Урок-путешествие в страну Глаголию

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие в страну Глаголию.

(Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»)

Цель: повторение знаний о глаголе, полученных в 5 классе, развивать умение выстраивать свой ответ, воспитывать бережное и внимательное отношение к слову и друг к другу.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Учитель: сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Глаголии. Во время этого путешествия мы вспомним всё, о чём мы узнали о глаголе в 5 классе.

Открыли тетради и записали сегодняшнее число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Глагол как часть речи». Ну что, готовы к путешествию? Тогда вперёд, не будем задерживаться, ведь путешествие будет не из лёгких, но нам помогут преодолеть трудности пути знания.


  1. Чтобы страна Глаголия распахнула перед нами двери, нужно вспомнить, что такое глагол и как он изменяется.

Блиц - опрос:

- Продолжите фразу. Глагол - это часть речи, которая обозначает…(действие)

- Глаголы отвечают на вопросы…(что делать? Что сделать?)

- Какого вида бывают глаголы? (несовершенного и совершенного)

- Глаголы изменяются…(по временам)

- Глаголы изменяются по лицам и числам в каком времени или временах? (в настоящем и будущем времени)

- Глаголы изменяются по числам и родам в единственном числе в каком времени или временах? (в прошедшем времени)

- В предложении глагол обычно бывает… (сказуемым)

- изменение глаголов по лицам и числам называется …(спряжением).

Итак, что же такое глагол? (определение)

3. Мы стоим на пороге этой удивительной страны. Чтобы отправиться дальше нужно расставить ударение в глаголах. А как называется раздел языкознания, который изучает правильность постановки ударения в словах? ( орфоэпия)

Баловать, благоволить, варить, варит, заиндеветь и заиндеветь, закупорить, заржаветь и заржаветь, звонит, информировать, кашлянуть облегчить, опериться, осведомить, принудить, улучшить, черпать, юркнуть и юркнуть.

Давайте запишем ещё два слова и запомним их значение.

Забронировать( закрепить что-нибудь за кем-нибудь), забронировать (покрыть бронёй). В словах поменялось лишь ударение, а значение слова изменилось полностью.


  1. Вот впереди показалась крутая гора под названием Спряжение, преодолев её, мы покорим одну из самых сложных тем, касающихся глагола. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. А какие спряжения имеет глагол? ( 1 и 2).

-Какие глаголы относятся ко второму спряжению? ( все на - ить, кроме брить и стелить, 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть и смотреть), 4 глагола на - ать: слышать, дышать, держать и гнать)

-Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? ( все остальные, а также брить и стелить)

- Как определить спряжение глагола? ( поставить в неопределённую форму и посмотреть, на что он оканчивается)

А для чего нужно знать спряжение глагола? ( чтобы не ошибиться в написании гласной в безударных окончаниях глаголов)

-Определите спряжение у глаголов, поставьте их в 3 лице множественного числа ( какие окончания у глаголов 1 спр. в 3 лице множ. числа. - ут, ют, а у глаголов второго спряжения - ат, ят)

Строить(2), дремать(1), портить(2), наколоть(1), держаться(2), стелить (1), гнать(2), видеть (2), реять(1), зависеть(2).


  1. Перед тем , как выполнить тест, давайте стряхнём накопившуюся усталость.

Физкультминутка.

5. Каждый из вас получит проверочную работу в виде теста, чтобы проверить свои знания о глаголе.

Тест.

А. В каком примере глагол употреблён в переносном значении?

1. гость испугался

2. океан рассвирепел

3. услышал шорох

4. построили мост.

Б. Назовите глагол, употребляемый во фразеологизме.

Кот…

  1. наелся

  2. наплакал

  3. умылся

  4. потянулся

В. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

1. надо упражнят..ся, план не удаст..ся

2. стало смеркат..ся, пора собират..ся

3. не стоит удивлят..ся, будем надеят..ся

4. туман рассеет..ся, хотел отправит..ся

I. 2,3 II. 1, 2 III. 2,4 IV. 3,4

Г. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е.


  1. туман стел..тся, врач леч..т, готов..мся

  2. бор..мся, старик дремл..т, разве..т печаль

  3. снег раста..т, собака ла..т, выед..те утром

  4. наде..тся на успех, собака чу..т, он выдерж..т

I. 1,2 II. 2,3 III. 3,4 IV. 1,4

Д. В каких рядах в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?


  1. они бор..тся с сорняками, пове..ло холодом

  2. волны пен..тся, ребята наде..тся

  3. они высп..тся, собака прола..ла

  4. ре..ли флаги, родители беспоко..тся

I. 1,2 II. 3,4 III. 2,3 IV. 1,4

О результатах теста я вам скажу на следующем уроке.

6. Достопримечательностью страны является центральная площадь, чтобы пересечь её, нужно поработать с текстом.

У каждого из вас есть текст, он воспроизведён и на экране, прочитайте выразительно его.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в изумрудной траве кузнечики, вьются над чудесными цветами жучки, воркуют серо-сизые с зелёной шейкой дикие голуби, стучат по деревьям неутомимые дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются жёлтенькие иволги, кукуют, словно жалуясь на жизнь, кукушки, на разные голоса щебечут свиристели, малиновки… И все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни.

