, какую информацию вы получили из содержания первого и второго текста.

- Сделайте вывод: к какому стилю они относятся и почему?

2) а) - Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?

- Не знаю.

- Думай! Снег - снегирь … Ну?

- К нам со снегом прилетают?

- Конечно. (Из разговора)

б) Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря)

К КАКИМ СТИЛЯМ ОТНОСЯТСЯ ТЕКСТЫ?

3) а) Слово «витамин» - международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий: вещество, необходимое для жизни. (Л.Успенский. «Словао о словах»)

б) При сложении двух натуральных чисел получается новое натуральное число, называемое суммой этих чисел. Числа, которые складывают, называют слагаемыми. (Из учебника математики)

Беседа.

- Определите стиль тестов; докажите правильность своего ответа.

- Приведите свои примеры текстов научного стиля.

Слайд № 6

- Объясните письменно:

- Почему в слове снегирь третья буква е?

- Почему в слове витамины вторая буква и?

Слайд № 7

- В каждой группе слов, одинаковых или близких по значению, укажите, такие, которые в научном стиле обычно не употребляются: глаза, очи, моргалы; хороший, славный, добрый; молчать, помалкивать; рядышком, рядком.

4)

ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина (В.Осеева).

Беседа.

- Прочитайте текст, определите тип речи; свое мнение обоснуйте.

- Что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?

- Объясните знаки препинания при диалоге.

5) Одно из самых сильных впечатлений в моей жизни - посещение крестьянской семьи на русском Севере, в селе Коле, недалеко от Мурманска. Помню, меня поразили чистота в избе, красота русского наряда хозяйки, вся церемония приема гостей, который был оказан нам - обычным ленинградским (тогда ленинградским) школьникам. И разговор был степенный, без торопливости, приветливый и обстоятельный, и обед - по заведенному исстари ритуалу. Во всем чувствовалась высокая, веками складывающаяся культура!

Культура обладает драгоценнейшим свойством соединять прошлое, настоящее и будущее. Она передается из поколения в поколение - накапливается.

Нередко считают, что культурный человек - это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что, прежде всего, обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.

Приветливость, доброта делают человека красивее. Лицо же человека, искаженное злобой, становится безобразным. (Д.Лихачев)

Беседа.

- В школьном словаре даются такие значения слова культура: «совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни»; «образованность, начитанность, а также совокупность потребностей просвещенного человека». Как дополняет Д.Лихачев слова культура?

- К какому стилю относится этот текст? Почему?

2. Аудирование.

Чтение учителем текста.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

[Богатый купец в разных странах искал в подарок своей дочери аленький цветочек. Он нашел и сорвал его в саду возле таинственного дворца. Хозяин - зверь лесной, чудо морское - отпустил его на три дня домой, но потребовал или возвратиться, или прислать вместо себя одну из дочерей - ту, которая сама согласится пойти вместо отца. Согласилась самая младшая дочь.]

Прошел третий день и третья ночь, пришла пора расставаться с дочерью меньшою, любимою; он целует, милует ее, горючими слезами обливает и кладет на нее крестное благословение свое родительское. Вынимает он перстень зверя лесного, чуда морского, из ларца кованного, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери и не стало ее в ту же минуточку со всеми ее пожитками.

Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, из разного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытого золотой камкой; ровно она и с места не сходила, ровно она целый век тут жила, ровно легла почивать да проснулася. Заиграла музыка согласная, какой отродясь она не слыхивала.

Встала она с постельки пуховой и видит, что все пожитки ее и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят и расставлены на столах зеленых малахита медного и что в той палате много добра и скарба всякого, есть на чем посидеть-полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться. И была одна стена вся зеркальная, а другая стена золоченая, а третья стена вся серебряная, а четвертая стена из кости слоновой и мамонтовой, самоцветными яхонтами вся разубранная; и подумала она: «Должно быть, это моя опочивальня».

