Статья на тему Работа со слабоуспевающими детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В последнее время я стала задаваться вопросами: "Кто же такой слабоуспевающий или какой он? Каковы причины,порождающие неуспеваемость? Какого ученика можно назвать слабоуспевающим? Думаю,однозначного ответа на эти вопросы дать невозможно.У каждого ученика своя причина,но в то же время есть и общее для определенного круга школьников. На мой взгляд,слабоуспевающий-это тот,у которого отсутствуют познавательные интересы,желание учиться либо из-за дурного влияния улицы,либо семьи. В этой статье я пыт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа со слабоуспевающими детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №5

города Владикавказа.


В последнее время я часто стала задаваться вопросами: «Кто же такой слабоуспевающий, или какой он? Каковы причины, порождающие неуспеваемость? Какого ученика можно назвать слабоуспевающим?»

Думаю, однозначного ответа на данный вопрос дать невозможно. У каждого ученика своя причина, но в то же время есть и общее для определенного круга школьников.

На мой взгляд, слабоуспевающий - это тот, у которого отсутствуют познавательные интересы, желание учиться либо из-за дурного влияния улицы, либо семьи.

К числу внешних в первую очередь они относят причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе. В.С. Цетлин пишет: «Целенаправленная работа школы по предупреждению слабой успеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий». К числу внешних относятся и такие, как несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производительной деятельности, перезагрузка, несформированность приемов познавательной деятельности).

А вот одной из главных внутренних причин слабой успеваемости являются дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. К внутренним относятся и такие, как низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации и слабо развита волевая сфера.

По мнению психолога Н.И. Мурачковского можно выделить определенные типы слабоуспевающих учеников.

Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе.

Второй: высокое качество мыслительной деятельности +отрицательное отношение к учебе.

Третий: низкое качество мыслительной деятельности + отрицательное положение к учебе.

Так типология имеет большое значение. Зная истинные причины слабой успеваемости, мы сможем оказать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Исследователи считают, что основная помощь учащимся первой группы, для которых характерна низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности, должна заключаться главным образом в формировании и развитии приемов познавательной деятельности.

Главное в работе с ними - учить учиться.

Как было сказано ранее, к числу внешних причин слабой успеваемости относится несформированность приемов познавательной деятельности. Память является одним из основных процессов познавательной деятельности. Она же является одним из основных свойств личности и необходимым условием для развития интеллектуальных способностей учеников. Различают три вида памяти:

Наглядно - образую, которая помогает запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д.

Словесно - логическую, при которой запоминаний термины, схемы, понятия.

Эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении языку (обилие слов, предназначенных для запоминания, труднозаучиваемые и легкозабываемые правила, преобладание неяркого материала и т.д.), хочу рассказать о тех приемах развития памяти, которые использую я в своей работе.

Что значит хорошая память учащегося? По мнению психолога Л.Б. Ермолаевой -Томиной, это такая память, которая обеспечивает скорость запечатления, длительность хранения, легкость воспроизведения заучиваемого материала.

Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Действие механизмов непроизвольного запоминания учитывается при формировании у учащихся и навыков произвольного запоминания. Следует «уярчать» неяркое, включать запоминаемый материал во все виды работ на уроке.

В работе необходимо учитывать индивидуальные различия памяти, которые проявляются в следующем:

1) в преобладании одного из видов памяти (зрительная, слуховая), что определяет способности учащихся легче усвоить материал при той или иной форме подачи;

2) в способности запомнить разные после раздражители («слабые», «яркие»);

3) в скорости перехода заучиваемого материала из кратковременной памяти в долговременную.

От этих особенностей зависит объем, прочность и точность запоминаемого материала, которой для всех учащихся подается в одинаковой форме, а воспринимается и усваивается по-разному.

Проведя диагностику , выяснила, что у детей преобладает зрительная память, у слабых тем более.

Основываясь на том, что у слабоуспевающих преобладает зрительная память, рекомендую использовать прием «усиления» орфограммы.

Например, при изучении темы « Мягкий знак на конце существительных после шипящих» «подсказываю»:

«У женщин характер мягче, чем у мужчин и написание это подтверждает, женский род - с ь, мужской род - без ь».

На этапе изучения нового материала для лучшего понимания и усвоения слабоуспевающими использую схемы.

