Рабочая программа по русскому языку в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа «Русский язык» составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования базового уровня, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), тематического и поурочного планирования по русскому языку к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко. Предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и способствовать восприятию языка как системы.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне.

Курс русского языка в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь:

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение;

• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально- культурной и деловой сферах общения;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

из расчета 2 час в неделю (70 часов)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Промежуточный и итоговый контроль

Практическая часть программы

Примечания, коррективы

1.

Русский язык в современном мире. Стили и типы речи.

1

Комбинированный

Промежуточный

Знать: функции русского языка

2.

Понятие о норме литературного языка.

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Понятие о языковой норме

3.

Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления.

1

Повторение

Промежуточный

Основные понятия лексики, фразеологии. Редактирование текста

4.

Многозначные слова и их употребление.

Комбинированный

Промежуточный

Умение употреблять и распознавать многозначные слова

5.

Тропы как выразительные средства языка.

1

Урок усвоения новых знаний

Промежуточный

Применение троп в тексте

6.

Омонимы и их употребление. Работа со словарями

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Умение употреблять в речи омонимы

7.

Синонимы, антонимы и их употребление. Работа со словарями.

1

Комбинированный

Промежуточный

Умение употреблять в речи синонимы и антонимы

8.

Употребление стилистически ограниченной лексики.

1

Комбинированный

Промежуточный

Умение употреблять в речи заимствованные и устаревшие слова

9.

Фразеология. Употребление фразеологизмов

1

Комбинированный

Промежуточный

Умение употреблять фразеологизмы в речи

10.

Лексический анализ текста с решением тестовых задач

1

Развитие речи

Промежуточный

Умение строить письменную речь

11.

Фонетический разбор слова

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Соблюдение фонетических норм

12.

Орфоэпические нормы русского языка.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Основные понятие орфоэпии; нормы современного литературного произн.

13.

Принципы русской орфографии. Орфограмма. Виды и типы орфограмм.

1

Комбинированный

Тестовые задания

Основные принципы русской орфографии

14.

Принципы русской орфографии. Орфограмма. Виды и типы орфограмм

1

Закрепление

Выборочный диктант

Усвоение выбора ь и ъ

15.

Состав слова. Употребление однокоренных слов.

1

Комбинированный

Промежуточный

Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов

16.

Основные способы образования слов.

1

Комбинированный

Промежуточный

Соблюдение орфографических норм

17.

Словообразовательный разбор слова. Работа со словарями

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Умение работать со словарями

18.

К/Р. № 1. Контрольный диктант «Путь к озеру»

1

Контрольный

Итоговый

19.

Работа над ошибками. Правописание безударных и чередующихся гласных

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Условия выбора гласных в корне

20.

Правописание гласных после шипящих и ц.

1

Закрепление

Промежуточный

Алгоритм проверки орфограммы

21.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Условия выбора согласных в корне, удвоение согласных

22.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Развитие речи

Практическая работа.

Умение строить письменную речь

23.

Обучающее сочинение-рассуждение.

1

Развитие речи

Промежуточный

Умение строить письменную речь

24.

Правописание приставок

1

Комбинированный

Выборочный диктант

Условия выбора букв Ы/И в приставках

25.

Правописание приставок пре и при

1

Комбинированный

Промежуточный

Условия выбора букв З/С в приставках

26.

Употребление разделительных Ъ и Ь

Диктант .

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Усвоение выбора ь и ъ

27.

Гласные Ы-И после приставок

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Условия выбора букв Ы/И после приставок

28.

Правописание сложных слов. Перенос слов.

1

Комбинированный

Промежуточный

Соблюдение орфографических норм

29.

Систематизация знаний о частях речи на основе упр.194

1

Повторительно-обобщающий

Промежуточный

Соблюдение орфографических норм

30.

Морфологический разбор имени существительного.

1

Комбинированный

Промежуточный

Признаки частей речи.

31.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

1

Комбинированный

Объяснительный диктант

Основные правила переноса слов, правописание сложных слов

32.

Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода.

1

Комбинированный

Повторить орфограммы

Соблюдение орфоэпических и морфологических норм

33.

