Рабочая программа по русскому (родному) языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Утверждаю» Директор школы

//

«Согласовано»

Зам по УВР

//

Рассмотрено на заседании ММО Протокол №__ от____

/ /


Рабочая программа

По родному (русскому) языку на 2015/ 2016уч. год.

Класс(ы): 6

Учитель: Смирнова Лениза Файзулловна

Количество часов в неделю: 3

по учебному плану на учебный год: 105

Распределение по четвертям:


Четверти

Общее кол. часов

Контрольные диктанты

1 четверть

24

1

2 четверть

23

1

3 четверть

28

1

4 четверть

24

1

Год

99

4

Рабочая программа составлена на основе программы (Автор УМК, издательство, год издания) Р.И.Альбетковой ( Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2005),

Учебники (Автор, издательство, год издания): Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. - М., 2012.)

Расписание уроков (день недели, класс, урок)


Урок

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1


2


3

Род.яз

Род.яз

Род.яз

4


5


6



Выпадают на праздники: 6 часов совпадают на праздники (01.09, 11.10, 23.02, 08.03,01.05, 09.05)

Примечания:________________________________________________________________



Пояснительная записка.

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности - помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

  • изучение законов употребления языка;

  • овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;

  • овладение умением творческого употребления родного языка.

В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5). Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2005),

Общая характеристика предмета.

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности - как явления искусства слова. 6 класс - это второй год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с возможностями употребления языка, средствами художественной изобразительности, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений. Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем - произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком - к смыслу, идее произведения словесности.

Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.

Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета - использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования. Поскольку в 6 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а

также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».

К концу учебного года обучающиеся 6 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы;продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.

Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. - М., 2012.)

Ценностные ориентиры содержания предмета.

Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;


  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;


  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфо-графической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;


  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Место учебного курса в учебном плане.

На изучение родного (русского языка) отводится 3 часа в неделю,105 часов в год, из них 80 % составляет обязательная часть ФГОС и 20% регионального компонента внутри содержания уроков.

Результаты изучения обучающимися программы по родному( русскому) языку.

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих, личностных , метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат,

бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  1. Использование знаково-символических средств представления информации.

  2. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  1. Использоание различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  2. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами:

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместно деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  2. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  3. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  4. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка

межнационального общения.

  1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  2. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка

(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  1. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  2. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  3. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе.

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка,употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Основное содержание предмета

Введение. Знакомство с учебником.

Тема 1. Употребление слова.(12 часов)

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц. Обучающиеся должны различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарём.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 2. Средства художественной изобразительности(15 часов)

Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.

Обучающиеся должны научиться понимать смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности.

различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в

текстах; Обучающиеся должны выразительно читать тексты; употреблять средства

художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 3. Юмор в произведениях словесности(9 часов)

Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь.

Обучающиеся должны выделять особенности использования юмористических приёмов при создании произведений словесности.

Обучающиеся должны находить в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных произведениях словесности юмористические приёмы. Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 4. Произведения устной народной словесности (11 часов)

Обучающиеся должны находить особенности эпических жанров устной словесности. Обучающиеся должны различать виды народной словесности; рассказывать и читать былины, легенды, предания.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 5. Эпическое произведение(12 часов)

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения.

Обучающиеся

должны отличать эпическое произведение от лирического и

драматического; выразительно читать и пересказывать

эпические произведения;

создавать собственные эпические произведения словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 6. Лирическое произведение(16 часов)

Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма.

Обучающиеся должны понимать особенности лирического произведения; стихотворные размеры.

Обучающиеся должны отличать лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать лирические произведения; создавать собственные лирические произведения словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности: · адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

    • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите-ратурой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    • владение разными видами монолога и диалога; · соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

    1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);


  1. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;


  1. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  2. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  3. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  4. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче-скими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;


  1. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;


  1. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ-циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;


  1. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;


  1. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

Обучающиеся 6 класса должны иметь чёткое представление о том, какие формы контроля им будут предложены, задания какого содержания им придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует ребят в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:

• эффективная подготовка обучающихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;


  • внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных обучающихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;


  • неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;


  • отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;

написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;


  • включение в урок повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ;

  • целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;


  • систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.

