- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сообщение на тему: Современные педагогические технологии как средство повышения качуства образования на уроках русского языка и литературы
Сообщение на тему: Современные педагогические технологии как средство повышения качуства образования на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гребенина Л.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.
Гребенина Людмила Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Черкасское Вольского
района Саратовской области».
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.
Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многовариантные даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает уже не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и в процессе наблюдения за окружающей жизнью, из средств массовой информации, а это требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень.
Такой подход возможен лишь в школе с развивающими процедурами обучения, личностно ориентированными педагогическими технологиями.
При этом должны произойти изменения личностных ориентации учителя. Он должен представлять, что пред ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, а яркие неповторимые личности - он обязан их глубоко уважать, ценить. Педагогическое содействие, помощь и поддержка каждому ученику должны стать основной функцией профессионального педагога.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:
1. Технология разноуровнего обучения.
2. Технология коллективного взаимообучения.
3. Технология сотрудничества.
4. Технология модульного обучения.
УМК по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской - является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности.
В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и её влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка. Содержание УМК предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка. Кроме того, в учебниках представлены инвариантная и вариативная части, обеспечивающие право каждого ребёнка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития.
Содержание УМК создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности. Одной из форм является "работа в парах". Учащимся предоставляется возможность "учиться - обучая": объяснять учебный материал другим. Процесс обучения при "работе в паре" приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке.
УМК предлагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей каждого ученика. Комплект отличается сбалансированностью репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, индивидуальных и групповых форм активности.
Инновационные технологии.
1. Технология перспективно - опережающего обучения.
Её основным концептуальным положением можно назвать личностный подход, нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершёнными ошибками; дифференциация, т.е. доступность знаний для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).
Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Последующая тема даётся на каждом уроке малыми дозами 5-7 минут. Тема раскрывается медленно, последовательно, со всеми логическими переходами. В обсуждение нового материала вовлекаются сначала сильные, затем средние, и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
Другой особенностью этой технологии является комментирующее управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю,
записываю. При этом развиваются логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления, ученик становится в положение учителя, управляющего классом.
2. Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности не только ребёнка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.
Технологии проблемного обучения.
(исследовательский метод).
В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения,
уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.
Технологии развивающего обучения.
Центральное место занимает работа по чёткому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определённого целого. Доминирующее начало в этой системе - индуктивный путь. Посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чём вещи и явления сходны и в чём различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения. Затем выделяют разные стороны и свойства явлений.
Методическая цель любого урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
В ней акцент делается на формирование теоретического мышления школьников.
Они учатся и привыкают понимать происходящее вещей и явлений материального мира, абстрактные понятия, отражающие их взаимосвязь, словесно формулировать своё видение различных процессов, в том числе и самого теоретического мышления.
Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя, творца. Педагог на каждом уроке организует коллективную мыслительную деятельность -диалоги, дискуссии, деловое общение детей. На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором - проблемное обучение.
Методика обучения строится на проблематизации.
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. При развивающем обучении качество и объём выполненной учеником работы оценивают не с точки зрения учителя о посильности, доступности знания ученику, а сточки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать его персональное развитие, совершенство учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития.