Разработка урока русского языка по теме Письмо. Структура текста повествования

Разработка урока русского языка по теме:    Письмо.  Структура текста повествования.   Цель: создать условия для формирования личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий при знакомстве с особенностями эпистолярного жанра. Задачи:Развивать эмоциональные переживания  учащихся, выраженные в отношении к событиям общественной   жизни, к окружающим людям, товарищам, родным.Воспитание отзывчивости, чуткости у учащихся, доброжелательного отношения к окружающим.Учить составлять текст пи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Номинация «Лучшая разработка урока письма» 1- 4 классы.

Слайд 1.

Тема: Письмо. Структура текста повествования.

Цель: создать условия для формирования личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий при знакомстве с особенностями эпистолярного жанра.

Задачи:

  • Развивать эмоциональные переживания учащихся, выраженные в отношении к событиям общественной жизни, к окружающим людям, товарищам, родным.

  • Воспитание отзывчивости, чуткости у учащихся, доброжелательного отношения к окружающим.

  • Учить составлять текст письма, соблюдая структуру и стилистические особенности текста.

Оборудование: мультимедийная презентация, словарь Ожегова, иллюстрации, конверт.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Прежде чем начать урок, повернитесь друг к другу. Представьте, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите своему соседу. Как много улыбок засветилось! Я тоже дарю вам свою улыбку и надеюсь, что мы с вами дружно поработаем и получим от урока радость и хорошее настроение.

Слайд2

  1. Актуализация знаний.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

На занятии, в игре

Тихо, правильно сидим

О письме поговорим.

Слайды 3-6

  1. Игра: «Кот в мешке».

Отгадайте загадки и скажите, что объединяет все эти слова.

А). Дом из жести, а жильцы в нём вести. (Почтовый ящик).

Б) Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею. (Конверт)

В) Без крыльев, а летит;

Без языка, а говорит. (Письмо)

Г) Голубочка бела, в избу влетела,

Что на свете видала, про всё рассказала. (Газета)

Слайд7.

Ящик, конверт, письмо, газета.

- Что объединяет все эти слова?

( Это все слова имена существительные, и общая тема: «Почта».)

Слайд 8.

  1. Постановка учебной задачи.

1.Беседа.

Что такое почта? (Почта - это учреждение для пересылки писем, лёгких грузов, денег и т.д., а также здание, где оно помещается.).

Что мы получаем, вскрывая конверт? (Письмо).

Что такое письмо? (написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.)

Сохранились ли у вас дома письма? (Да, нет)

Для чего, с какой целью люди пишут письма? (Необходимость общения между людьми).

Слайд 9

Как в современном мире происходит общение людей? (По телефону, телефаксу, интернету).

Вывод: Эти удобные и современные средства связи вытеснили письма деловые и личные. А в прошлых веках переписка между людьми была чрезвычайно популярна. Приходилось ли вам писать письма? (больше ответов «нет»).

- Ребята, сформулируйте главную цель урока. Что сегодня нам предстоит выяснить? Чему научиться?

Слайд 10.

  1. Усвоение новых знаний.

  1. Работа со словом ПИСЬМО.

  • Индивидуальное задание. Два человека работа со словарём С.И. Ожегова и составляют родственные слова. Уч- ся записывают под диктовку. (Письмо, письмецо, письмишко, письмовник ( в старину сборник образцов для составления писем), письмоносец (то же, что почтальон), письмоводитель ( устарев. переписчик, писарь).

  • Работа в парах. Составить словосочетания со словом ПИСЬМО.

Проверка: получить письмо, долгожданное письмо, письмо от бабушки, сдать письмо, отправить письмо, заказное письмо, искусство письма, написать письмо.


  1. Учитель: Я предлагаю вам написать письмо.

Кому можно адресовать письмо? (бабушке, родственникам, другу, президенту).

Что должно интересовать родителей в ваших письмах? (как здоровье, настроение, какие друзья, интересные случаи?)

Что можно сообщить родственникам, а что президенту?

С чего следует начать письмо? ( С приветствия).

Как обратиться к адресату: «на вы», или «на ты»? От чего это зависит?

Слайд 11

  1. Схема письма.

Письмо - это текст, в котором выделяют части: начало, основная часть, концовка.

Слайд 12-14.

1.

Обращение и начальные фразы о состоянии переписки

дорогие, любимая, уважаемый, получила ваше письмо, давно не получала от вас письма, очень захотелось написать…

2. о

с

н

о

в

н

а

я

ч

а

с

т

ь

- сообщение о новостях;



- вопросы к адресату;

- благодарности;

- просьба писать письма;

- Передачи привета

- Прощание

Опишу вам, как идёт жизнь дома (в школе, в лагере)…

Я хочу рассказать Вам (тебе) …

У нас много новостей, расскажу обо всём по порядку…

У нас гостили…

Мы видели…

Как вы живёте? Как ваше здоровье? Какие у вас новости?