В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями в рабочей программе предусмотрены следующие виды и формы контроля:

•диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий, самодиктант);

•изложение (подробное, сжатое, выборочное, с продолжением, с перегруппировкой материала);

•лингвистический и комплексный анализ текста;

  • устное высказывание на лингвистическую тему;

  • письменное высказывание на лингвистическую тему (сочинение);

•тест,

•рецензия на предложенный текст в виде сочинения.

Результаты итоговых работ - это один из основных, но не единственный компонент итоговой оценки по предмету. Представление о возможных составляющих оценки по русскому языку в их процентном соотношении может дать следующая таблица:

Виды работ по русскому языку в 6-ом классе

Составляющая оценок за данный

вид работы в итоговой оценке (в

процентах)

Итоговые контрольные работы

15%

Текущие проверочные работы

15%

Творческие работы (сочинения и изложения)

20%

Устные высказывания

20%

Письменные домашние работы

15%

Работа у доски с письменным заданием

15%

Урочная деятельность.

Выполнение проектов, портфолио.

Внеурочная деятельность.

Участие в выставках, конкурсах, НПК, олимпиадах разного уровня

Учебно-методическое обеспечение


  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. - //Официальные документы в образовании, 2012, №5.

  2. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2005.

  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. - М., 2012.

  4. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 класс».

- М., 2000



Тематическое планирование

Домашнее

Дата проведения

уро

Тема урока.

Содержание темы

задание

ка

План.

Факт.


1.

Введение. Знакомство с учебником.

Знакомство с учебником под редакцией Р.И.Альбетковой.

С. 3-4чит.

02.09


Чтение вступительной статьи, обсуждение. Высказывание


М.Карима о русском языке.


2.

Повторение изученного в 5 классе.

Работа с терминологическим аппаратом 5 класса. Выписать

Напис. соч.


эпитеты и метафоры из стихотворения Б. Бикбая «Урал»

07.09

3.

Стихи и проза.

Повторение изученного в 5 классе. Работа с рифмой. Сравнение

Инд. зад.

08.09


прозаического и стихотворного текстов: отрывок из книги


М.Карима «Радость нашего дома» и стихотворение А.Яшина


«Детство»


4.

Стилистические возможности слов и

О законе употребления слов языка в зависимости от условий

П. 1 зад.3

09.09

Выражений

высказывания.


Сравнение рисунков.


Сфера употребления данных слов.


5.

Стилистические возможности слов и

Работа с толковым словарем. Работа с таблицей. Сравнение

П. 1 зад.8


Выражений

текстов разных стилей. Работа с репродукцией картины

14.09


художника Г.И.Угрюмова «Испытание князем Владимиром силы


русского богатыря»


6.

Общеупотребительные слова

Работа с терминологией. Выписать общеупотребительные слова

П. 2 зад.11

15.09


из стихотворения Н.Наджми «Аленушка». Образование от


нейтральных слов лексических единиц с помощью суффиксов


оценки. Работа с синонимами, имеющими стилистическую и


эмоцианальную окраску.


7.

Диалектные слова.

Наблюдение над лексическими единицами. Знакомство с

П. 3 зад.17

16.09


диалектными словами. Найти диалектные слова в отрывке из


сказки П.Бажова


8.

Профессионализмы.

Актуализация знаний по теме «Лексика». Создание проблемной

П. 4 зад.21

21.09


ситуации. Работа с отрывком из повести В.Кондратьева


«Сашка» и отрывком из повести М.Карима «Долгое, долгое


детство». Работа со словарем. Рефлективная деятельность



11

9.

Заимствованные слова.

Работа с материалом параграфа. Выписать из словаря

П. 5 зад.28

22.09

иностранных слов заимствованные слова из немецкого,


французского, английского языков, составить таблицу. Найти


заимствованные слова в отрывке из сказки М.Ю.Лермонтова


«Ашик-Кериб».

