Курсовая работа Письменные формы школьного фольклора

Решила опубликовать именно курсовую работу "Письменные формы школьного фольклора...", так как именно здесь содержится наиболее полная информация по одноимённому учебно-исследовательскому проекту. Данная работа является авторской, основанной на исследованиях, проведённых учителем и его учениками  в Октябрьском сельском лицее Чердаклинского района Ульяновской области. Надеюсь, что работа представляет определённый интерес, особенно в условиях внедрения пресловутых ФГОС, так как она воплощает систем...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования











Письменные формы школьного фольклора

(прошлое и настоящее рукописного девичьего альбома)









Курсовая работа выполнена

слушательницей группы ФИЛ-7

Беловой Галиной Викторовной


Руководитель

доктор филологических наук

Т.Н.Васильчикова







Ульяновск, 2014

Содержание

Введение

3

Глава 1. Рукописный альбом как одна из письменных форм школьного фольклора в системе современной детской субкультуры

5

1.1. Из истории рукописного девичьего альбома. Краткий обзор источников


1.2. Полижанровость рукописных девичьих альбомов


Глава 2. Учебно-исследовательский проект «Письменные формы школьного фольклора: подростковые анкеты и альбомы»

14

Заключение……………………………..

25

Литература

27

Приложения………………………………………………………………




















ВВЕДЕНИЕ

В основе работы - исследования, проведенные автором совместно с учениками 8 класса в Октябрьском сельском лицее Чердаклинского района Ульяновской области, проанализированы более 20 рукописных девичьих альбомов, выявлены некоторые особенности функционирования современной альбомной традиции.

На уроках по фольклору выяснилось, что дети считают фольклор чем-то безнадежно устаревшим и ненужным. Для учеников 8 класса было настоящим откровением, что фольклор живёт и процветает, что и они, восьмиклассники, являются носителями фольклора. Так появилась идея исследовать школьный письменный фольклор, в частности - альбомы и анкеты, которые писали их бабушки и мамы и которые до сих пор пишут они сами, нынешние школьники.

Актуальность и новизна темы. Современная школьная девичья альбомная традиция, традиция письменного фольклора, попала в поле зрения фольклористов совсем недавно. Изучение классической русской альбомной традиции заканчивается на альбомах «уездных барышень» первой половины XIX века. Таким образом, период со второй половины XIX века до 80-х годов XX столетия, когда в альбомной культуре произошли серьезные изменения и, собственно, появился школьный альбом как таковой, остается мало исследованным. Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы интерес к этой теме всё-таки заметно возрос, выпускаются монографии, пишутся диссертации, публикуются статьи. Интенсивное изучение субкультуры детей и юношества начинается на рубеже XX-XXI веков.

Актуальность проблемы изучения современного школьного фольклора обусловлена ещё и тем, что именно фольклор является наиболее простым и доступным средством приобщения детей к культуре. Практически с первых дней жизни в воспитании детей используются разнообразные фольклорные традиции, воспитывающие социально одобряемые морально-этические качества, способствующие осознанию, национальной идентичности, национального своеобразия, развивающие культуру речи ребенка. Именно поэтому влияние фольклора на развитие личности нельзя недооценивать.

В данной работе анализируется фольклор школьников-подростков. В субкультуре этих групп особый пласт представляет собой девичья культура, в которой активно бытует рукописная альбомная практика, получившая широкое распространение в середине XX века.

Целью данной работы является изучение бытования современного школьного фольклора (рукописные альбомы) в Октябрьском лицее в начальных и средних классах, а также изучение конкретных альбомных жанров.

Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения ряда задач:

  1. Проанализировать историю альбомной традиции в России и дать краткий обзор литературных источников по проблеме.

  2. Выявить наиболее распространенные в школе виды школьного фольклора.

  3. Проанализировать особенности рукописных альбомов и анкет.

  4. Обосновать методическую необходимость использования школьного фольклора на уроках словесности, спецкурсах, курсах по выбору.

Материалом для исследования послужили рукописные альбомы и анкеты учениц Октябрьского сельского лицея разных лет обучения - с 80-х годов ХХ века до начала ХХI века.

ГЛАВА 1

«Альбом есть памятник души…»

В.Л.Пушкин

Традиция рукописных альбомов пришла в Россию в середине XVIII века из Западной Европы, главным образом из Германии и Франции. В Европе дружеские альбомы стали известны уже в средние века; в XVI-XVII веках они были популярны у странствующих студентов. В Германии альбомы называли «штамбухами» (Stammbuch), в Англии «кипсеками» (keepsake). Слово «альбом», латинское по происхождению, в русский обиход вошло из французского языка, где оно означает «памятная книга».1

Наибольшее влияние на формирование русской альбомной традиции оказали немецкие рукописные альбомы, первые образцы которых привезли в Россию выходцы из Германии во второй половине XVIII столетия. Тогдашний альбом имел очень торжественный и солидный вид: большого размера (in folio), с переплетом из обтянутых кожей деревянных досок, украшенным тиснением, с крупными бронзовыми застежками. Такие альбомы были лицом семьи - на первой странице рядом с именем владельца было принято изображать семейный герб или девиз. В альбомы записывали стихи популярных авторов, собственные сочинения, а также торжественные посвящения и цитаты из известных произведений.