- определите стиль текста, докажите своё мнение. Найдите средства выразительности.( изумрудная трава, чудесные цветы, неутомимые дятлы, стройный гул - эпитеты; лесные голоса стоят стоном - метафора; словно жалуясь на жизнь - сравнение)

- В каком предложении отражена основная мысль текста.

- Слова какой части речи несут в тексте основную смысловую нагрузку. Назовите их.

- Глаголы какого вида и времени используются в тексте

- Что можно передать с помощью глаголов( можно передать звуковое восприятие человеком окружающего мира.)

- И последнее задание. Выполните морфологический разбор глагола ВОРКУЮТ.


  1. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Глаголию, давайте с вами вспомним, что мы повторили о глаголах.



Глагол



Чуть позже мы познакомимся с наклонениями глаголов, узнаем, что бывают разноспрягаемые глаголы, безличные глаголы, а также глаголы переходные и непереходные.

Оценки и домашнее задание. 1. Текст № 26, упр. 461.






Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в изумрудной траве кузнечики, вьются над чудесными цветами жучки, воркуют серо-сизые с зелёной шейкой дикие голуби, стучат по деревьям неутомимые дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются жёлтенькие иволги, кукуют, словно жалуясь на жизнь, кукушки, на разные голоса щебечут свиристели, малиновки… И все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни.


Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в изумрудной траве кузнечики, вьются над чудесными цветами жучки, воркуют серо-сизые с зелёной шейкой дикие голуби, стучат по деревьям неутомимые дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются жёлтенькие иволги, кукуют, словно жалуясь на жизнь, кукушки, на разные голоса щебечут свиристели, малиновки… И все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в изумрудной траве кузнечики, вьются над чудесными цветами жучки, воркуют серо-сизые с зелёной шейкой дикие голуби, стучат по деревьям неутомимые дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются жёлтенькие иволги, кукуют, словно жалуясь на жизнь, кукушки, на разные голоса щебечут свиристели, малиновки… И все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в изумрудной траве кузнечики, вьются над чудесными цветами жучки, воркуют серо-сизые с зелёной шейкой дикие голуби, стучат по деревьям неутомимые дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются жёлтенькие иволги, кукуют, словно жалуясь на жизнь, кукушки, на разные голоса щебечут свиристели, малиновки… И все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни.


Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в изумрудной траве кузнечики, вьются над чудесными цветами жучки, воркуют серо-сизые с зелёной шейкой дикие голуби, стучат по деревьям неутомимые дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются жёлтенькие иволги, кукуют, словно жалуясь на жизнь, кукушки, на разные голоса щебечут свиристели, малиновки… И все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни.





  1. Баловать, благоволить, варить, варит, заиндеветь и заиндеветь, закупорить, заржаветь и заржаветь, звонит, информировать, кашлянуть облегчить, опериться, осведомить, принудить, улучшить, черпать, юркнуть и юркнуть.

1.Баловать, благоволить, варить, варит, заиндеветь и заиндеветь, закупорить, заржаветь и заржаветь, звонит, информировать, кашлянуть облегчить,

опериться, осведомить, принудить, улучшить, черпать, юркнуть и юркнуть.

1. Баловать, благоволить, варить, варит, заиндеветь и заиндеветь, закупорить, заржаветь и заржаветь, звонит, информировать, кашлянуть облегчить, опериться, осведомить, принудить, улучшить, черпать, юркнуть и юркнуть.

1.Баловать, благоволить, варить, варит, заиндеветь и заиндеветь, закупорить, заржаветь и заржаветь, звонит, информировать, кашлянуть облегчить, опериться, осведомить, принудить, улучшить, черпать, юркнуть и юркнуть.

1.Баловать, благоволить, варить, варит, заиндеветь и заиндеветь, закупорить, заржаветь и заржаветь, звонит, информировать, кашлянуть облегчить, опериться, осведомить, принудить, улучшить, черпать, юркнуть и юркнуть.





Тест.

А. В каком примере глагол употреблён в переносном значении?

1. гость испугался

2. океан рассвирепел

3. услышал шорох

4. построили мост.

Б. Назовите глагол, употребляемый во фразеологизме.

Кот…

1.наелся

  1. наплакал

  2. умылся

  3. потянулся

В. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

1. надо упражнят..ся, план не удаст..ся

2. стало смеркат..ся, пора собират..ся

3. не стоит удивлят..ся, будем надеят..ся

4. туман рассеет..ся, хотел отправит..ся

I. 2,3 II. 1, 2 III. 2,4 IV. 3,4

Г. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е.


  1. туман стел..тся, врач леч..т, готов..мся

  2. бор..мся, старик дремл..т, разве..т печаль

  3. снег раста..т, собака ла..т, выед..те утром

  4. наде..тся на успех, собака чу..т, он выдерж..т

I. 1,2 II. 2,3 III. 3,4 IV. 1,4

Д. В каких рядах в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?


  1. они бор..тся с сорняками, пове..ло холодом

  2. волны пен..тся, ребята наде..тся

  3. они высп..тся, собака прола..ла

  4. ре..ли флаги, родители беспоко..тся

I. 1,2 II. 3,4 III. 2,3 IV. 1,4

8

© 2010-2022