Коммуникативно-мыслительная техника Понимание текста на примере сценария занятия по рассказу В. Гаршина Сигнал

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор сценария Загородняя Е.В, учитель литературы МБОУ СОШ № 5"г.Нефтеюганска

Дидактическая схема урока литературы в 5 классе. Работа с умением понимания

Тема: Конфликт в рассказе Гаршина "Сигнал"

Цели урока:

Образовательная: суть понятия конфликт в литературном произведении

Развивающие: развивать коммуникативную и языковую компетенции учащихся, навыки выборочной работы с художественным текстом, развивать образное и творческое мышление.

Что делает учитель

Что делает ученик

1.Вступительное слово учителя

Всеволод Гаршин - российский писатель. Очень рано стал интересоваться взрослыми вопросами о смысле жизни. Это был вдумчивый, любознательный и живой человек, очень добрый и справедливый к людям (по воспоминаниям его современников).Всеволод Гаршин - человек нелегкой судьбы участвовал в русско-турецкой войне (1877г.) рядовым в пехотном полку. По окончании войны был произведен в офицеры. Все его произведения пронизаны идеей борьбы за свободу личности, уничтожение неравенства между людьми. Страстно любил Родину

2.Выявление первичного восприятия

Вы прочитали рассказ "Сигнал"

Кто из героев вам понравился? Почему?

Проверка домашнего задания( составить план рассказа)





3.Соотнесите план с элементами композиции

Какой момент является кульминацией?

1.Экспозиция

2.Завязка

3.Развитие действия

4.Кульминация

5. Развязка.

4.Выявление позиций героев.

Распределение заданий по группам.

Кто главный герой рассказа?

1 группа. Какие жизненные взгляды были у Семена. как они проявлялись в его жизни?

2 группа. Какие жизненные взгляды были у Василия Чем был недоволен Василий? На кого злится? Какие черты характера Василия проявляются при ссоре его с начальником? Кто прав в этом споре? (Докажите текстом)

Каждая группа свои размышления оформляет на листах в форме схемы

5. работа с понятием (работа в группах с составлением схемы)

5.1.Какой конфликт лежит в основе рассказа?

Что такое конфликт в рассказе?

6.Обсуждение работы групп

Участники каждой группы (поочерёдно) выступают со своими рассуждениями по предложенным вопросам.

На центральной доске оформляется схема развития основного конфликта в произведении. Показываются разные участники этого конфликта и их характеристики.

5.1.а. кто главный герой? столкновение в кульминации между этими героями происходит?

5.1.б. На чьей стороне правда?

Мы проследили, как зародился конфликт между начальником и Василием, как он развивался

5.2.Что такое конфликт?

Конфликт - художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.. Конфликт в литературе является основой художественной формы произведения, развития его сюжета. Конфликт и его разрешение зависит от концепции произведения.

В рассказе конфликт между Семеном и начальником и между Семеном и Василием. Это разница их позиций.

7.Рефлексия

Как мы определили, что такое конфликт в рассказе?

Будет ли этот способ работать в других рассказах?

6. Конфликт и его разрешение зависит от позиции автора

Как разрешился конфликт в рассказе?

Но в решающий кульминационный момент (когда Семен, обливаясь кровью, держал спасательный флаг на железнодорожных путях, а приближающийся поезд был все ближе и ближе) Василий решает вернуться, он помог Семену удержать флаг.

- Что повлияло на возвращение Василия к месту совершенного им действия?

Можно ли назвать поступки героев в финале рассказа подвигом? почему?

Сообщение ученика о биографии







2. Выявление первичного восприятия Василий-за справедливость ,он гордый

Семен-спас людей

План

1. Жизнь Семена до устройства на железную дорогу.

2.Жизнь на железной дороге.

3.Знакомство с Василием.

4.Споры с Василием о жизни.

5 Рассказ Василия о ссоре с начальником.

6.Отвинченный рельс.

7 Поступок Семена.

8..Василий вернулся.

3. Соотнесите план с элементами композиции

1.Экспозиция(1,2)

2.Завязка(3)

3.Развитие действия(4,5)

4.Кульминация (6,7)

5. Развязка.(8)

4.Выявление позиций героев.

Работа в группах

Каждая группа свои размышления оформляет на листах в форме схемы

1 группа Семен - любит людей, терпелив к ним: "Терпеть надо, что Бог пошлет, то и будем принимать". У него тяжелая жизнь, но он ей доволен, он храбрый, может ценой своей жизни спасти других людей.

2 группа Василий- злой на людей, горяч (чуть начальника не зашиб до смерти). Не желает мириться и молчать: "Как можно жить на такое жалованье? Правду надо искать и жаловаться на этих начальников, не молчать!" у него возникает конфликт с начальником, который приводит его к преступлению.

5 работа с понятием (работа в группах с составлением схемы)

5.1.а.конфликт между Василием и его начальником

5.1.б. конфликт между Василием и Семеном

6. Обсуждение работы групп

5.2.Дают определение (фиксация на доске) Конфликт -

противоречий в жизни людей,

воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей..

Конфликт в литературе является двигателем сюжета.

Конфликт и его разрешение зависит от позиции автора



© 2010-2022