10.

Неологизмы.

Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различие

П. 6 зад.33

23.09

слов по стилистической окраске. Работа в рабочих тетрадях по


репродукции картины Г.Нисского «На путях».

11.

Употребление имени существи-

Наблюдение над ролью имен существительных в тексте. Работа

П. 7 зад.34

28.09

тельного.

по книге З.Биишевой «На берегах большого Ика». Наблюдения


над именами собственными

12.

Употребление имени существи-

Понятие об олицетворении. Выписать олицетворения из

П. 7 зад.40

29.09

тельного.

стихотворения Ханифа.Карима «Урал говорит мне».


Наблюдения над формой падежных окончаний.

13.

Употребление прилагательного.

Наблюдение над употреблением прилагательных в

П. 8 зад.46

30.09

художественных текстах. Работа с отрывком из повести


М.Карима «Радость нашего дома». Стилистическая и


эмоциональная окраска прилагательных. Использование полных


и кратких прилагательных.

14.

Употребление глагола.

Стилистическая и эмоциональная окраска глаголов.

П. 9 зад.49

05.10

Употребление глаголов в переносном смысле. Работа с


отрывком из повести А.Бикчентаева «Сколько лет тебе,


комиссар?» Наблюдения над грамматической формой


глаголов.

15.

Стилистические возможности

Работа с текстом. Показать на примерах из отрывка повести

П. 9 зад.2,8

06.10

глагола.

А.С.Пушкина Станционный смотритель» стилистические


возможности глаголов.

16.

Сравнение.

Понятие о средствах художественной изобразительности.

П. 10 зад.52

07.10

Сравнение. Два способа выражения сравнения. Анализ


стихотворения М.Карима «На берегу осенней Дёмы». Роль


сравнений в стихотворном тексте.

17.

Аллегория.

Аллегория - иносказательное выражение. Работа с русскими и

П. 10 зад.53

13.10

башкирскими пословицами. Аллегорический смысл пословиц.


Аллегории в баснях.


12

18.

Эпитет.

Понятие об эпитетах. Работа с текстом. Роль эпитетов в отрывке

П. 10 зад.56

14.10

из книги И.С.Соколова-Микитова «Русский лес» и книги


Г.Рамазанова «Многоцветье».

19.

Метафора.

Понятие о метафоре. Метафора в русских и башкирских

П. 11 зад.59

19.10

загадках. Роль метафоры в отрывке из повести Н.В.Гоголя


«Сорочинская ярмарка».

20.

Олицетворение.

Олицетворение как вид метафоры. Работа со стихотворением

П. 12 зад.64

20.10

М.Карима «Птиц выпускаю». Роль олицетворений в тексте.


Составление устного высказывания.

21.

Метонимия.

Расширения понятия «тропы». Составление предложений с

П. 13 зад.69

21.10

выразительными средствами языка. Работа по картине


А.Лентулова «Овощи»

22.

Синекдоха.

Наблюдение над материалом для исследования. Пословицы и

П. 14 зад.71

26.10

крылатые слова, основанные на синекдохе. Составление


таблицы.

23.

Гипербола.

Гиперболические образы в литературе. Роль гиперболы в

П. 15 зад.75

27.10

русском и башкирском эпосе. Использование гиперболы в


былинах. Гипербола в живописи.

24.

Порядок слов в предложении.

О трех правилах построения предложений в тексте. Понятие

П. 16 зад.79

28.10

инверсии. Свободный порядок слов в русском языке.

25.

Инверсия.

Роль инверсии в тексте. Работа со стихотворением Мустая

П. 17 зад.83

09.11

Карима «Подарки». Выписать примеры инверсии в тексте.


Творческая работа.

26.

Повтор.

Виды повторов в тексте. Синтаксические и лексические

П. 18 зад.85

10.11

повторы. Повтор в архитектуре. Сопоставление понятий. Работа


с текстом.

27.

Риторический вопрос и восклицание.

Фигуры речи и их роль в художественном тексте. Работа с

П. 19 зад.88

11.11

отрывком из повести З.Биишевой «Емеш». Подбор


иллюстративного материала по теме.

28.

Антитеза.

Антитеза как изобразительное средство языка. Творческая

П. 20 зад.93

16.11

работа: письмо другу с использованием антитезы.

29.

Практикум.

Сочинить описание осеннего леса (поля, реки, города) с

С.90зад.3,4

17.11

использованием изобразительных средств языка.


13

30.

Практикум.

Лингвистическая игра. Сочинить загадки со словами-

С.91зад.6,7

18.11

омонимами. Работа с «бестолковым» словарем.

31.

Что такое юмор.

Значение слова «юмор». Несоответсвие между понятиями,

П. 21 зад.95

23.11

создающими юмористическую ситуацию. Работа по


иллюстрации к басне И.Крылова «Кот и повар».

32.

Комическая неожиданность.

Комическое в литературе. Работа с отрывком из книги

П. 22 зад.99

24.11

К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» и М.Карима «Долгое,


долгое детство». Наблюдение над способами создания юмора в


художественной литературе.

33.

Практикум.

Юмор в жизни и произведениях словесности. Значение

Зад.98

25.11

употребления средств создания юмора в произведении. Работа с


художественными текстами по выбору учащихся.

34.

Соединение несоединимого.

Нарушение смысловой сочетаемости как один из способов

П. 23 зад.107

30.11

создания юмора в произведениях словесности. Небылицы.


Работа со стихотворением Даниила Хармса. Сочетание слов с


разной стилистической окраской.

35.

Практикум.

Средства создания юмора: соединение несоединимых явлений,

Инд. зад.

01.12

предметов, признаков. Наблюдения над примерами из текстов.

36.

Остроумная речь.

Юмористические неологизмы. Работа с лингвистической

П. 24 зад.114

02.12

сказкой Л.Петрушевской «Пуськи бятые». Создание


остроумной речи.

37.

Сочиняем сами.

Создание своего юмористического рассказа. Нахождение

С.111 зад.2,3

07.12

средств создания комического в произведении А.П.Чехова


«Письмо ученому соседу».

38.

Практикум.

Играем со словами. Что такое палиндромы. Разновидности

С.111 зад.5,6

08.12

палиндромов.

39.

Практикум.

Играем со словами. Что такое метаграммы. Составление цепочек

Зад.7

09.12

слов. Работа с анаграммами.

40.

Жанр былины.

Былина как героический эпос русского народа. Былинные

П. 25 зад.118

14.12

сюжеты и герои. Сравнение с героическим эпосом


башкирского народа. Образ Урала-батыра.

41.

Былинный стих.

Особенности былинного стиха. Работа с отрывком из былины

П. 26 зад.119

15.12

об Илье Муромце. Выразительное чтение. Наблюдение над


14

стихотворным ритмом.

42.

Особенности языка былины.

Необычный язык былины. Устаревшие и диалектные слова в

П. 27 зад.121

16.12

былинах. Гиперболы в былинах.

43.

Практикум.

Работа с текстом былины «Первые подвиги Ильи Муромца».

Инд. зад.

21.12

Особенности языка: гиперболы, повторы, постоянные эпитеты.

44.

Работа по картине В.М.Васнецова

Чтение фрагмента былины. Изобразительные средства в

Инд. зад.

22.12

«Богатырский скок (Илья

произведении словесности и в произведении изобразительного


Муромец)».

искусства.

45.

Практикум.

Создание былины. Использование языка былины. Фантастика

Инд. зад.

23.12

в былине.

46.

Практикум.

Творческая работа «Мой любимый былинный герой».

Инд. зад.

28.12

47

Легенда.

Легенда как повествование о событии. Легендарные герои.

П. 28 зад.127

29.12

Легенды о родном крае.

48.

Предания.

Сравнение легенды и предания. Работа с отрывком из «Повести

П. 29 зад.130

18.01

2016

временных лет». Обучение художественному пересказу.

