Рабочая программа по литературе (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Рабочая программа

по литературе

11 А класса

(базовый уровень)

Составитель: Ежова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 11А КЛАССА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

В качестве рабочей программы используется программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Литература. Программа 5-11 класс.-М.: «Русское слово», 2008г.). Программа обеспечивает реализацию государственного стандарта и соответствует содержанию основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на изучение курса литературы в количестве 3 часов в неделю (102 часа в год).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса в 2-х частях - М.: «Русское слово», 2010.

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы.

Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах:

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.

Авторы программы видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь, тексты произведений русской литературы.

Выбор данной программы обусловлен следующим:

- в программе отобраны художественно-совершенные с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающие духовный рост личности произведения;

- принцип преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»;

- материал для культуроведческого аспекта рассмотрения литературных явлений содержится в рубрике «Межпредметные связи»;

- в целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе;

- выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету;

- структура программы отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий;

- содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку - главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 11А КЛАССА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

3 часа в неделю (102 часа в года)

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Введение (2)

1

1.Русская литература XX века.



2

2.Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века.



Творчество И.А. Бунина (3+1)

3

1.Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики.



4

2.Бунинская поэтика «остывших» усадеб, тема «закатной цивилизации» в рассказах «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско».


5

3.Рассказы И.А. Бунина о любви: «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».


6

Р/Р Письменная работа по творчеству И.А. Бунина.


Творчество М. Горького (6+1)

7

1.Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказах-легендах «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».


8

2.Романтическая ирония автора в рассказе «Челкаш».


9

3.Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев».


10

4.Философско-этическая проблематика пьесы «На дне».


11

5.Спор героев о правде и мечте. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы.


12

6.Систематизация материалов к сочинению по творчеству М.Горького.


13

Р/Р Сочинение по творчеству М.Горького.


Творчество А.И. Куприна (2)

14

1.Внутренняя красота «природного» человека в повести «Олеся». Мир армейских отношений в повести «Поединок» А.И. Куприна.


15

2.Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви в рассказе «Гранатовый браслет».


Проза Л.Н. Андреева (1+1)

16

1.Повести «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».


17

Р/Р Письменная работа по творчеству А. Куприна,

Л. Андреева.


Серебряный век русской поэзии (3+1)

18

1.Основные направления в русской поэзии начала XX века.


19

2.Символизм и русские поэты-символисты.


20

3.Поэзия В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта.


21

Р/Р Письменный анализ стихотворения поэта-символиста.


Поэзия А.А. Блока (6+1)

22

1. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».


23

2.Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».


24

3.Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме «Двенадцать».


25

4.Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.


26

5.Образ Христа и христианские мотивы в поэме.


27

6.Систематизация материалов к сочинению по творчеству А. Блока.


28

Р/Р Сочинение по творчеству А. Блока.


Лирика И.Ф. Анненского (1)

29

1.Внутренний драматизм и исповедальность лирики поэта, глубина лирического самоанализа.


Преодолевшие символизм (2)

30

1.Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм.


31

2.Вклад В. Хлебникова и Н. Клюева в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века.


Лирика Н.С. Гумилева (2)

32

1.Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева.


33

2.Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.


Поэзия А.А. Ахматовой (3+1)

34

1.Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой.


35

2.Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.


36

3.Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».


37

Р/Р Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой


Поэзия М.И. Цветаевой (2+1)

38

1.Тема дома - России в поэзии М.И. Цветаевой.


39

2.Поэт и мир в творческой концепции М.И. Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие её поэзии.


40

Р/Р Письменная работа по лирике М.И. Цветаевой.


41

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (1 ч.).


Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (2)

42

1.Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений.


43

2.Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи.


Поэзия В.В. Маяковского (5+1)

44

1.Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского.


45

2.Тема «художник и революция» в поэзии В.В. Маяковского. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике поэта.


46

3.Бунтарский пафос поэмы «Облако в штанах».


47

4.Несовместимость понятий «любовь и быт» в поэме «Про это».


48

5.Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.


49

Р/Р Сочинение по творчеству В.В. Маяковского.


Поэзия С.А. Есенина (5+1)

50

1.Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина.


51

2.Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.


52

3.Любовная тема в поэзии С.А. Есенина.