Первоначально в Европе, да и в России вплоть до конца XVIII века, составлением альбомов занимались преимущественно мужчины. Впоследствии традиция ведения альбомов окончательно закрепилась за женщинами. Альбом очень скоро стал непременным спутником юных барышень и важным элементом домашней, семейной культуры.

В начале XIX века в моду вошли небольшие, изящно украшенные альбомы, легко помещавшиеся в дамской сумочке. Эпоха сентиментализма значительно повлияла как на содержание альбома, так и на его оформление. В альбомных рисунках первой трети ХVIII столетия чаще всего можно было обнаружить символические образы, характерные для элегической поэзии: амуры, цветы, пылающие сердца, пейзажи, освещенные луной, руины, урны, надгробия, могильные холмы. Между листами альбома вкладывали засушенные цветы, пряди волос. Произведения, записываемые в альбомы, были по большей части стихотворными: элегии, мадригалы, романсы - как известных поэтов, так и анонимных авторов, но нередко встречались и афоризмы, прозаические отрывки, вырезки из журналов. Как отмечал Ю. М. Лотман, «аккумулируя наиболее популярные произведения печатной литературы, альбом одновременно отражал большую роль семейной, родовой и кружковой традиций как организующих культуру факторов».

В этот период оформились строгие законы заполнения альбома. Первую страницу оставляли незаполненной, так как существовало мнение, что с открывшим ее может случиться несчастье. В начале альбома писали родители и старшие, дальше - подруги и знакомые; последний лист отводился для самых нежных записей - считалось, что там пишут те, кто больше всех любит владелицу альбома. Внизу последнего листка можно было прочесть такие строки:

На последнем я листочке

Напишу четыре строчки

В знак дружества моего,

Ах, не вырвите его!2

Таким образом, как мы уже отметили, история рукописного альбома имеет давние корни. Как явление дворянской жизни альбомная культура, пришедшая в Россию из Западной Европы во второй половине ХVIII века, наибольшее распространение получила в ХIХ веке. Рукописные альбомы были в большой моде как в столичных городах, так и в провинции. Составлением альбомов занимались как мужчины, так и женщины. Свой альбом был даже у Екатерины II, не говоря уже о придворных дамах. С распространением грамотности альбом начал спускаться по социальной лестнице.

Пик расцвета альбомной традиции пришелся на 1820-1830-е годы, когда альбом из способа внутрисемейного творчества превратился в модный факт светской культуры. Домашний, камерный альбом 1810-х годов сменил парадный тип альбома в изысканно украшенном бархатном или атласном переплете, который должен был демонстрировать утонченный художественный вкус владельца. Альбомы превращались в настоящие коллекции автографов известных литераторов и набросков популярных живописцев.

Владение искусством писать стихотворные экспромты и набрасывать рисунки стало одним из необходимых навыков светского человека. В помощь тем, кто не обладал поэтическим даром, в журналах печатались образцы альбомных стихотворений для разных адресатов. Эти тексты переписывали из альбома в альбом, изменяя лишь имя (таким же способом сочинил поздравительный куплет Татьяне пушкинский мосье Трике).

Со временем расширялось и видовое разнообразие альбомов. Они различались в зависимости от содержания (альбомы с рисунками («картинные книги»), с автографами, с различными художественными текстами), по функциональной направленности (дружеский интимный альбом, светский (парадный) альбом, салонные, кружковые, пансионерские альбомы)3.

Важным фактором был и культурный уровень среды, в которой составлялся альбом, а также происхождение и социальная принадлежность его владельца. На внутреннее расслоение альбомной традиции указывал еще Пушкин, противопоставляя альбом уездной барышни «великолепным альбомам» столичных дам. Большая распространенность альбомов, сделавшая их важным фактом массовой культуры, способствовала тому, что наряду с элитарным типом альбома, характерным для великосветской среды, в провинции и более низких социальных группах существовал иной, усредненный, массовый альбом. Первый тип был ориентирован на уникальность репертуара и оформления, в нем преобладали оригинальные сочинения профессиональных авторов (что позволяло исследователям определять его как «литературный»); второй отличался стереотипностью содержания и формы, цитатничеством и дилетантством.

Массовые альбомы первой трети XIX века можно рассматривать как начало фольклорной традиции рукописного альбома - ведь в них уже проявлялось творчество, которое отличалось качествами, характерными для фольклора: коллективностью, безымянностью, традиционностью, вариативностью, формульностью.