49.

Работа по картине В.М.Васнецова

Беседа по картине В.М.Васнецова «Боян». Составление

П. 29 зад.132

19.01

«Боян».

рассказа по картине.

50.

Практикум.

Викторина «Былины». Рассказывание былин, легенд.

С.127 зад.1

20.01

Интересные семейные предания.

51.

Практикум.

Викторина «Былины». Рассказывание былин, легенд.

С.127-132

25.01

Интересные семейные предания. Кубаиры как героические песни

зад.5,6


башкирского народа.

52.

Отличия трех родов литературы.

Три рода литературы: лирические ,эпические , драматические.

П. 30 зад.133

26.01

Беседа по ранее прочитанным повестям и рассказам башкирских


писателей.

53.

Литературный герой.

Литературный герой. Изображение средствами языка характера

П. 31 зад.138

27.01

литературного героя. Любимый литературный герой. Салават


Юлаев как народный герой башкирского народа.

54.

Характер литературного героя.

Характер литературного героя. Личные качества ,мысли

П. 32 зад.143

01.02

чувства героя , выражаемые в поступках и присущей только


ему речи.

55.

Способы раскрытия характера.

Герой произведения и автор произведения. Особенности

П. 33

02.02

языкового выражения в эпическом произведении.


15

56.

Автор и повествователь.

Автор и повествователь в литературном произведении. Средства

П. 34 зад.148

03.02

для создания художественного образа.

57.

Практикум.

Работа над составлением очерка на тему : « Мой любимой

Зад.150

08.02

уголок в городе Уфа.

58.

Практикум.

Работа с художественными текстами по выбору обучающихся.

Инд. зад.

09.02

59.

Особенности языка эпического

Что такое эпическое произведение. Повествование ,

П. 35 зад.160

10.02

произведения.

рассуждение , описание . Нахождение обучающимися примеров


различного словесного выражения в произведении Степана


Злобина «Салават Юлаев».

60.

Особенности языка эпического

Формы словесного выражения в эпическом произведении.

Инд. зад.

15.02

произведения.

Диалог и монолог в эпическом произведении.

61.

Сочиняем сказку.

Фольклорное наследие башкир- богатырские сказки «Акъял-

С.154 зад.1

16.02

батыр».

62.

Практикум.

Лингвистическая игра .Учимся составлять шарады.

Зад.2

17.02

Инсценировка шарад.

63.

Сочиняем сами.

Творческая мастерская по сочинению шарад. Интересная

С.158

22.02

шарада о курае.

зад.3,4,6

64.

Лирическое произведение.

Лирическое произведение . Его особенности.Аналитическая

П. 36

24.02

работа по стихотворению М. Хариса «Письмо».

65.

Особенности языка лирического

Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в

П. 37 зад.166

29.02

произведения.

лирическом произведении. Работа с текстом З. Биишевой


«Башкирский язык»

66.

Силлабо-тоническое стихосложение.

Понятие о стихосложении. Виды стихосложения: свободный

Инд. зад.

01.03

стих , силлабическое, силлабо-тоническое.

67.

Силлабо-тоническое стихосложение.

Силлабо-тоническое стихосложение. Способ организации

Инд. зад.

02.03

стихотворной речи .

68.

Двусложные размеры стиха.

Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Работа по

П. 38

07.03

определению размера стиха на примерах художественных


текстов башкирских поэтов.

69.

Трёхсложные размеры стиха.

Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Работа по

П. 39

09.03

определению размера стиха на примерах художественных


текстов башкирских поэтов.

70.

Самостоятельная работа.

Работа по определению размера стиха на примерах

Инд. зад.

14.03

16

стихотворений Ш. Бабича.

71.

Звукопись.

Понятие о звукописи. Система звуковых повторов.

П.40

15.03

72.

Аллитерация, ассонанс.

Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза.

П. 40

16.03

Работа по нахождению в текстах М. Карима аллитерации


и ассонанса

73.

Особенности рифмы.

Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее,

П. 41 зад.79

21.03

композиционное значения. Работа с художественными текстами


по выбору обучающихся.

