Урок по русскому языку на тему Имя существительное. Обобщение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по русскому языку на тему Имя существительное. Обобщение.Урок по русскому языку на тему Имя существительное. Обобщение.

Тема урока: Имя существительное. Обобщение.

Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийных презентаций.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] -М.: Просвещение, 2014.

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, карточки с разноуровневыми заданиями, видеоролик с сайта infourok для проведения физкультминутки.

Ход урока.

1. Организационный момент

- проверяется готовность к уроку;

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы с вами проводим один из завершающих уроков по теме «Имя существительное» (Приложение 1. Слайд 1)

Сейчас нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Мы уже систематизировали знания об орфограммах и способах образования имен существительных. Завтра будем работать над контрольным диктантом. Поэтому домашнее задание как раз и будет связано со всем этим материалом. Запишем его в дневник. Упр. 315 или 316 письменно 1 на выбор. Посмотрите и выберете, что вам важнее повторить к следующему уроку.

Итак, откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока.

Каждый урок русского языка - это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!

Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи - имени существительного. Основная цель нашего урока - повторить и обобщить изученное.

(Приложение 1. Слайд 2)

Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.

3. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

Учитель: Один из лингвистов говорил: «Существительное - дирижёр грамматического оркестра» В.Ветвицкий(Приложение 1. Слайд 3)

Работа с эпиграфом. - Что он хотел сказать этим эпиграфом? (ответы учеников)

Учитель: Учёные установили, что имя существительное - самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более 40% всех слов в русском языке - имена существительные.

С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое. Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажными зарисовками, только зимними. Ведь за окнами самая настоящая русская зима!

Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки имени существительного, произведя его морфологический разбор.

Работа 1 учащегося у доски с записанным заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:

Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…

Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)

2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.

4. Практическая работа № 1

Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени существительном.

Учитель: Так что же такое имя существительное? Давайте попробуем слепить снеговика. Почему снеговика? Потому что за каждый правильный ответ о существительном вы будете получать снежки, мы их слепим вместе и получится эта веселая зимняя фигура, часто стоящая в наших дворах в снежные дни.

Итак, начнем. Работать мы будем так. Если вы отвечаете правильно. То цвет облачка меняется на зеленый. А если нет - туча мрачнеет. (Приложение 2. Презентация.)

Дополнительные вопросы к слайдам:

Слайд № 3 (постоянные признаки - род)

- Что нового узнали о категории рода в 6 классе? (есть существительные общего рода)

- Какие существительные называются именами существительными общего рода?

Слайд № 4 (постоянные признаки - склонение)

- Сколько склонений у существительных в русском языке?

- Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

- Какие существительные относятся к несклоняемым?

Слайд № 5 (непостоянные признаки - падеж, число)

- Назовите падежи с вопросами.

- Есть ли существительные только ед. числа или только мн. числа? Приведите примеры.

Слайд № 6 (вопросы существительного)

- Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. - неодуш.)

Учитель: Тучки с вашими правильными ответами просыпались снегопадом, и мы, слепив много снежков, получили замечательного снеговика! Теперь видно, какими морфологическими признаками обладает эта часть речи. (Приложение 1. Слайд 4)

- Посмотрите внимательно на слайд. О каком морфологическом признаке мы забыли поговорить? (собст. - нариц.)

5. Работа со схемой.

Учитель: Мы говорим о предметном значении существительного. Уточните, что именно

могут обозначать существительные? ( после ответов учащихся на слайде появляется схема) Приложение 1. Слайд 5

Учитель: Составим кластер. Это подобие кисти винограда. Как ягодки присоединяются к грозди, так и мы попробуем нанизать слова на предложенную схему, приводя примеры разных по значению существительных.

Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных - предметное.

6. Практическая работа № 2

Учитель: Теперь мы поработаем с некоторыми составляющими нашей схемы. Распределите существительные в соответствии с их значением, укажите склонение:

синева, катание, снегопад, озноб, прыжок, метель, туман, мороз, темнота, белизна, отдых, зима, радость.

Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет

1 ряд

2 ряд

3 ряд

(Приложение 1. Слайд № 6)

Взаимопроверка (по слайду 7. Приложение 1)

7. Практическая работа № 3

Учитель: А сейчас мы поработаем самостоятельно. У каждого на столе лежит карточка. (Приложение 3) Вы видите, что она промаркирована разным цветом. Это сделано целенаправленно. Каждый из вас, идя на урок, хочет получить хорошую оценку, поэтому я приготовила вам такие задания, чтобы ваше желание исполнилось, и вы легко справились с предложенной работой. В чистое поле большого цветного прямоугольника впишите, пожалуйста, свою фамилию и имя.

Выполнять задания мы будем постепенно. Сначала сделайте под номером 1.

Оно связано со знанием тем, изученных в 6 классе.

8. Работа с доской. Приложение 4.

Учитель: Чтобы хорошо справиться со следующим заданием карточки, выполним задание. Мы помним, что имена существительные по родам не изменяются.

Род есть и у несклоняемых существительных. Это вызвало у вас много вопросов при изучении темы, посмотрим, что вы запомнили и чему научились.
Задание: найдите четвертое «лишнее».


1) Кафе, какаду, кашне, кино
2) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль
3) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь

9. Работа по карточкам. Задание №2 (Приложение №3)

Учитель: Теперь выполним самостоятельно задания под номером 2 с вашей карточки.

10. Физкультминутка.

Учитель: Повторим основные орфограммы, изученные в теме «Имя существительное»

Я говорю слова, а вы встаете со своих мест, если у вас на столе лежит карточка с нужной буквой: на празднике, у елки, снежок, в инее, со свечой, в ожидании. Одного ученика спрашивать объяснение орфограммы.

Учитель: Скажите, почему мне было легко проверить, кто допустил ошибку?

(Карточки на столах учеников лежали по очертанию написания соответствующих букв)

11. Работа с доской. Приложение 4

Учитель: Выполним ещё одно задание на повторение орфограмм, знание которых пригодятся при работе с третьим заданием карточки и завтра на диктанте.

Задание: зайчонок пробежался по поляне и разбил комочки - слова. Поможем им снова соединиться. (Самостоятельно, потом к доске: существительные с суффиксами -чик-/ -щик- и -ек-/ -ик- )

Самопроверка.

12. Работа по карточкам Задание №3 ( Приложение №3)

13. Синтаксическая пятиминутка.

Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения:

1. Дети радовались первому снегу. (подлежащее)

2. Давно на площадях города стоят украшенные елки. (обстоятельство, выраженное наречием)

3. Взрослые и дети ждут новогодние подарки. (сказуемое)

4. До наступления праздника осталось совсем немного.(дополнение без предлога, выраженное существительным 2 склонения среднего рода)

5. Салат оливье - главное блюдо Нового года.(дополнение)

Приложение №1. СЛАЙД № 8

Дети давно ждут наступления Нового года.

Задание 2: запишите 2-3 предложения о приближающемся празднике. Подчеркните существительные как члены предложения. (зачитать 1-2 работы)

14. Подведение итогов урока.

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

Учитель: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.

У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет - о.

(на доске: 1- согласен, 0 - не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.

1. У имени существительного число и падеж - непостоянные признаки.

2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на -а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.

Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)

1 - 1 5 - 1

2 - 1 6 - 1

3 - 0 7 - 0

4 - 0 8 - 1

Учитель: Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке, и на всех других, когда изучалось существительное. 5 - любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.

15. Оценки за урок.

Учитель: Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски. Много комочков - плюсиков к основной оценке заработали. Укажите, сколько, записав рядом с вашей фамилией на карточке.

16. Заключительное слово

Учитель: Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное», вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Спасибо за урок!





© 2010-2022