Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души

-«Книга, которою нельзя начитаться»,- назвал Ираклий Андроников поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души». Одна из причин этого - лирические    отступления, встречающиеся на страницах  произведения.   Сегодня  на  уроке  мы  постараемся   убедиться   в   правоте высказывания      известного      исследователя-литературоведа, познакомившись с лирическими отступлениями и уяснив их роль в раскрытии идейного содержания поэмы. Скажите, что принято называть лирическими отступлениями? Лирические отступления, не...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Черный Яр»


Методическая разработка урока по литературе в 10 классе

«Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

под ред. Лебедева






Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории:

Иванова Людмила Алексеевна



с. Черный Яр


Цель: знакомство с лирическими отступлениями, уяснение их роли в раскрытии авторского замысла поэмы, анализ изобразительно-выразительных средств языка лирических отступлений.

Оборудование: портрет писателя, тексты художественного произведения, иллюстрации учащихся к лирическим отступлениям.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

-«Книга, которою нельзя начитаться»,- назвал Ираклий Андроников поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души». Одна из причин этого - лирические отступления, встречающиеся на страницах произведения. Сегодня на уроке мы постараемся убедиться в правоте высказывания известного исследователя-литературоведа, познакомившись с лирическими отступлениями и уяснив их роль в раскрытии идейного содержания поэмы. Скажите, что принято называть лирическими отступлениями? Лирические отступления, не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в произведение литературы.

Мы впервые встречаемся с лирическими отступлениями на страницах поэмы «Мертвые души» или же знакомились с ними прежде? В каком произведении? (Учащиеся называют роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин, вспоминают темы лирических отступлений, желающие читают отрывки из романа наизусть).

II. Работа по теме урока.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску, где помещены ваши иллюстрации к лирическим отступлениям. Назовите их темы. (Учащиеся называют темы) -А теперь конкретнее поговорим о них.

Рассуждения автора о толстых и тонких. В чем заключается, на ваш взгляд, основная авторская мысль?

-Н.В. Гоголь изображает два типа мужчин: толстых, как преуспевающих в жизни, и тонких, не достигших «степеней известных». Первые- знатные господа, сильные мира сего, последние- люди небогатые, не слишком знатные.

Два типа людей, два различных образа жизни. Чичиков сразу же причислил себя к толстым.

Обратимся к следующей иллюстрации. Узнаете? Конечно, Плюшкин. Случайно ли он оказался здесь? (Учащиеся воспоминают содержание поэмы (конец V главы), когда Чичиков, уезжая от Собакевича, просит одного из его крестьян указать дорогу к Плюшкину. Крестьянин не сразу вспомнил Плюшкина, а вспомнив, называет его «Заплатанный!». Это оброненное случайно слово, характеризующее сущность характера Плюшкина, стало поводом к рассуждению автора о метком русском слове). В конце V главы писатель рассуждаете метком русском слове. (Учащиеся наизусть рассказывают отступление).

Чем восхищается Гоголь? Действительно ли это так? Приведите примеры народной мудрости, заключенные в метком слове. (Учащиеся называют пословицы и поговорки). Примерно: Глупа та птица, которой свое гнездо не мило Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Была бы спина - найдется и вина. Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернит. Не все то золото, что блестит. Приведенные вами пословицы подтверждаю мысли Гоголя об уме, сметливости, мудрости русского народа, который так ценил и любил великий писатель. Ему он противопоставляет бездуховность помещиков, где самой запоминающейся фигурой стал Плюшкин. Какую оценку автор дает своему герою? Рассказывая о деградации этого помещика, писатель гневно пишет «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Как эти слова характеризуют писателя? Звучит контраст, пугающий контраст юности и грядущей старости, автор предупреждает читателя, дает совет, как избежать духовного очерствения. В VII главе Гоголь размышляет о судьбах и путях двух писателей в России. Какой путь избирает он сам? Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высокоидейную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются «с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям» и создают только возвышенные образы; другие напротив, выставляют «выпукло и ярко на всенародные очи» повседневные характеры, которыми «кипит наша земная, подчас горькая и скучная дорога».

Сам Гоголь выбирает «тернистый путь писателя-реалиста, писателя- сатирика, беспощадно обличая пошлость и косность.

Он убежден в том, что «автор должен сказать святую правду» своим читателям, как бы она ни была горька.

-Да, безусловно, Гоголь - писатель сатирик. И сатирическое изображение помещиков, чиновничьего мира в поэме тому подтверждение, но мне бы хотелось подчеркнуть, что он и романтик одновременно.

Вспомним его рассуждение о мечте, озаряющей жизнь человека /V глава чтение отрывка. Не правда ли, способность ощущать романтический порыв, по Гоголю, прекрасна?!

Как прекрасна и песнь о России, пропетая автором в 11 главе. (Учитель читает отрывок: «Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного прекрасного далека, тебя вижу...)

Каким чувством проникнуто это лирическое отступление? (Тоска и любовь одновременно. Сопричастности к судьбе России.)

Через всю поэму у Гоголя проходит мотив дороги. (Чтение отрывка: «Какое страшное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листва, холодный воздух...»)

Образ дороги у писателя не случаен. Дорога для него - это Русь, а Русь - это ничем не стесненная свобода. И в конце поэмы появляется образ знаменитой «птицы-тройки». (Чтение наизусть отрывка о «птице-тройке»).

В этом лирическом отступлении Гоголь проводит открытую параллель между «птицей-тройкой» и Русью. Каковы образы этого отступления? Какова судьба ожидает Россию?

Образ народа - ярославский расторопный мужик», ямщик характеризуют мастеровитость, удаль, размах русской души. Образ будущего России не был отчетливым. Писатель не знал, куда несется Русь-тройка. Но этот путь светел.

В отличие от многих современников, Гоголь верил в Россию, верил в её будущее, верил в её возрождение.

Писателю хотелось, чтобы Русь преодолела свою инертность, вековую инертность и полетела птицей, как это виделось ему из своего «прекрасного далека! в мечтах. (В исполнении ученицы звучит песня «Дороги России). Учитель: Лирические отступления безусловно напоминают нам поэтическую речь. И достигается это благодаря изобразительно-выразительных средств языка. Назовем их. Язык лирических отступлений соответствует возвышенной задаче: здесь используется высокий стиль речи, средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому:

-оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое-уничтожительное) - высокая образность:

а) метафоры (как соблазнительно, крадется дремота... Какая ночь совершается в вышине);

б) метафорические эпитеты (устремлен пронзительный перст, дерзкие дива природы);

в) гиперболы (Здесь ли не быть, богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?);

-поэтический синтаксис:

а) риторические вопросы (И какой не русский не любит быстрой езды?)

б) восклицания (Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, за кони!) в) обращения ( О моя юность! О моя свежесть!);

г) анафоры (Что в ней, в этой песне? Что пророчит твой необъятный простор?);

д) повторы (Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться..., его ли душе не любить такое?);

е) градация (Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?);

ж) инверсия (Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного прекрасного далека, тебя вижу).

Завершая сегодняшний урок, скажем, что лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию образа Родины от бытовых деталей до масштабных, наполненных философским содержанием образов. Это песнь о России и его народе, наполненная глубоко личными размышлениями и переживаниями прозаика. Автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом русского народа. Он восхищается бойким, ярким словом простых людей.

Показать душу русского человека мог только патриот, прекрасно знающий и понимающий своих соотечественников, всем сердцем болеющий за них, человек с живой душой.

Таким представляется нам сквозь призму лирических отступлений автор поэмы - Николай Васильевич Гоголь, создавший книгу, «которой нельзя начитаться».

© 2010-2022