74.

Практикум по стиховедению.

Тексты для анализа М. Гафури «В цветнике».

Инд. зад.

22.03

75.

Главное свойство стихов.

Паузы в стихотворной строке- ритм. Главное свойство стихов.

П. 42

23.03

Анализ стихотворения Б. Заходера «Где поставить запятую ?»

76.

Практикум.

Систематизация знаний по стиховедению. Работа с

С.187 зад.4,5

04.04

художественными текстами по выбору обучающихся.

77.

Творческие работы учащихся.

Викторина.» Кто автор строк и как называется произведение?»

Инд. зад.

05.04

78.

Творческие работы учащихся.

Рефлективный урок . Лигвистическая игра «Буриме» .

Инд. зад.

06.04

79.

Обобщение по разделу «Лирическое

Творческая мастерская. Конкурс на лучшее стихотворение о

Инд. зад.

11.04

произведение».

родном крае.



80.

Характеристики драматического

П. 43

12.04

произведения.

Умение отличать драматическое произведение от эпического и


лирического. Ознакомительная беседа по драме Нажиба


Асанбаева «Красный паша».

81.

Особенности языка драматического

Живая речь действующих лиц. Разговорный язык.

П. 43

13.04

произведения.

Умение отличать драматическое произведение от эпического и


лирического.

82.

Авторские ремарки.

Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка.

Зад.183

18.04

Примеры авторских ремарок из пьесы Д. Юлтыя «Карагул».

83.

Особенности характеристики героя

Главные средства изображения характера героя пьесы -

П. 44 зад.181

19.04

драматического произведения.

поступки и высказывания. Кисса «Тагир и Зухра»-драматическое


произведение. Примеры из текста.



84.

Как изображается характер героя в

Диалог и монолог в пьесе как один из способов раскрытия

П. 44

20.04

пьесе.

характера героя. Знакомство с творчеством Г. Мингажева -


17


известного драматурга Башкортостана.

85.

Сюжет драматического

Сюжет пьесы «Ашкадар» .

П. 45

25.04

произведения.

Способы повествования и описания в пьесе

86.

Сюжет драматического

Способы создания сюжета.

П. 45

26.04

произведения.

Способы повествования и описания в пьесе

87.

Практикум.

Творческая мастерская .Ролевой диалог.Учимся составлять

Инд. зад.

27.04


кроссворды.

88.

Композиция драматического

Понятие о композиции драматического произведения.

Зад.197

03.05

произведения.

Композиция пьесы Х. Ибрагимова «Башмачки»

89.

Целостный анализ рассказа.

Работа с художественными текстами по выбору обучающихся.

Инд. зад.

04.05

90.

Самостоятельная работа.

Анализ отрывков из повести С. Т. Аксакова « Семейная

Инд. зад.

10.05


хроника»

91.

Целостный анализ лирического

Анализ стихотворений Ш. Т. Юсупова и М. Карима.

Инд. зад.

11.05

стихотворения.


92.

Самостоятельная работа.

Работа с художественными текстами по выбору обучающихся.

Инд. зад.

16.05

93.

Обобщение по разделу

Инд. зад.

17.05

«драматическое произведение».

Аналитическая работа с драматическими произведениями


башкирских писателей и драматургов.

94.

Повторение.

Творческая мастерская. Самая трудная загадка.

Инд. зад.

18.05

95.

Повторение.

Творческая мастерская. Отгадайте кроссворд.

Инд. зад.

23.05

96.

Язык как материал словесности.

Отличие значения языка в жизни от значения языка в

П. 46.

24.05


произведении. Словесность - искусство слова.

97.

Произведение словесности.

Произведения , созданные писателем, произведения УНТ.

П. 47

25.05

98

Контрольная работа.

Контроль полученных знаний.

30.05

99.

Работа над ошибками.

Подведение итогов курса.

Коррекция .

Уроки словесности - начало знакомства с искусством слова.

Инд. зад.

Задание на

31.05


лето


18


© 2010-2022