53

4.Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев».


54

5.Нравственно-философская проблематика поэмы «Анна Снегина».


55

Р/Р Сочинение по творчеству С.А. Есенина.


Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов (3)

56

1.Отечественная проза 30-х- начала 40-х годов.


57

2.Лирика 30-х -начала 40-х годов.


58

3.Историческая проза А.Н. Толстого. Роман «Пётр Первый».


Творчество М.А. Шолохова (6+1)

59

1.Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».


60

2.Изображение революции и гражданской войны как общенародной трагедии.


61

3.Идея Дома и святости семейного очага в романе.


62

4.Роль и значение женских образов в художественной системе романа.


63

5.Сложность, противоречивость пути Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства.


64

6.Исторически-конкретное и вневременное в проблематике романа «Тихий Дон».


65

Р/Р Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.


Творчество М.А. Булгакова (6 ч.)

66

1.Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция


67

2.Три мира в романе «Мастер и Маргарита»


68

3.Любовь и творчество в романе « Мастер и Маргарита».


69

4.Евангельские мотивы в прозе М.Булгакова.


70

5.М.Булгаков и театр. Сценические и киноинтерпретации произведений Булгакова


71

Р/Р Сочинение по творчеству М.А. Булгакова.

.

Поэзия Б.Л. Пастернака (2+1)

72

1.Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака.


73

2.Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака.


74

Р/Р Письменная работа по лирике Б.Л. Пастернака.


Проза А.П. Платонова (2)

75

1.Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова.


76

2.Герой-мечтатель и проблемы поиска истины в повести «Котлован».


Проза В.В. Набокова (1)

77

Драматизм эмигрантского небытия героев романа «Машенька».


Литература периода Великой Отечественной войны (2)

78

1.Лирика военных лет.


79

2.Проза и публицистика военных лет.

Поэзия А.Т. Твардовского (2)

80

1.Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» А.Т. Твардовского.


81

2.«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание.


Поэзия Н.А. Заболоцкого (1)

82

Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.


Литературный процесс 50 - 80-х годов (5)

83

1.Осмысление Великой Победы 1945 года в 40 - 50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина,

М. Луконина, С. Орлова.


84

2.«Оттепель» 1953 - 1964 годов - рождение нового типа литературного движения.


85

3.«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60 -70-х годов.


86

4.«Деревенская проза» 50 - 80-х годов.


87

5.Историческая романистика 60-80-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов.


Проза В.М. Шукшина (2+1)

88

1.Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков».


89

2.Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В.М. Шукшина.


90

Р/Р Письменная работа по творчеству В.М. Шукшина.


Поэзия Н.М. Рубцова (1)

91

Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного.

Проза В.П. Астафьева (2)

92

1.Роман «Печальный детектив». Рассказ «Людочка».


93

2.Единство и противостояние человека и природы в повести «Царь-рыба».


Проза В.Г. Распутина (2)

94

1.Эпическое и драматическое начала прозы писателя в повестях: «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».


95

2.Особенности психологического анализа в рассказе «Не могу-у...»


Проза А.И. Солженицына (2+1)

96

1.Своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».


97

2.Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор».


98

Р/Р Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына.


Новейшая русская проза и поэзия 80 - 90-х годов (4 ч.)

99

1.Реалистическая проза.


100

2.Эволюция модернистской и постмодернистской прозы.

Ироническая поэзия 80-90-х годов.


101

3.Поэзия и судьба И. Бродского.


102

4.Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение).


Итого 102 часа.


Уроков развития речи - 14.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для учащихся:

  1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса: в 2-х частях. - М.: «Русское слово», 2010.

  2. Белоцкая Г.В. Пособие для экзамена. На правах сочинения.- М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  3. Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».

Для учителя:

  1. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе (базовый уровень). - М.: «Русское слово», 2008.

  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006.

  3. Журавлева В.П.Тематическое и поурочное планирование по литературе: 11 класс: К учебнику « Русская литература 20 в. 11 кл.» - М.: Экзамен, 2005.

  4. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2008.

  5. Чалмаев В.А. Уроки литературы в 11 классе: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2010.

  6. Щербинина И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.- М.: Дрофа, 2011.





© 2010-2022