Захотелось ей осмотреть весь дворец, и пошла она осматривать все его палаты высокие, и ходила она немало времени, на все диковинки любуючись; одна была краше другой, ив се краше того, как рассказывал честной купец, государь ее, батюшка родимый. Взяла она из кувшина золоченого любимый цветочек аленький, сошла она в зеленые сады, и запели ей птицы свои песни райские, а деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками и ровно перед ней преклонилися; выше забили фонтаны воды, и громче зашумели ключи родниковые; и нашла она то место высокое, пригорок муравчатый, на котором сорвал честной купец цветочек аленький, краше которого нет на всем белом свете. И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее и прирос к стеблю прежнему и расцвел краше прежнего.

Подивилась она такому чуду чудному, диву дивному, порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые; и в одной из них стоит стол накрыт, и только она подумала: «Видно, зверь лесной, чудо морское, на меня не гневается, и будет он ко мне господин милостивый», - как на белой мраморной стене появились словеса огненные:

«Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе пожелается, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою».

Прочитала она словеса огненные, и пропали они со стены мраморной, как будто их никогда не бывало там. И вспало ей на мысли написать письмо своему родителю и дать о себе весточку. Не успела она о том подумати, как видит она: перед ней бумага лежит, золотое перо со чернильницей. Пишет она письмо к своему батюшке родимому и сестрицам любезным.

«Не плачьте обо мне, не горюйте, я живу у зверя лесного, чуда морского, как королевишна; самого его не вижу и не слышу, а пишет он ко мне на стене беломраморной словесами огненными, и знает он все, что у меня на мысли. И в ту же минуту все исполняет, и не хочет он называться господином моим, а меня называет госпожой своей».

Не успела она письмо написать и печатью припечатать, как пропало письмо из рук и глаз ее, словно и не было, и улетело оно к батюшке.

(С.Аксаков).

Проверка понимания прочитанного.

1. Что испытывал купец, прощаясь с дочерью?

А) тайную радость;

Б) надежду, горе, страх;

В) гнев, беспомощность.

2. Как купеческая дочь очутилась во дворце?

А) мгновенно перенеслась туда, как только отец сказал магическое слово;

Б) мгновенно перенеслась туда, как только отец надел ей перстень;

В) зверь лесной прислал за ней.

3. Каким был дворец, в котором она оказалась?

А) очень богатым, но темным и мрачным;

Б) очень богатым, но плохо приспособленным для жизни обычного человека;

В) богатым, полным диковинок и удобным для житья.

4. Кого увидела купеческая дочь, оказавшись во дворце?

А) никого;

Б) молчаливых слуг;

В) зверя лесного, чудо морское.

5. Что было вокруг дворца?

А) лес дремучий;

Б) живописный запущенный сад;

В) ухоженный сад.

6. Какова была атмосфера во дворце?

А) спокойной, доброжелательной;

Б) тревожной, угрожающей;

В) внешне спокойный, но не внушающей доверия.

7. Что случилось с аленьким цветочком?

А) купеческая дочь посадила его на прежнее место;

Б) купеческая дочь держала его в золоченом кувшине и любовалась им;

В) цветок сам вылетел из рук хозяйки и прирос к прежнему стеблю.

8. Как общалась купеческая дочь с хозяином дворца?

А) он читал ее мысли, и в ответ на стене появлялись слова;

Б) он читал ее мысли и присылал ответ на золотой тарелке;

В) она говорила, и в ответ на стене появлялись слова.

9. Кем считал зверь лесной свою пленницу?

А) своей гостьей;

Б) своей госпожой;

В) своей ученицей.

10. Что написала купеческая дочь домой?

А) что она скучает по дому;

Б) что хозяин дворца к ней хорошо относится;

В) что хозяин дворца к ней хорошо относится, и она хотела бы увидеть его.

11. Какой показана в сказке купеческая дочь?

А) преданной, храброй, обходительной;

Б) заботливой, безбоязненной, безучастной;

В) деликатной, спокойной, беспомощной.

12.В сказке часто употребляется слово «палата». Что оно обозначает?

А) комнату для больных;

Б) летнее открытое помещение;

В) большую, богато убранную комнату.

Слайд № 8

Взаимопроверка


V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что больше всего запомнилось?

- Какие сведения из урока вас заинтересовали?


VI. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал о типах и стилях речи.

Составить сложный план текста (карточка № 3).

Составить простой план текста (карточка № 3).



© 2010-2022