Письменные работы на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Письменные работы на уроках литературы

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» (Литература. Родная литература) должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

Уровень и количество

часов программы

Классы

5

6

7

8

9

10

11

Базовый (А)

2

2

2

2

3

3

3

классное сочинение

3

3

4

4

5

4

2

домашнее сочинение

1

1

1

1

1

3

5

Профильный (В)



социально-гуманитарный


5

5

филологический


5

5

классное сочинение


7

7

домашнее сочинение


3

3

Таким образом, в V - VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения); в VII - VIII классе - не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения); в IX классе - не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений); в X - XI классах - не менее 7 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения в X классе и 2 сочинения - в XI классе). В профильных классах, классах углублённого изучения литературы количество письменных работ увеличивается пропорционально увеличению учебного времени.

При планировании работы по литературе необходимо ориентироваться на требования итоговой аттестации выпускников. Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Именно поэтому сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. В этой связи необходимо акцентировать внимание на формирование у учащихся следующих умений, выявляемых в ходе промежуточной аттестации в форме сочинения по литературе:

- создавать текст в соответствии с заданной темой;

- обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении или в иных источниках, привлекаемых для написания сочинения;

- логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;

- подбирать убедительные аргументы, опираясь на литературный и культурный контекст;

- выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;

- осуществлять обоснованный/мотивированный выбор языковых средств;

- оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

Обращаем внимание преподавателей-словесников на необходимость формирования у обучающихся умения построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Следует предлагать темы, сформулированные именно в виде проблемного вопроса. При составлении тем сочинений желательно придерживаться формулировок в виде проблемного вопроса («Почему…?», «Как …?», «Каким образом…?», «В чём…?»), предлагать темы, ориентированные на анализ прозаического, драматического или поэтического текста, анализ эпизода и т.п. Такого типа вопросы указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме своеобразной литературно-критической работы (сочинения). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам, «вечным» вопросам.

Возможен также вариант работы над сочинениями малых форм, которые выполняются на одном уроке. Целесообразно в рамках подготовки к итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ по литературе предлагать ученикам задания, на которые нужно дать развёрнутый ответ в объеме 8 - 10 предложений. При этом учитель должен чётко разъяснить разницу, т.к. задания, предполагающие развёрнутый ответ, и задания, требующие написания сочинения, имеют несколько принципиальных различий.

Во-первых, они отличаются заданным объёмом связного высказывания (краткий ответ выявляет умение экзаменуемого лаконично и точно ответить на вопрос, развёрнутое сочинение позволяет оценить степень сформированности умения аргументированно рассуждать на литературную тему, обоснованно формулировать тезисы, приводить доказательства и иллюстрировать их конкретными примерами).

Во-вторых, указанные два типа заданий отличаются содержательно: краткие связные ответы ориентированы на приведённый фрагмент или полный текст художественного произведения, тогда как полный развёрнутый ответ ориентирован на проблематику творчества писателя (писателей) или его произведения. Соответственно, отличия этих заданий проявляются и в различных критериях их оценки. Если задания с кратким ответом оцениваются по одному критерию, то задания, требующие написания сочинения, по пяти (глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении суждений; владение теоретико-литературными знаниями; обоснованность привлечения текста произведения; последовательность и логичность изложения; следование нормам речи).

Рекомендуем при оценивании устных ответов и сочинений учащихся по литературе учитывать критерии выставления оценок, определённые методическим письмом Минобразования России «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе» / Программа по литературе. - М.: Просвещение, 1988 г./.

В соответствии с Методическим письмом «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» для контрольных работ по литературе выделяется специальная тетрадь, которая в течение всего учебного года хранится в школе. Рабочие тетради по литературе рекомендуется проверять в 5 - 9 классах не реже двух раз в месяц, в 10 - 11 классах - не реже одного раза в месяц в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся».

Если учитель проверяет письменное высказывание ограничено развёрнутого ответа или развёрнутый ответ в формате ГИА или ЕГЭ, то требования к написанию и проверке соответствуют критериям указанной итоговой аттестации.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся, согласно Методическому письму «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей», являются обучающие работы, к которым относятся:

  • конспекты первоисточников и рефераты по литературе в IX - XI классах;

  • планы и конспекты лекций учителя на уроках в X - XI классах;

  • планы статей и других материалов из учебников;

  • сочинения и письменные ответы на вопросы по литературе;

  • составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).



© 2010-2022