Спасибо за внимание…

Прошу Вас (тебя) писать мне…

(ответить мне на письмо)…

жду ответа…

Передай большой привет…

до свидания… до скорой встречи…

3.

Концовка и подпись.

Дата и место написания.

Целую крепко…, Скучаю…

Любящий (ая) Вас

С Уважением к Вам…

Слайд 15.

  1. Практическая работа.

Написать письмо:

Другу, семье, в газету, президенту и т.д.

Учащиеся пишут письмо, пользуясь памяткой.

Слайд 16.

5. ФИЗМИНУТКА. Гимнастика для глаз: глазками рисуем конверт.

V. Закрепление изученного материала.

Слайд 17

1) чтение писем (3-4 человека)

2) Беседа:

- Чьё письмо вам понравилось больше всего и чем?

- Какое письмо легче читать адресату? (То, в котором события указаны последовательно, где выделены обращения, абзацы, поставлены чёткие и ясные вопросы).

3) Игра «Доскажи словечко».

- Получателя письма называют… (адресатом)

- Человека, который пишет письмо… (отправителем)

- Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма… (конверт)

- Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен… (индекс).

Физминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Нас работа ещё ждёт…

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех,

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Слайд 18,19.

4) Работа с конвертом.

Мы написали письмо. Что надо сделать, чтобы оно попало к другу? (положить его в конверт). Рассмотрите конверт. Вспомните, какие сведения нужно указывать на конверте. Как пишут название городов, улиц? Какие ещё слова пишут с большой буквы? В каком падеже пишут фамилию получателя, а в каком отправителя? Что такое почтовый индекс? (Это последовательность цифр, которая облегчает сортировку писем).

Практическая работа. Подписывание конверта.

Слайд 20.

  1. Правила письма

- Используй чистый, непомятый лист бумаги.

- Пиши разборчиво.

- Сведения указывай последовательно

- Написанное письмо вкладывай в конверт, предварительно сложив лист текстом вовнутрь.

- Не спеша подпиши конверт, точно указывая, кому и куда предназначено письмо. Не забудь про индекс.

Получив письмо, как можно быстрее дай на него ответ.

VI. Рефлексия.

Оцените урок. На партах у детей конверт и марки красного, жёлтого, зелёного цвета. Красная - отлично усвоил урок, жёлтая- хорошо, зелёная - не всё было понятно. Прикрепите марку и отправьте мне письмо.

VII. Итог урока.

Слайд 21.

Учитель: Поделитесь впечатлениями об уроке, используя такие слова: научился; было интересно; больше всего понравилось; понял, что; приобрёл; мне захотелось…

Учитель:

Письмо само никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит, пролетит, проплывёт

Тысячи вёрст пути.

С. Маршак

1. Какой путь должно проделать письмо, прежде чем дойдёт до нужного адресата?

Слайд 22.

Рубрика «Это интересно».

Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. А раньше, каким только способом не отправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Первооткрыватель Колумб тоже пользовался «бутылочной почтой», но его письмо было выловлено из воды через 363 года. Почтальонами работали голуби и даже пчёлы. Во время Второй Мировой войны вывели новую породу почтовых голубей, которые летали ночью. Во-первых, неприятель не увидит, а во-вторых - дневные хищные птицы не заметят. В Древнем Риме были организованы станции с конными курьерами, которые доставляли устные распоряжения и письма во все концы. В Западной Европе для связей монастырей друг с другом использовали странствующих монахов. Известна также почта мясников. Заготовители скота, разъезжая по стране, заодно развозили и письма по пути.

2. Какое значение играют письма в жизни людей? ( Большое. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают в трудные минуты и разделяют радость. До отправления можно переписать текст письма, если что-то не понравилось или человек писал письмо в плохом настроении и грустные мысли никогда не узнает получатель. К письмам часто прикладывают рисунки или даже поделки. С возрастом круг адресатов расширяется, иногда появляется необходимость написать в газету или журнал).

3. Какие чувства вы испытывали, когда читали полученные письма?

( Приятно чувствовать заботу, внимание со стороны друзей и родственников).

Слайд 23, 24

11. Домашнее задание.

Отредактировать текст, переписать его на чистый лист и отправить адресату.

Творческое:

-Пофантазируйте и расскажите, о чём бы могли разговаривать письма в почтовых мешках, которые перевозит самолёт во все концы.

Литература:

  1. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. - М., «Вако», 2006.

  2. Кувашова Н.Г. Сочинения для учащихся 1-4 классов.- Волгоград, «Учитель», 2000.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., «Русский язык», 1988.

  4. Яковенко Г.П., Яковенко Н.Г. Энциклопедия школьнику.- Киев, МП «Сканнер», 1994.




© 2010-2022