Для перехода заученного материала из кратковременной памяти в долговременную большую роль играет многократное повторение материала (правила), постоянное «мелькание» его перед глазами, т.е. все то, что способствует длительному пребыванию материала в сознании, а значит и его непроизвольному запоминанию. Но как избежать рассеянности детей, преодолеть механическое заучивание «зубрежки», которые нередко являются причинами слабой успеваемости. В этой связи К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать разнообразие методов обучения, которое всемерно поможет учитывать индивидуальные особенности внимания, памяти и мышления школьников.

В русском языке много правил, которые необходимо знать.

Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил.

1. Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:

а) по «телефону» маме или товарищу;

б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем;

в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;

г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость:

«Внимание! Передаю последние известие! Ученикам 5 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и так д.т.

Такие формы работы, думаю, будут целесообразны после 30-ой минуты урока. Именно в это время психологи советуют для повышения интереса школьников к работе включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь учащихся с пониженной работоспособностью.

д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор.

В роли диктора - учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».

ж) представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило, очень жарко или очень холодно;

з) рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело, грустно, с сомнением, как тайну, защищая и желая).

Чтобы достичь желаемого результата запоминания, учащийся не просто ставит себе цель запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху. Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание.

Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большего количества ассоциативных связей она должна «обрести» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.) не нее должно поработать.

Вот некоторое способы «усиления» орфограммы.

1.Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета

2.Деление слова на входящие в него значимые сочетания букв и знаков.

3.Составление ребусов.

4.Заучивание обобщенным способом.

5.Возвращение в забытую этимологию слова.

Например: насекомое - это слово произошло от слова надрез или насечка. Лягушка - от слова ляга, означавшего «ляжка», и «бедро». Бедра - «ляжки» - характерные части тела этого животного. Дневник - в переводе с французского «ежедневный» и т.д.

Итак, перечисленные возможности приемы «усиления» запоминаемого материала. Цель этой работы - научить детей не только приемам запоминания, но по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика.

Для этого учитель должен ориентировать учащихся на самостоятельный поиск и придумывания, вовлекать их в каждые виды деятельности, подключать к запоминанию различные чувства детей, создавать на уроке условия для творчества, фантазии обязательно пробуждать к выбору индивидуального способа запоминания того наилучшего приема, который компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика. Таким образом, итогом любого «уярчения» должен стать не коллективно выбранный вариант, а тот, который ребенок найдет для себя сам.

Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти рекомендую проводить слуховые и зрительные диктанты.

Зрительные диктанты направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.

Текст для диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берутся 1,2,3 предложения. Для лучшего восприятия текста учащимся каждое предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, так как она понадобится учащимся для самоконтроля и анализа.

Алгоритм проведения зрительного диктанта

1. Дается установка на зрительное запоминание первого предложения. (запись предложения для восприятия из расчета 1 секунда на 1 слово).

2. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно.

3. Предложение записывается в тетрадь по памяти.

4. То же со вторым предложением и.т.д.

5. Проверка под руководством учителя.

Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми диктантами. На уроке зрительный диктант предшествует слуховому. Зрительные и слуховые диктанты советую разрабатывать в соответствии с проходимыми программами темами и словарной работой.

Например, я делаю так. Тема: Безударные окончания имен существительных в Родительном, Дательном и Предложном падежах.

Предложение для зрительного запоминания:

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Каждый день прибавляет частицу мудрости.

Лень хуже болезни.

Сила жизни в дружбе.

Мама погладила дочку по головке.

Хорошая дочь поможет матери по хозяйству.

Вариант 1: С полной подготовкой.

Материал пишется на доске и предъявляется учащимся для знакомства и объяснения опасных мест. Далее записать закрывается.

Диктант проводят согласно алгоритму.

Вариант 2: С выборочной подготовкой.

Весь диктант записан на доске и закрыт. В другой части из текста выписаны слова с орфограммами, над ними ведется работа. Учитель предупреждает, что эти слова встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание этих слов, после чего стираются с доски. Проводится диктант по обычной форме.

Вариант 3: «Для красного карандаша».

Текст диктанта записан на доске с ошибками. Учащиеся получают задание:

1. Отыскать ошибки и доказать их исправления;

2. Подготовиться к записи «чистого» текста; ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут под диктовку.

Вариант 4: Самодиктант.

На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске.

Зрительный диктант: телеграмма, телеграф, миллиметр.

Слуховой диктант: в субботу пришла срочная телеграмма.

Таким образом, работа со слабоуспевающими учениками ведется еженедельно, дети с удовольствием выполняют многие задания, и думаю, что скоро появятся положительные результаты.

© 2010-2022