Значимые изменения в альбомной культуре произошли в последней трети XIX века, когда из семейной среды альбом стал активно переходить в среду ученическую - в закрытые пансионы и женские гимназии. К началу XX века альбомная традиция окончательно перемещается в ученическую среду. Альбомное творчество становится собственностью фольклора детей-подростков. Создается ученический «альбомный фольклор». Самыми востребованными жанрами «альбомного фольклора» в подростковом общении оказываются пожелания, признания, развернутые рифмованные суждения. Такие тексты используются ученицами для памятных записок близким подругам. Заметим, что подобная форма и характер записей сохраняется в альбомах школьниц того же возраста спустя десятилетия. Маленькие владелицы альбомов не просто перенимают традицию. Они участвуют в ее распространении. Переписывая тексты этикетных писем из собственных альбомов в альбомы своих подруг, они из адресатов превращаются в адресантов. Появление новых вариантов текста при этом становится неизбежным.

С конца 1840-х началось медленное угасание элитарной альбомной традиции - салонная культура, выступавшая на протяжении нескольких десятилетий ее хранительницей, постепенно изживала себя. Альбом перестал восприниматься как обязательный элемент домашнего культурного обихода и угодил в разряд «преданий старины». Эволюция элитарного и массового типов альбома проходила в разных направлениях. Во второй половине XIX века сфера бытования альбомов переместилась из семейного дворянского круга в ученическую среду, прежде всего - женских гимназий и пансионов. Под влиянием сословного смешения, царившего в большинстве учебных заведений, массовый альбом постепенно входил и в культурный обиход более низких социальных слоев. Альбомный репертуар подвергся значительной переработке. По ходу переписки и самозаписи тексты упрощались, видоизменялись, смешивались друг с другом; первоначальные символика и изобразительные средства заменялись более доступными и соответствующими городской фольклорной традиции.4

Альбом первого типа практически прекратил своё существование, зато на новом уровне развивается альбом второго типа, он окончательно перешёл в гимназическую среду.

Альбомы гимназисток конца XIX-начала XX века еще достаточно строги в своей организации, многие из них открываются советом матери, включают аллегорические рисунки, четкие символы цветов, рисованных игральных карт, и обязательные кладбищенские сцены. Доля альбомных поэтических штампов в них не так высока, часто встречаются многострочные авторские стихи хорошего поэтического уровня. Часто цитируются Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет, Тютчев, Полонский, Апухтин, Бальмонт и особенно Надсон. Много строк из популярных фортепианных романсов.

Вновь достаточно серьезные изменения испытала альбомная культура в 20-30-х годах XX столетия. Эти изменения связаны с множеством факторов: сменой социальный статуса и снижением образовательного уровня владельца альбома, поменялись ценностные ориентиры, кардинально изменился культурный быт.

После Октябрьской революции альбомы высмеиваются и осуждаются как мещанские привычки, требующие немедленного искоренения. И тем не менее альбомы и анкеты продолжают существовать, они только сменили название - теперь они называются «песенниками». Неизменным остается набор жанров, тем и мотивов альбомных стихотворений, удачно подмеченный А.С.Пушкиным в описании альбома «уездных барышень» в IV главе «Евгения Онегина» - «Стихи без меры, по преданью // В знак дружбы верной внесены»; «Кто любит более тебя, // Пусть пишет далее меня»; «Тут верно клятвы вы прочтете // В любви до гробовой доски»; «Какой-нибудь пиит армейский // Тут подмахнул стишок злодейский» и т.д.

В 1920-1930-е годы массовый альбом окончательно утвердился как специфическая форма письменного фольклора. Альбом объединил в себе дореволюционную, «мещанскую» культуру и культуру нового времени. Альбом очень быстро становится популярен повсеместно не только в городах - на это указывают многочисленные данные фольклорных экспедиций конца 1950-1960-х годов. Контакт города и деревни, народной и литературной традиций, различных культурных пластов в пределах альбома порождал очень своеобразные формы. Значительное место в девичьем альбоме заняли популярные песенные жанры городского фольклора - жестокий романс и новая баллада, такие, как, например, «На Муромской дорожке...», «По диким степям Забайкалья…», «На Варшавском на главном вокзале…», «Серая юбка», потеснившие в XX веке позиции классического романса. Проникали в девичьи альбомы и тюремные, воровские песни. Вместе с тем альбомные стихи и романсы испытали сильное воздействие крестьянского фольклора, прежде всего частушки.