К/Р. № 2. Контрольный диктант с грамматическим заданием «Море и лес»

1

Контрольный

Итоговый

Соблюдение орфографических норм

34.

Анализ контрольного диктанта.

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Повторение и обобщение знаний

35.

Гласные в суффиксах имен существительных.

1

Комбинированный

Промежуточный

Соблюдение орфографических норм

36.

Функционально-смысловые типы речи

1

Комбинированный

Промежуточный

Строить высказывание логически последовательно

37.

Особенности рассуждения как типа речи. Типологический анализ текста - рассуждения.

1

Комбинированный

Практическая работа

Строить высказывание логически последовательно, доказательно

38.

Обучающее изложение текста - рассуждения.

1

Развитие речи

Промежуточный

Самоанализ обучающих работ

39.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Повторительно-обобщающий

Промежуточный

Признаки прилагательного, разряды, правописание

40.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

1

Комбинированный

Промежуточный

Соблюдение морфологических норм

41.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

1

Комбинированный

Промежуточный

Соблюдение морфологических норм

42.

Правописание сложных имен существительных и прилагательных.

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Соблюдение орфографических норм

43.

Морфологический разбор числительных.

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Соблюдение морфологических норм

44-45.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

1

Повторение и обобщение

Промежуточный

Основные разряды местоимений. Особенности употребления местоимения

46.

Сочинение - рассуждение по теме «Нравственные проблемы»

1

Контрольный

Самостоятельная работа

47.

Морфологический разбор глагола

1

Комбинированный

Промежуточный

Морфологический разбор слов

48.

Правописание личных окончаний глаголов. Морфологические нормы

1

Повторение и обобщение

Промежуточный

Спряжение глаголов.

49.

Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы.

1

Повторение и обобщение

Промежуточный

Работа по материалам ЕГЭ

50.

Морфологический разбор причастий

1

Комбинированный

Промежуточный

Признаки глагола и прилагательных у причастий

51.

Образование причастий. Краткие и полные страдательные причастия.

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Соблюдение орфографических норм

52.

Правописание суффиксов причастий.

1

Повторительно-обобщающий

Промежуточный

Тестовые задания

53.

Правописание Н и НН в словах разных частей речи.

1

Комбинированный

Промежуточный

Работа по материалам ЕГЭ

54.

Деепричастие как особая форма глагола

1

Комбинированный

Промежуточный

Признаки деепричастия.

55.

Перестроение предложений с причастными и деепричастными оборотами в сложные предложения

1

Обобщение и систематизация знаний

Промежуточный

Самостоятельная работа по ЕГЭ

56.

Образование наречий. Морфемный и словообразовательный разбор наречий.

1

Обучающий

Промежуточный

Соблюдение орфографических норм

57.

Правописание наречий

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Условия слитного, раздельного, дефисного написания наречий

58.

Правописание наречий

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Условия слитного, раздельного, дефисного написания наречий

59.

К/Р. № 3.Тест по теме «Правописание глаголов, причастий и деепричастий»

1

Проверочный

Итоговый

Соблюдение орфографических норм

60.

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Признаки наречий

61.

Правописание предлогов.

1

Комбинированный

Промежуточный

Соблюдение орфографических норм

62.

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов

1

Комбинированный

Промежуточный

Морфологические признаки служебных частей речи

63.

Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Морфологические признаки служебных частей речи

64.

НЕ с различными частями речи

1

Обобщение и систематизация

Промежуточный

Соблюдение орфографических норм

65.

К/Р №4 Итоговый контрольный диктант «На пристани»

1

Обучающий

Итоговый

Соблюдение орфографических норм

66.

Анализ итоговой контрольного диктанта.

1

Комбинированный

Промежуточный

67.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

1

Комбинированный

Промежуточный

Морфологические признаки служебных частей речи

68.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

1

Обучающий

Промежуточный

Соблюдение орфографических норм

69.

Повторение изученного материала за год

1

Повторение и обобщение

Итоговый урок

Повторение по ЭУМ

70

Повторение изученного материала за год

1

Повторение и обобщение

Итоговый урок

Повторение по ЭУМ


© 2010-2022