- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе (11 класс)
Рабочая программа по литературе (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ежова Е.Ю. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
.
Рабочая программа
по литературе
11 А класса
(базовый уровень)
Составитель: Ежова Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 11А КЛАССА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
В качестве рабочей программы используется программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Литература. Программа 5-11 класс.-М.: «Русское слово», 2008г.). Программа обеспечивает реализацию государственного стандарта и соответствует содержанию основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на изучение курса литературы в количестве 3 часов в неделю (102 часа в год).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса в 2-х частях - М.: «Русское слово», 2010.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы.
Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.
Авторы программы видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь, тексты произведений русской литературы.
Выбор данной программы обусловлен следующим:
- в программе отобраны художественно-совершенные с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающие духовный рост личности произведения;
- принцип преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»;
- материал для культуроведческого аспекта рассмотрения литературных явлений содержится в рубрике «Межпредметные связи»;
- в целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе;
- выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету;
- структура программы отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий;
- содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку - главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 11А КЛАССА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
3 часа в неделю (102 часа в года)
Номера уроков
Наименования разделов и тем
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
Введение (2)
1
1.Русская литература XX века.
2
2.Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века.
Творчество И.А. Бунина (3+1)
3
1.Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики.
4
2.Бунинская поэтика «остывших» усадеб, тема «закатной цивилизации» в рассказах «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско».
5
3.Рассказы И.А. Бунина о любви: «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».
6
Р/Р Письменная работа по творчеству И.А. Бунина.
Творчество М. Горького (6+1)
7
1.Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказах-легендах «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
8
2.Романтическая ирония автора в рассказе «Челкаш».
9
3.Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев».
10
4.Философско-этическая проблематика пьесы «На дне».
11
5.Спор героев о правде и мечте. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы.
12
6.Систематизация материалов к сочинению по творчеству М.Горького.
13
Р/Р Сочинение по творчеству М.Горького.
Творчество А.И. Куприна (2)
14
1.Внутренняя красота «природного» человека в повести «Олеся». Мир армейских отношений в повести «Поединок» А.И. Куприна.
15
2.Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви в рассказе «Гранатовый браслет».
Проза Л.Н. Андреева (1+1)
16
1.Повести «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».
17
Р/Р Письменная работа по творчеству А. Куприна,
Л. Андреева.
Серебряный век русской поэзии (3+1)
18
1.Основные направления в русской поэзии начала XX века.
19
2.Символизм и русские поэты-символисты.
20
3.Поэзия В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта.
21
Р/Р Письменный анализ стихотворения поэта-символиста.
Поэзия А.А. Блока (6+1)
22
1. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».
23
2.Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».
24
3.Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме «Двенадцать».
25
4.Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.
26
5.Образ Христа и христианские мотивы в поэме.
27
6.Систематизация материалов к сочинению по творчеству А. Блока.
28
Р/Р Сочинение по творчеству А. Блока.
Лирика И.Ф. Анненского (1)
29
1.Внутренний драматизм и исповедальность лирики поэта, глубина лирического самоанализа.
Преодолевшие символизм (2)
30
1.Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм.
31
2.Вклад В. Хлебникова и Н. Клюева в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века.
Лирика Н.С. Гумилева (2)
32
1.Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева.
33
2.Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Поэзия А.А. Ахматовой (3+1)
34
1.Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой.
35
2.Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.
36
3.Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».
37
Р/Р Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой
Поэзия М.И. Цветаевой (2+1)
38
1.Тема дома - России в поэзии М.И. Цветаевой.
39
2.Поэт и мир в творческой концепции М.И. Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие её поэзии.
40
Р/Р Письменная работа по лирике М.И. Цветаевой.
41
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (1 ч.).
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (2)
42
1.Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений.
43
2.Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи.
Поэзия В.В. Маяковского (5+1)
44
1.Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского.
45
2.Тема «художник и революция» в поэзии В.В. Маяковского. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике поэта.
46
3.Бунтарский пафос поэмы «Облако в штанах».
47
4.Несовместимость понятий «любовь и быт» в поэме «Про это».
48
5.Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.
49
Р/Р Сочинение по творчеству В.В. Маяковского.
Поэзия С.А. Есенина (5+1)
50
1.Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина.
51
2.Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.