Помимо фольклорных традиций, альбом отразил и культурные реалии советской действительности. В альбомах школьниц 1930-1950-х годов можно было часто обнаружить стихи о Ленине, Кирове, тексты патриотических песен, элементы призывов («Учись не ленись, лентяям не место в СССР»), пионерского девиза (например, стихотворная запись могла оканчиваться такой финальной формулой: «Еще пишу четыре слова, / Как пионерка - будь готова»). В годы Великой Отечественной войны в альбомах появилось множество песен военной тематики: от фольклорных новых баллад (о Зое Космодемьянской, о страданиях военнопленных, об убийстве фашистами мальчика, о трех товарищах, замученных фашистами, и др.) до популярных массовых песен5.

Вплоть до 1960-х годов содержание альбомов оставалось весьма политизированным. Затем стало проявляться особое внимание к личным, прежде всего любовным, отношениям. Большинство жанров, сформировавших альбомный обиход в этот период, сохранили свое значение до сих пор: альбомные стихи, песни, афоризмы, гадания, рукописные любовные рассказы. По сравнению с первой половиной XX века альбомный репертуар значительно расширился. Изменилось и внешнее оформление альбома: значительно больше стало вырезок из цветных журналов, открыток, ярких рисунков фломастером, а в последнее десятилетие - еще и фотографий популярных певцов и актеров, наклеек и т.п. Если в альбомах 1950-х годов можно встретить, например, изображение девочки с флажком «СССР» в руке (такими раньше в изобилии украшали стены детских учреждений), то сейчас преобладают современные символы (пацифика, эмблемы музыкальных групп и спортивных команд).

С 1970-х годов альбом не испытал принципиальных изменений ни в своем внешнем виде, ни в жанровом составе - какие бы то ни было новации в альбоме вообще закрепляются крайне медленно. Девичий альбом отличается устойчивостью репертуара, структуры, принципов оформления. Одни и те же жанры можно обнаружить в альбомах мам и дочек, москвичек и киевлянок. Жанровый стержень альбома, сформированный еще в начале XIX века альбомными стихами, романсами, афоризмами, остается неизменным, несмотря на то, что альбом постоянно пополняется новыми жанрами (например, анкетами, письменными гаданиями, тестами, гороскопами).

Возрождение альбомов в их исконном виде произошло только в 90-е годы ХХ века, особенно после появления в продаже печатных альбомов и анкет. Альбомы теперь не высмеиваются, наоборот, изучаются, авторы научных публикаций пытаются разобраться в причинах жизнеспособности альбома. Как уже было сказано выше, на рубеже ХХ-ХХI столетий возрос интерес к подростковой субкультуре вообще и к письменным формам школьного фольклора в частности. В последнее время появилось много работ, посвящённых этой теме. Источниками для написания этой главы послужили работы А.В.Чекановой, E.H.Пономаревой, М.Г.Матлина, М.П.Чередниковой, Н.Михайловой (см. библиографический список) Выражаю им мою искреннюю признательность.

Таким образом, за почти три века своего существования рукописный альбом не только не утратил своих позиций. Он развивается, трансформируется, идёт, что называется, в ногу с новыми технологиями. Те же самые альбомные традиции мы наблюдаем сейчас «на стенах» социальных сетей. Но это уже тема другого исследования.







ГЛАВА 2

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом...

А.С.Пушкин


Рукописный альбом на сегодняшний день является основной формой письменного фольклора школьниц 9-14 лет. Став старше и окончив школу, девочки перестают вести альбомы. Одна из причин этого заключается в самих условиях бытования альбомной традиции: наличии замкнутой социокультурной среды, имеющей место, например, в школе, пионерском лагере, больнице - основных каналах распространения альбома, - а также в условиях армии и тюрьмы (где тоже существуют свои разновидности альбома: солдатский (дембельский) и тюремный). Вокруг альбома формируется особое коммуникативное поле, в условиях которого облегчается контакт девушки со сверстницами и в некоторой степени со сверстниками - при условии их положительного отношения к альбому. При помощи обращений к читателям альбома, призывов написать что-нибудь на память, наставлений, рисунков между составительницей альбома и его читателями создается пространство для диалога.

Альбом является воплощением характерных черт девичьей субкультуры, «коллективного самосознания» девушек. На первый план в нем выходят приоритеты традиционности - типично фольклорной ценности: хорош не тот альбом, в котором есть что-то новое и необычное, а тот, который отражает наиболее распространенные культурные веяния и содержит самые популярные в данном коллективе тексты. Юные составительницы альбомов стремятся перещеголять друг друга не в разнообразии материалов (они, как правило, в условиях одной коммуникативной среды - например класса - практически одни и те же), а в оформлении, в красочности рисунков, наклеек и т. п. Альбом дает девушке возможность почувствовать свою причастность к единой культурной системе - девичьей субкультуре.

Вместе с тем альбом оставляет девушке возможность выразить не только общие модные увлечения, но и личные эстетические пристрастия, этические и нравственные представления. Альбом становится способом творческой и эмоциональной самореализации, ведь на его страницах появляются только те тексты, которые соответствуют личным вкусам девушки: ее любимые стихи, песни.

Составление альбомов является для девочек-подростков не просто механическим переписыванием из тетрадей подружек, а своего рода творчеством, только происходит оно преимущественно путем отбора и оформления уже готовых материалов.

Девичий альбом так же, как и другие формы письменной народной культуры (песенники, рукописные сборники), выполняет и архивирующую функцию, сохраняет фольклорные тексты. Благодаря альбому консервируются и не теряют своего значения произведения, которые на первый взгляд кажутся устаревшими, потерявшими свою актуальность. Именно альбому мы во многом обязаны сохранению в подростковой, по крайней мере девичьей, среде значимости рукописного текста, уважительного отношения к нему. При всей своей «детскости» альбом учит добру, порядочности, воспитывает в юных девушках чувство собственного достоинства, предостерегает их от возможных ошибок, делится с ними культурным и социальным опытом. Чудом сохранив свое наивное, светлое лицо в водовороте телевизионной, рекламной и прочей массовой продукции, девичий альбом остается хранителем прежней культуры, связующим звеном между поколениями.

В ходе нашего исследования было проанализировано 23 рукописных альбома. Все альбомы принадлежат учащимся и выпускницам Октябрьского сельского лицея Чердаклинского района (возраст авторов - от одиннадцати до шестнадцати лет). В итоге получился полноценный учебно-исследовательский социально значимый проект, о котором и будет рассказано в этой главе6.

Расскажем подробно, как проводились наши исследования. Вначале был составлен

Лист планирования содержания учебного проекта

и этапов его проведения


Продумывание учителем темы проекта:

«Письменные формы школьного фольклора»

Выбор возрастной категории учащихся:

учащиеся 8 класса

Формулирование основополагающего вопроса:

Школьные анкеты и альбомы как феномен молодёжной субкультуры. Какую роль играют школьные анкеты и альбомы в жизни подростков

Формулирование вопроса (-ов) учебной темы

Содержание и оформление анкет и альбомов, жанровое разнообразие анкет и альбомов, альбомы наших мам и бабушек, орфография и пунктуация школьных альбомов и анкет.

Формулирование содержательного (-ых) вопроса (-ов) для исследований учащихся

О чём пишут в альбомах и анкетах, с какого возраста начинают вести анкеты и альбомы, ведут ли их только девочки или мальчики тоже? И другие вопросы.

Формулирование дидактических целей проекта:

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения . Формирование критического мышления, навыков работы в команде.

Формулирование методических задач:

Помочь осознать учащимся, что фольклор не нечто отжившее и ненужное, а активно развивающееся явление и в наше время. Научить анализировать данный материал. Научить создавать мультимедийные презентации по заданной теме для оформления результатов исследований

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

1 группа - Как оформляются анкеты

2 группа - Какие жанры используются

3 группа - Типичные ошибки в анкетах и альбомах

4 группа - Опрос по выявлению количества подростков, ведущих альбомы и анкеты в ОСЛ

5 группа - Анкеты старшего поколения

Выдвижение гипотез решения проблем

Ведут ли мальчики анкеты или альбомы, были ли альбомы и анкеты у наших бабушек и мам, как украшают альбомы, грамотно ли пишут в анкетах и альбомах, и т.д.

Определение творческого названия проекта

«Письменные формы школьного фольклора: Подростковые анкеты и альбомы в Октябрьском сельском лицее»

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Обучающиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяют для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирают форму представления результатов (презентации, буклеты, доклады и пр.)

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Группа № 4 собирает статистические данные о количестве подростков, ведущих анкеты и альбомы (опрос с 1 по 11 классы), группы № 2,3 собирают образцы альбомов и анкет у подростков сегодняшних, группы № 1,5 собирают образцы альбомов и анкет прошлых лет, все группы создают презентации или доклады.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Источниками информации по теме исследования являются интервью, опросы, беседы с респондентами-информаторами (владельцами анкет и альбомов), непосредственное содержание анкет и альбомов.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Группа №1 - поиск и сбор анкет и альбомов прошлых лет. Создание презентации.

Группа №2 - поиск и сбор альбомов и анкет сегодняшнего дня (в 4 - 7 классах). Создание презентации.

Группа №3 - поиск и сбор альбомов и анкет 8 - 11 классах. Создание буклета.

Группа №4 - сбор статистических данных о количестве подростков, ведущих альбомы и анкеты. Составление диаграммы.

Группа №5 - поиск альбомов и анкет прошлых лет. Создание презентации.

Самостоятельная работа групп

Группы работали самостоятельно в течение 4-5 недель, учитель консультировал, помогал, направлял деятельность учащихся в методически верное русло.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Учащиеся подготовили 6 презентаций, 1 буклет,1 веб-сайт, 1 диаграмму, информационный бюллетень.