52
3.Любовная тема в поэзии С.А. Есенина.
53
4.Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев».
54
5.Нравственно-философская проблематика поэмы «Анна Снегина».
55
Р/Р Сочинение по творчеству С.А. Есенина.
Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов (3)
56
1.Отечественная проза 30-х- начала 40-х годов.
57
2.Лирика 30-х -начала 40-х годов.
58
3.Историческая проза А.Н. Толстого. Роман «Пётр Первый».
Творчество М.А. Шолохова (6+1)
59
1.Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».
60
2.Изображение революции и гражданской войны как общенародной трагедии.
61
3.Идея Дома и святости семейного очага в романе.
62
4.Роль и значение женских образов в художественной системе романа.
63
5.Сложность, противоречивость пути Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства.
64
6.Исторически-конкретное и вневременное в проблематике романа «Тихий Дон».
65
Р/Р Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.
Творчество М.А. Булгакова (6 ч.)
66
1.Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция
67
2.Три мира в романе «Мастер и Маргарита»
68
3.Любовь и творчество в романе « Мастер и Маргарита».
69
4.Евангельские мотивы в прозе М.Булгакова.
70
5.М.Булгаков и театр. Сценические и киноинтерпретации произведений Булгакова
71
Р/Р Сочинение по творчеству М.А. Булгакова.
.
Поэзия Б.Л. Пастернака (2+1)
72
1.Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака.
73
2.Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака.
74
Р/Р Письменная работа по лирике Б.Л. Пастернака.
Проза А.П. Платонова (2)
75
1.Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова.
76
2.Герой-мечтатель и проблемы поиска истины в повести «Котлован».
Проза В.В. Набокова (1)
77
Драматизм эмигрантского небытия героев романа «Машенька».
Литература периода Великой Отечественной войны (2)
78
1.Лирика военных лет.
79
2.Проза и публицистика военных лет.
Поэзия А.Т. Твардовского (2)
80
1.Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» А.Т. Твардовского.
81
2.«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание.
Поэзия Н.А. Заболоцкого (1)
82
Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.
Литературный процесс 50 - 80-х годов (5)
83
1.Осмысление Великой Победы 1945 года в 40 - 50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина,
М. Луконина, С. Орлова.
84
2.«Оттепель» 1953 - 1964 годов - рождение нового типа литературного движения.
85
3.«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60 -70-х годов.
86
4.«Деревенская проза» 50 - 80-х годов.
87
5.Историческая романистика 60-80-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов.
Проза В.М. Шукшина (2+1)
88
1.Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков».
89
2.Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В.М. Шукшина.
90
Р/Р Письменная работа по творчеству В.М. Шукшина.
Поэзия Н.М. Рубцова (1)
91
Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного.
Проза В.П. Астафьева (2)
92
1.Роман «Печальный детектив». Рассказ «Людочка».
93
2.Единство и противостояние человека и природы в повести «Царь-рыба».
Проза В.Г. Распутина (2)
94
1.Эпическое и драматическое начала прозы писателя в повестях: «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».
95
2.Особенности психологического анализа в рассказе «Не могу-у...»
Проза А.И. Солженицына (2+1)
96
1.Своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».
97
2.Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор».
98
Р/Р Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына.
Новейшая русская проза и поэзия 80 - 90-х годов (4 ч.)
99
1.Реалистическая проза.
100
2.Эволюция модернистской и постмодернистской прозы.
Ироническая поэзия 80-90-х годов.
101
3.Поэзия и судьба И. Бродского.
102
4.Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение).
Итого 102 часа.
Уроков развития речи - 14.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учащихся:
-
Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса: в 2-х частях. - М.: «Русское слово», 2010.
-
Белоцкая Г.В. Пособие для экзамена. На правах сочинения.- М.: Издательство «Экзамен», 2009.
-
Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».
Для учителя:
-
Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе (базовый уровень). - М.: «Русское слово», 2008.
-
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006.
-
Журавлева В.П.Тематическое и поурочное планирование по литературе: 11 класс: К учебнику « Русская литература 20 в. 11 кл.» - М.: Экзамен, 2005.
-
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2008.
-
Чалмаев В.А. Уроки литературы в 11 классе: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2010.
-
Щербинина И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.- М.: Дрофа, 2011.