Защита полученных результатов и выводов

Состоялся урок-конференция «Письменные формы школьного фольклора. Подростковые анкеты и альбомы», где выступила каждая из групп со стендовым докладом по своей теме. Каждой группе на представление полученных результатов давалось 4-5 минут, всем участникам были заданы вопросы по теме.

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.

Затем мы опросили более 150 обучающихся 1-11 классов, задав им следующие вопросы:

  • Ведёте ли вы анкету или альбом?

  • С какого возраста начинают вести альбомы и анкеты?

  • Ведут ли анкеты мальчики?

  • Кто придумывает вопросы для анкет?

  • Кому дают заполнять анкеты и альбомы?

  • Показываете ли вы анкеты взрослым? Если показываете, то кому?

  • Как вы украшаете свои анкеты и альбомы?

  • Кто выполняет рисунки в альбомах?

  • Отличаются ли альбомы и анкеты?

  • В каком возрасте анкеты заменяются альбомами?

  • Видели ли вы альбомы старших родственников? Старших товарищей, знакомых?

  • Отличаются ли они от современных?

  • Сохраняете ли вы свои старые анкеты и альбомы?

  • Как, по-вашему, почему многие подростки ведут альбомы и анкеты?

В результате вот что мы выяснили.

Анкеты и альбомы начинают вести с детского возраста, когда ребёнок научится уверенно писать - примерно со 2 - 3 класса. Анкетами увлекаются не только девочки, но и мальчики. Девочки ведут альбомы с большим удовольствием. Мальчики же, даже если им нравится это занятие, стесняются в этом признаться.

Вопросы для анкет обычно придумываются самостоятельно владельцами анкет. Вопросы также заимствуются из альбомов подруг или знакомых. В последнее время стали популярными печатные анкеты и альбомы с готовыми вопросами. Например, такими:

  • Что тебе нравится в людях, а что нет?

  • Есть ли у тебя вредные привычки?

  • Какую музыку ты предпочитаешь?

  • Твоё хобби?

  • Что может огорчить тебя? И т.п.

Заполнять анкеты дают друзьям, одноклассникам, знакомым, иногда родственникам. При правильно подобранных вопросах владелец анкеты узнаёт многое о «госте» своей анкеты: его хобби, любимых книгах, фильмах, блюдах и тому подобном. Таким образом, анкеты помогают общению подростков, помогают лучше узнать друг друга. Конечно, большое значение имеет правдивость респондента.

Кроме того, во многих анкетах есть специальные страницы для мальчиков. На таких страничках специальное оформление и специальные вопросы.

Есть страницы, которые предназначены только для лучшей подруги или друга. Здесь тоже применяется особое оформление и вопросы более откровенные.

Иногда анкеты дают заполнять взрослым. Но не всем взрослым можно доверить анкету. Поэтому подростки очень редко показывают свои анкеты взрослым людям и только тем, кто пользуется их абсолютным доверием, чаще всего это мама или старшие братья и сёстры, иногда учителя. Для взрослых подбираются специальные вопросы, такие, которые были бы им интересны.

Анкеты, как и альбомы, обязательно декорируются, украшаются, тогда их интереснее рассматривать, они становятся красивее и «гламурнее». Для декорирования используются аппликации, коллажи из журнальных иллюстраций, рисунки, фотографии и так далее. Обычно рисунки для анкет и альбомов выполняет хозяин анкеты, но иногда он просит нарисовать что-нибудь заполняющего анкету с помощью вопросов-заданий: нарисуй свой портрет, нарисуй зверушку, цветочек и т.п. Такие рисунки придают анкете яркий, живой вид. И не важно, хорошо человек рисует или нет, главное, чтобы рисунок был от души.

В ходе опросов владельцев анкет мы выяснили, что практически все хранят свои старые альбомы и анкеты. Вот что сказала одна из наших респонденток, Ксения Л., 10 класс: «Конечно, я храню старые анкеты и альбомы. Когда я стану совсем взрослой, мне будет очень интересно полистать и почитать страницы старой анкеты и вспомнить детство. И если будет возможность, я покажу их своим друзьям, которые заполняли анкету. Им будет интересно посмотреть, какими они были в детстве. Недавно я видела у подруги анкету, которую заполняла в числе прочих и я, когда была в пятом классе. Мне было очень интересно и в то же время смешно, потому что сейчас я стала взрослее, у меня появились другие интересы».

Кроме анкет, среди девушек-подростков широко распространены альбомы. Девушки заменяют анкеты альбомами в возрасте 13-14 лет. Альбомы отличаются от анкет. Там почти нет вопросников. В альбомы записываются песни, стихи, высказывания великих людей, иногда просто делаются записи дневникового характера. В общем, туда можно записать и зарисовать всё что душе угодно. Если анкеты предназначены для заполнения посторонними людьми, то альбомы практически недоступны чужому глазу, они заполняются только хозяином, часто являются тайными и видеть их может только владелец.

Вот рассказ одной из владелиц альбомов, Лили Х., 9 класс

«У меня тоже есть альбом, который я завела в 12 лет. Как-то раз мне стало скучно, тоскливо, и вдруг захотелось нарисовать что-нибудь, написать стихи. И тогда я решила завести альбом, где и стала всё это делать. И теперь часто я провожу свободное время в поисках информации для моего альбома. Это у меня уже третий альбом, мне очень нравится вести его. Ведь есть вещи, которые хочется записать, потом всё это будет интересно перечитать, особенно когда пройдёт много времени. В альбоме я делаю рисунки, аппликации, вклеиваю туда фотографии. Это придаёт моему альбому яркий вид. И мне самой очень приятно открывать и рассматривать свой альбом».

Ещё одним направлением нашей работы было сравнение альбомов и анкет прошлых лет с сегодняшними.

Вот что мы выяснили. У них много отличий. Но отличия эти, прежде всего, касаются оформительской стороны. Альбомами служили обычные общие тетради, так как не было альбомов с печатной основой. Заполнялись они обычной шариковой ручкой, рисунки в них выполнялись либо цветной пастой (красной, синей, чёрной), либо цветными карандашами: ведь не было ни фломастеров, ни ярких маркеров, ни гелевых ручек с блёстками. По содержанию же они мало отличаются от нынешних - те же вопросы, стишки, гадалки и прочее. И цель у владельцев анкет и альбомов прошлых лет и нынешних, в общем-то, одна и та же: общение, желание творческой самореализации.

Альбомы и анкеты отличаются огромным жанровым разнообразием. Нами проанализировано более 20 анкет и альбомов учащихся 5-11 классов Октябрьского сельского лицея. Проделанный объём работы позволяет сделать вывод о большом разнообразии жанров в школьных анкетах. Вот какие жанры мы выявили:

  • Собственно анкеты (вопросники)

  • Пожелания («Будь умна и стройна, как у Путина жена!», «Учи, подруга, химию, она тебе нужна, при поцелуе с мальчиком реакция важна!»)

  • Поздравления

  • Стихи, песни

  • Афоризмы

  • «Гадалки»

  • «Чихалки» («Чихнёшь во вторник до обеда - к поцелую, в воскресенье с 9 до 11 часов - к удаче»)

  • «Зевалки» («Зевнёшь в понедельник после обеда - к встрече с интересным человеком», «Зевнёшь на уроке - к двойке»)

  • «Чесалки» («Чешется правый глаз - плакать, левый - смеяться», «Чешется спина - к разлуке с любимым»)

  • «Икалки» («Икнёшь во вторник - к знакомству через пять дней», «Икаешь перед сном в субботу - к большой любви»)

  • Гороскопы

  • «Секретики»

  • Тесты

  • Подписи под фотографиями

  • Рецепты

  • Вырезки из журналов

  • Анекдоты

  • некоторые другие


А теперь подведём итоги.

  1. История альбомов и анкет насчитывает в России около трёхсот лет, с 18 века. Одно это свидетельствует о том, что альбомная традиция - феноменальное явление, требующее серьёзного изучения.

  2. Девичьи альбомы принадлежат к редкому виду письменного фольклора, ведь как бы то ни было, его содержание является народным творчеством и передаётся от одного альбома к другому.

  3. Альбом за время своего существования в 20 веке видоизменялся по меньшей мере дважды: из тетради с пожеланиями, стихами и рисунками примерно во второй половине 20 века он трансформируется в «песенник». В конце 20 века песенники превращаются в анкеты. При этом резко усиливается их коммуникативная функция, а сами анкеты и альбомы становятся плодом коллективного детского и подросткового творчества.

  4. После проведённого сравнения альбомов-анкет середины 20 века и сегодняшнего дня мы пришли к выводу, что внутренний мир подростков, их переживания, мировосприятие, отношение к дружбе, любви, в общем-то, мало изменились. Поменялись внешние реалии, условия быта, уровень образованности и информированности. Но во все времена девушки творят в своих альбомах тот мир, в котором им комфортнее.

  5. Девичий альбом является неотъемлемой частью молодёжной культуры. Он играет большую роль в жизни современной девушки-подростка.

  6. Альбомы и анкеты отличаются огромным жанровым разнообразием и разнообразием вариантов декорирования.

В заключение вспомним известные строки Александра Пушкина, лучше которого про альбом, пожалуй, никто не сказал:

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом…

Тут непременно вы найдёте

Два сердца, факел и цветки;

Тут, верно, клятвы вы прочтёте

В любви до гробовой доски…

В такой альбом, мои друзья,

Признаться, рад писать и я…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования школьной субкультуры, рукописных девичьих альбомов - бесконечно интересная и необъятная тема. Она всегда вызывает живой интерес, ибо кто из нас когда-то не писал в такие альбомы? А большинство даже сами их вели. Просто мы вряд ли задумываемся над тем, какую роль играют такие альбомы-анкеты в нашей жизни.

В современном мире подростку трудно оставаться самим собой, постоянно оправдывая ожидания окружающих (родителей, учителей и т.д.). Психологически подросток нуждается в создании своего мира, в котором нет необходимости быть лучше, чем он есть на самом деле. Начиная вести подобные альбомы, мы-сначала неосознанно-конструируем свой внутренний духовный мир. Первоначально мы создаём альбомы, а потом уже они частично формируют нас. Девушки творят в своих девичьих альбомах такой мир, в котором им комфортно. Альбомы играют большую роль в жизни современной девушки, являясь средством доверительного общения. Девичий альбом является также частью молодёжной культуры.

Так как фольклор-устное народное творчество, то девичий альбом-это то же самое народное творчество, только в письменной форме, поэтому девичьи альбомы и анкеты относят к виду письменного фольклора.. Его содержание путешествует из одного альбома в другой, и нередко из одного поколения в другое. Так что девичий альбом выполняет функцию передачи культурного наследия. Девичьи альбомы в различных форматах бытуют чаще всего в школьной среде. И как драгоценна со временем становится эта книжка! Перебирая листки её, мы переносимся в прошлое, вспоминаем о людях, которые тут писали… Многие состарились… Иные уже разделены от нас вечностью… Воспоминания, то приятные, то печальные, то забавные занимают нас, и мы должны дорожить своим альбомом-свидетелем прошедших лет, прошедших знакомств…

Да, первоначально девичий альбом представляет ценность только для барышни, которая заполняет его и украшает. Но пройдут годы, и такой альбом станет бесценным объектом исследований в различных областях знаний.

Мы выражаем надежду, что смогли доказать актуальность и значимость работы по изучению такого феномена молодёжной культуры, как альбомы и анкеты.

Надеемся также, что практикующие учителя, особенно работающие по стандартам второго поколения, найдут здесь для себя много интересного и полезного, так как в подобных исследовательских проектах заключен один из основных принципов ФГОС - системно-деятельностный, практико-значимый подход в преподавании школьных предметов.







БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Лойтер, С.М., Неёлов, Е.М. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. - Петрозаводск, 1995.

  2. Михайлова Н. «Альбом есть памятник души…» // nasledie-rus.ru/podshivka/8306.php.

  3. Неёлов, Е.М. Современный школьный фольклор. Петрозаводск,1994.

  4. Пономарева, E.H. «Магические письма» современных школьников // Традиционная культура и мир детства: Материалы международной научной конференции «XI Виноградовские чтения». - Часть III / Ред. кол.: М.П. Чередникова (глав, ред.), М.Г. Матлин, В.Ф. Шевченко (отв. ред.). -Ульяновск: Лаборатория культурологи, 1998. - С. 41 -45.

  5. Пономарева E.H. Почтовые игры школьниц // Живая старина, 1 (21) '99. -С. 10- 11.

  6. Пономарева E.H. «Письмо-счастье» в девичьей почте // Педагогическая мозаика: Научно-методический альманах. Выпуск 3. / Ред. кол.: JI.M. Антонова, В.М. Большое (отв. за вып.), Н.П. Дубрикова, A. Толстых (отв. ред.), А.Н. Печников (научн. ред.). - Ульяновск: УВПУ № 4, 1999. - С. 50 -56.

  7. Пономарева E.H. У истоков альбомной традиции (мужской альбом XIX века) // http: // ruthenia. ru / folklore / newfolkl. htm., 2003.

  8. Пономарева E.H. «Эстафета моих друзей» как вид девичьего альбома // Материалы молодежной фольклорной научной конференции «XII Виноградовские чтения» (25-30 июня 2002г., Нижний Новгород). -Н.Новгород: Поиск, 2002. - С . 26 - 36.

  9. Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.

  10. Школьный быт и фольклор: Учебный материал по русскому фольклору / Сост. А.Ф.Белоусов. Ч. 1. - Таллинн, 1992. - С. 3-4.



1 Лойтер, С.М., Неёлов, Е.М. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. - Петрозаводск, 1995.

2 Цитирую по: Пономарева E.H. У истоков альбомной традиции (мужской альбом XIX века) // http: // ruthenia. ru / folklore / newfolkl. htm., 2003.

3 Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.

4 Михайлова Н. «Альбом есть памятник души…» // nasledie-rus.ru/podshivka/8306.php

5 Михайлова Н. «Альбом есть памятник души…» // nasledie-rus.ru/podshivka/8306.php

6 Содержание этой главы полностью основано на ученических работах, сохранён стиль участников проекта



© 2010-2022